К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Шуми Бабаев, хоккейный агент: «КХЛ — это социальный проект, а не коммерческий продукт»

Фото Алексея Даничева / РИА Новости
Фото Алексея Даничева / РИА Новости
Хоккейный агент Шуми Бабаев — о том, как меняется КХЛ и когда клубы научатся жить без бюджетного финансирования

За лето-2017 в КХЛ произошло много событий: команд стало меньше, зарплатный потолок снизился, а самый звездный игрок лиги Илья Ковальчук не уехал в НХЛ. По случаю старта нового сезона эксперт Forbes объясняет, почему все это случилось и что будет дальше.

Про сокращение команд в КХЛ

Факт В чемпионате 2017/18 вместо 29 команд сыграют 27 – лигу покинули хорватский «Медвешчак» и новокузнецкий «Металлург». Кроме того, на днях было объявлено о планах сокращения лиги до 24 клубов – уже со следующего сезона.

Не вижу большого криминала в том, что лига изменила вектор развития (еще осенью 2016-го Дмитрий Чернышенко озвучивал стратегию расширения КХЛ в Европе и Азии до 30 клубов. – Forbes). Да, в Новокузнецке есть хоккейная школа, которая воспитала много хороших игроков. Сама по себе она приносит пользу, поставляет игроков для лиги. А вот менеджмент «Металлурга» работает абсолютно непрофессионально. Их предупреждали: стадион не соответствует нормам, команда занимает беспросветно низкие места. Правильно, что непрофессиональный клуб убрали из лиги. С другой стороны, команду практически лишили шансов вернуться в КХЛ. Потому что в Высшей хоккейной лиге (там теперь будет выступать новокузнецкий «Металлург». –  Forbes) проблемы – например, с посещаемостью – только усугубятся.

 

К сожалению, в КХЛ есть еще 2-3 клуба с аналогичной ситуацией непрофессионального менеджмента. Если их исключат из лиги, никто не пострадает. Только по пять человек из этих клубов найдут себе новую работу в КХЛ. Естественно, что на такие команды зрители не ходят.

Про календарь КХЛ

 
Факт В расписании на сезон 2017/18 по традиции предусмотрены паузы на игры сборной. В итоге в регулярном чемпионате команды сыграют по 56 матчей. Для сравнения: в НХЛ клубы проводят по 82 игры (без учета плей-офф).

Единственное, что совершенно не устаканено в КХЛ – это календарь, который верстается в последнюю очередь. Это говорит о несерьезности отношения лиги к этому процессу. Мы все время кого-то ждем – то одну команду, то другую.

В КХЛ огромные паузы перед турнирами сборных, вместо 70-80 матчей клубы играют меньше 60. Так не должно быть. Можно ввести какие-то правила – например, не вызывать одного хоккеиста в сборную больше двух раз за сезон – и не останавливать чемпионат. А то игрок получает под 300 млн рублей в год и играет всего 56 матчей в регулярном чемпионате, а должен – 70-80.

Это беспредел, что КХЛ и сборная никак не могут найти компромисс на тему перерывов. Вот канадцы собираются за неделю до турнира и прекрасно играют. Но не стоит заблуждаться насчет КХЛ. Это не коммерческий продукт, а социальный проект. Лига развивалась бы лучше без такой очевидной заточенности календаря под национальную команду, но в нашей стране сборная – самое главное.

 

Про потолок зарплат

Факт В сезоне 2017/18 максимум зарплатной ведомости установлен на уровне 900 млн рублей, однако клубы могут его превысить, уплатив 20% разницы в бюджет лиги. Весной 2017-го президент КХЛ Дмитрий Чернышенко объявил, что с сезона 2019/20 лига введет жесткий потолок зарплат (правда, нескольких игроков сборной разрешат вывести из-под лимита), а к сезону 2020/21 снизит его до 600 млн рублей. В НХЛ же, наоборот, зарплатный максимум растет – $75 млн в сезоне 2017/18 против $73 млн в прошлом сезоне.

Не понимаю этого стремления к жесткости зарплатного бюджета. Ну, может себе ЦСКА взять шесть звеньев, пусть берет, не надо этому завидовать. Но надо сделать так, чтобы молодые хоккеисты, не сыгравшие определенное количество игр в КХЛ за конкретный период, становились свободными агентами. Иначе условный ЦСКА забирает себе игрока и держит его на лавке, не давая ему развиваться. И целый пласт перспективных игроков оказывается невостребованным под теми ребятами, которые делают результат. И тогда появляется скрытая аренда, потому что другого варианта для этих игроков просто нет. Так почему бы не легализовать эту аренду? Чтобы лига состояла из конкурентных команд, а не из клубов-олигархов и их придатков.

