Шуми Бабаев, хоккейный агент: «КХЛ — это социальный проект, а не коммерческий продукт»
За лето-2017 в КХЛ произошло много событий: команд стало меньше, зарплатный потолок снизился, а самый звездный игрок лиги Илья Ковальчук не уехал в НХЛ. По случаю старта нового сезона эксперт Forbes объясняет, почему все это случилось и что будет дальше.
Про сокращение команд в КХЛ
Не вижу большого криминала в том, что лига изменила вектор развития (еще осенью 2016-го Дмитрий Чернышенко озвучивал стратегию расширения КХЛ в Европе и Азии до 30 клубов. – Forbes). Да, в Новокузнецке есть хоккейная школа, которая воспитала много хороших игроков. Сама по себе она приносит пользу, поставляет игроков для лиги. А вот менеджмент «Металлурга» работает абсолютно непрофессионально. Их предупреждали: стадион не соответствует нормам, команда занимает беспросветно низкие места. Правильно, что непрофессиональный клуб убрали из лиги. С другой стороны, команду практически лишили шансов вернуться в КХЛ. Потому что в Высшей хоккейной лиге (там теперь будет выступать новокузнецкий «Металлург». – Forbes) проблемы – например, с посещаемостью – только усугубятся.
К сожалению, в КХЛ есть еще 2-3 клуба с аналогичной ситуацией непрофессионального менеджмента. Если их исключат из лиги, никто не пострадает. Только по пять человек из этих клубов найдут себе новую работу в КХЛ. Естественно, что на такие команды зрители не ходят.
Про календарь КХЛ
Единственное, что совершенно не устаканено в КХЛ – это календарь, который верстается в последнюю очередь. Это говорит о несерьезности отношения лиги к этому процессу. Мы все время кого-то ждем – то одну команду, то другую.
В КХЛ огромные паузы перед турнирами сборных, вместо 70-80 матчей клубы играют меньше 60. Так не должно быть. Можно ввести какие-то правила – например, не вызывать одного хоккеиста в сборную больше двух раз за сезон – и не останавливать чемпионат. А то игрок получает под 300 млн рублей в год и играет всего 56 матчей в регулярном чемпионате, а должен – 70-80.
Это беспредел, что КХЛ и сборная никак не могут найти компромисс на тему перерывов. Вот канадцы собираются за неделю до турнира и прекрасно играют. Но не стоит заблуждаться насчет КХЛ. Это не коммерческий продукт, а социальный проект. Лига развивалась бы лучше без такой очевидной заточенности календаря под национальную команду, но в нашей стране сборная – самое главное.
Про потолок зарплат
Не понимаю этого стремления к жесткости зарплатного бюджета. Ну, может себе ЦСКА взять шесть звеньев, пусть берет, не надо этому завидовать. Но надо сделать так, чтобы молодые хоккеисты, не сыгравшие определенное количество игр в КХЛ за конкретный период, становились свободными агентами. Иначе условный ЦСКА забирает себе игрока и держит его на лавке, не давая ему развиваться. И целый пласт перспективных игроков оказывается невостребованным под теми ребятами, которые делают результат. И тогда появляется скрытая аренда, потому что другого варианта для этих игроков просто нет. Так почему бы не легализовать эту аренду? Чтобы лига состояла из конкурентных команд, а не из клубов-олигархов и их придатков.
Считаю, жесткий потолок не нужен, потому что команды будут нелегально выводить игроков за потолок и платить больше, – я почти стопроцентно в этом уверен. Такие механизмы у нас, к сожалению, всегда придумываются. В целом идея сделать максимальный потолок в 600 млн рублей с возможностью кого-то выводить за пределы лимита кажется мне неправильной. На мой взгляд, оптимальный вариант – это потолок зарплат не больше 1,2-1,5 млрд рублей. Но должна быть открытая и всем понятная схема, куда идут деньги, которые в качестве санкций за превышение лимита платят лиге богатые команды. А не то, что сейчас, когда деньги вроде бы платят, но куда они идут – неизвестно. Средства должны идти на реконструкцию арен, на страхование игроков, на рекламу лиги.
Про Олимпиаду
Могу точно сказать, что есть ребята, которые специально не уехали в НХЛ, чтобы сыграть на Олимпиаде. Считаю, Ковальчук остался из-за этого. Он съездит на Игры в Корею, а потом спокойно вернется в НХЛ. И неважно, сколько ему будет лет. В НХЛ в паспорт не смотрят. Он не только хорошо играет, но и делает клубу и лиге рекламу, там об этом тоже думают. Это же финансовый проект, и там всегда сделают выбор в пользу Ковальчука, а не какого-нибудь молодого безвестного игрока.
Но чтобы из-за Олимпиады вернуться из НХЛ – не верю. Не думаю, что переезд Михаила Григоренко (из «Колорадо» в ЦСКА) или Никиты Нестерова (из «Монреаля» в ЦСКА) имеет олимпийское объяснение. НХЛ – это космос, абсолютно другая лига, совершенно другая цивилизация. Если игрок там востребован, он оттуда не уедет. Там все профессионально, все заточено под хоккей. На каждом матче – по 22 000 зрителей. Оттуда никто просто так не уезжает. У Андрея Маркова, который перебрался из «Монреаля» в «Ак Барс», были, кроме прочего (клуб не продлил с 38-летним хоккеистом контракт. – Forbes ), личные обстоятельства для возвращения в Россию. И я считаю, что Марков очень поможет команде. