После назначения президента КХЛ Дмитрия Чернышенко вице-премьером правительства России лиге пришлось искать нового руководителя. Самой вероятной кандидатурой называли управляющего директора МХЛ Алексея Морозова — он и стал новым президентом КХЛ. Совет директоров лиги заочным голосованием единогласно одобрил назначение, и Морозов подписал четырехлетний контракт. «Кандидатура от нашей безысходности», — скептически прокомментировал сменщика Чернышенко двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров. Чего ждать хоккеистам, болельщикам и спортивным функционерам от нового босса КХЛ?
Кто такой Морозов
У Алексея Морозова, воспитанника московских «Крыльев Советов», почти идеальное резюме хоккеиста. Крутой бомбардир с редкими лидерскими качествами. В чемпионате России/КХЛ сыграл под 1000 матчей, набрал 899 очков и взял три чемпионских титула. Поиграл в НХЛ — за семь сезонов в «Питтсбурге» успел даже засветиться в эпизоде «Брата-2». Заработал за карьеру под $30 млн. Серебряный призер Олимпийских игр 1998 года и двукратный чемпион мира. При этом на победных для России турнирах 2008-го и 2009 годов был капитаном сборной — и это многое говорит об авторитете Морозова-хоккеиста.
Морозов завершил карьеру в 2014-м, и ему прочили одну из руководящих должностей в «Ак Барсе» или в компании «Татнефть». Для хоккейного Татарстана он культовый хоккеист, с капитаном Морозовым главная команда республики трижды становилась лучшей в стране. Но с возвращением в Казань не сложилось, а летом 2015-го Алексей был назначен управляющим директором Молодежной хоккейной лиги.
Никаких знаковых решений за почти пять лет Морозова в МХЛ не случилось. Смена логотипа (май 2019-го) и новый дизайн трофея победителям (август 2019-го) — вот, пожалуй, главные события периода его руководства. Лига не развивалась, не деградировала, скорее топталась на месте, что для спортивной организации вряд ли можно назвать успехом.
Едва ли не самым запоминающимся эпизодом Морозова в МХЛ стал его недавний заочный конфликт с Игорем Ларионовым. Великий в прошлом хоккеист, а теперь — тренер молодежной сборной, после окончания молодежного чемпионата мира открыто обвинил лигу в коррумпированности: талантливые игроки получают мало игрового времени в клубах, а в состав попадают те, за кого платят родители и/или агенты. Морозов спустя несколько дней ответил через пресс-службу, выразив недоумение словами легенды. На этом ситуация была исчерпана.
Чего ждать от Морозова в КХЛ
При первом же общении с журналистами после избрания на новую должность Морозов обозначил несколько приоритетных направлений своей работы: отстаивание потолка зарплат в КХЛ, легализация аренды игроков и переговоры с НХЛ о проведении совместных матчей.
Нынешний регламент КХЛ запрещает аренду, но клубы все равно используют такой трансферный формат: меняют хоккеистов на денежную компенсацию, зачастую мизерную, а через определенный срок производят обратный обмен. Легализация процесса позитивно скажется на имидже лиги, но по сути ничего не изменит.
Переговоры с НХЛ — тема тоже важная, но, судя по сообщениям инсайдеров, игры между командами двух лиг могут состояться не раньше сезона 2021/22. Получается, что главная проблема, которой предстоит заняться Морозову прямо сейчас — ограничение зарплат.
С сезона-2020/21 КХЛ установила жесткий потолок затрат в 900 млн рублей (с учетом индивидуальных и командных премий — 1,2 млрд рублей). Чернышенко неоднократно заявлял, что этот пункт регламента будет строго соблюдаться, а нарушителей ждут суровые наказания. Морозов тоже пообещал отстаивать важнейшее в истории лиги решение, которое должно серьезно повысить уровень конкуренции. Вопрос — хватит ли у него авторитета? В КХЛ есть несколько команд, которые не хотят знать никакого «потолка», тем более жесткого. Яркий пример — ЦСКА, членом наблюдательного совета которого является премьер-министр Михаил Мишустин. Зарплатный бюджет команды в сезоне 2019/20 составляет 1,75 млрд рублей. Сможет ли Морозов выдержать напор клубов-олигархов, если те захотят продавить решение об отмене потолка? В этом уверенности пока нет.
Да, работа КХЛ выстроена таким образом, что окончательное решение по ключевым вопросам остается за советом директоров. Но позиция президента здесь нередко имеет определяющее значение. Чернышенко был инициатором введения потолка зарплат и всячески лоббировал эту идею — и она постепенно воплотилась в жизнь. Идеализировать прежнего босса КХЛ не стоит, самостоятельность и последовательность он стал проявлять не сразу. Но у Морозова нет времени в запасе, потолок зарплат нужно отстаивать здесь и сейчас, даже временный отказ от его введения станет серьезным ударом по лиге.
Надолго ли Морозов в КХЛ
Вот уже несколько недель обсуждаются инсайды о том, что Морозов — кандидатура временная. Несколько источников сообщали, что новый президент проработает в должности до сентября, а затем его сменит президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель. До сегодняшнего дня все выглядело логично: именно в сентябре истекает четвертый срок полномочий нынешнего главы ИИХФ, организацию он покидает, о его теплых отношениях с руководителями российского хоккея и лично с президентом Владимиром Путиным хорошо известно.
Сдав один из важнейших постов в мировом хоккее, швейцарец вполне может перебраться в Россию и принять КХЛ. Лига давно мечтает о расширении, но за счет финансово крепких команд. За 26 лет работы президентом Международной федерации Фазель наверняка скопил множество ценных связей в клубах и национальных федерациях, которые должны помочь более глубокой интеграции КХЛ с Европой.
Но теперь все выглядит не так однозначно. Причина — четырехлетний контракт Морозова. Такой длинный срок соглашения выглядит как кредит доверия новому президенту и вроде подразумевает его отставки через 7 месяцев. Но и назначения Фазеля в КХЛ контракт Морозова не исключает. Вполне возможно, Рене получит должность вроде «директор по развитию». Но кто даст гарантию, что при таком раскладе именно швейцарец не будет реальным, а не формальным боссом лиги?
Чтобы понять, кого видит в Морозове руководство страны (а именно там согласовывали его назначение, как когда-то — решение о создании КХЛ) — человека, который будет развивать лигу, или авторитетного хоккеиста, способного лишь стать ее лицом — нужно дождаться сентября. Вероятно, многое в этом вопросе будет зависеть от того, как новый президент проведет несколько ближайших месяцев.