Считаю, жесткий потолок не нужен, потому что команды будут нелегально выводить игроков за потолок и платить больше, – я почти стопроцентно в этом уверен. Такие механизмы у нас, к сожалению, всегда придумываются. В целом идея сделать максимальный потолок в 600 млн рублей с возможностью кого-то выводить за пределы лимита кажется мне неправильной. На мой взгляд, оптимальный вариант – это потолок зарплат не больше 1,2-1,5 млрд рублей. Но должна быть открытая и всем понятная схема, куда идут деньги, которые в качестве санкций за превышение лимита платят лиге богатые команды. А не то, что сейчас, когда деньги вроде бы платят, но куда они идут – неизвестно. Средства должны идти на реконструкцию арен, на страхование игроков, на рекламу лиги.

Про Олимпиаду

Факт Самый длительный перерыв в календаре сезона 2017/18 – с 24 января по 25 февраля 2018 года – забронирован под Олимпиаду в Пхенчхане. Две недели – на подготовку сборной, остальное – сами соревнования. НХЛ никаких олимпийских пауз на этот раз не запланировала, так что игрокам довольно сложно будет выступить в Корее.

Могу точно сказать, что есть ребята, которые специально не уехали в НХЛ, чтобы сыграть на Олимпиаде. Считаю, Ковальчук остался из-за этого. Он съездит на Игры в Корею, а потом спокойно вернется в НХЛ. И неважно, сколько ему будет лет. В НХЛ в паспорт не смотрят. Он не только хорошо играет, но и делает клубу и лиге рекламу, там об этом тоже думают. Это же финансовый проект, и там всегда сделают выбор в пользу Ковальчука, а не какого-нибудь молодого безвестного игрока.

 

Но чтобы из-за Олимпиады вернуться из НХЛ – не верю. Не думаю, что переезд Михаила Григоренко (из «Колорадо» в ЦСКА) или Никиты Нестерова (из «Монреаля» в ЦСКА) имеет олимпийское объяснение. НХЛ – это космос, абсолютно другая лига, совершенно другая цивилизация. Если игрок там востребован, он оттуда не уедет. Там все профессионально, все заточено под хоккей. На каждом матче – по 22 000 зрителей. Оттуда никто просто так не уезжает. У Андрея Маркова, который перебрался из «Монреаля» в «Ак Барс», были, кроме прочего (клуб не продлил с 38-летним хоккеистом контракт. – Forbes ), личные обстоятельства для возвращения в Россию. И я считаю, что Марков очень поможет команде. Тем более он согласился на адекватную, незавышенную зарплату. Примерно как у Мозякина.

Про низкую посещаемость

Факт Посещаемость матчей КХЛ снижается второй сезон подряд: 6423 зрителя в среднем на матче регулярного чемпионата 2014/15 (6594 – с учетом плей-офф), 6301 – в сезоне 2015/16 (6445), 6124 – в сезоне 2016/17 (6313).

Низкая посещаемость – не системная проблема лиги, а проблема конкретной команды. СКА приводит людей на стадион, а ЦСКА – нет. 3300 зрителей в среднем за матч у одной из лучших команд лиги – это катастрофа. А все потому, что у ЦСКА нет нормального стадиона (команда играет в «Ледовом дворце» 1991 года постройки на 5600 зрителей. – Forbes), куда можно было бы приходить семьями. Никто не захочет идти туда, где нужно отстоять огромную очередь за позавчерашним бутербродом. Сейчас народ не обманешь: чтобы зритель выбрал хоккей, а не кино, театр или вечер у HD-телевизора, его нужно продавать. Это раньше в провинциях больше некуда было пойти, кроме как на матч местной команды, а сейчас все развивается. Вот Роман Ротенберг (вице-президент СКА. – Forbes) в Питере смог добиться зрительского интереса (у СКА средняя посещаемость в сезоне 2016/17 – 11 375 человек. – Forbes), в Минске смогли (13 153), а в ЦСКА – нет.

Фото Александра Николаева·Интерпресс·ТАСС

Про низкие телерейтинги

 
Факт Редкие матчи КХЛ (и только плей-фф) собирают телеаудиторию больше 500 000 зрителей. По средним показателям хоккейный чемпионат проигрывает и футболу, и биатлону. А в декабре 2016-го Первый канал, ссылаясь на низкие рейтинги, заменил прямую трансляцию игры сборной России и Чехии на передачу «Давай поженимся».

Статистика по просмотрам ужасающая. В два раза меньше, чем у футбольной Премьер-лиги – это, считай, никто. И в этом уже конкретная вина лиги: нет хорошей рекламы, не развивается бренд, нет качественной телекартинки. Хоккей – наш национальный вид спорта №1, и КХЛ должна тут более агрессивно действовать.

Про доминирование СКА 

Факт У питерского СКА самая большая зарплатная ведомость (по данным «Контур. Фокус» за 2016 год клуб потратил 3 млрд рублей на оплату труда). В команде играют три самых дорогих хоккеиста лиги – Вячеслав Войнов, Илья Ковальчук (по оценкам экспертов, по 270 млн рублей в год) и Павел Дацюк (250 млн рублей). За последние три сезона СКА дважды выигрывал Кубок Гагарина.

Мы все время пытаемся сделать крайними богатые клубы. Но их менеджеры просто выполняют свою работу – находят деньги, чтобы финансировать команду, и покупают топ-игроков. Почему другие так не могут? Работайте – и спонсоры придут. Где-то регионы, где-то местный бизнес выделяют клубам средства, молодых хороших игроков в провинции много, но зачастую руководители команд просто не хотят работать – хотят только получать деньги. Так что не надо сваливать с больной головы на здоровую.

Доминирование СКА или агрессивная трансферная политика ЦСКА – это не проблема этих клубов, а проблема неэффективного менеджмента остальных. Как заработать, как уговорить игрока остаться – это их работа, с которой они не справляются. В КХЛ есть клубы, где игроки получают небольшие деньги и не уходят в другие команды на бОльшие зарплаты, – вот там работает менеджмент. Тот же Максим Шалунов несколько лет имел предложения из СКА, но оставался в Новосибирске. Так что это частные дела регионов и клубов. Если вы не создаете условия для спортсменов, то чего вы хотите? СКА ориентируется на НХЛ: человек приехал, ему обеспечили максимальный комфорт, он отрабатывает контракт, ведет себя подобающим образом, он уехал, все. А в другом клубе у ребят клюшек нет, перчаток нет, шлемов нет. Игрок бы, может, и остался, но у него нет условий для работы и роста, тренер сомнительный. Так почему он должен отказаться уйти в СКА или в ЦСКА в таком случае?

 

Про доходы клубов и лиги

Факт По итогам сезона 2014/15 КХЛ впервые получила прибыль (от реализации телеправ и прочей коммерческой активности) и выплатила клубам 114 млн рублей, в следующем сезоне руководство лиги отчиталось о росте прибыли в 2,3 раза, а командам досталось уже 243 млн рублей. Однако, как признает президент КХЛ Дмитрий Чернышенко, клубы по-прежнему сильно зависят от бюджетного финансирования, а их коммерческие доходы составляют в среднем лишь 14%. Для сравнения: по итогам сезона 2015/16 НХЛ заработала $4,1 млрд – на 3% больше, чем в сезоне 2014/15, а средняя стоимость клуба, по оценке Forbes, достигла в 2016-м $517 млн.

Невозможно получать прибыль, играя на стадионе, где проводит матчи ЦСКА. Да какой бы стадион ни был... Возьмите цены на билеты в НХЛ. $100-200, на плохие места – $50, в плей-офф – в среднем $400-500. Ну кто у нас сможет даже $100 за билет платить даже в Москве? Никто. И как тогда прибыль получать? СКА сейчас собирает больше 11 000 зрителей, будет собирать 20 000, но даже с такой заполняемостью арены добиться прибыли сложно. За сколько они могут продавать билеты? Ну самое-самое-самое дорогое – это 2000 рублей в среднем. Вот и посчитайте возможный доход. Тут вопрос экономики страны в целом. Люди должны больше зарабатывать и больше платить за билеты, чтобы клубы стали прибыльными. А пока такие вложения в игроков никак не отбить, конечно. Это не футбол, где можно жить за счет продажи игроков, в хоккее нет такой подпитки. Билеты, мерчандайзинг и прочая коммерция – это очень важно для хоккейных клубов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+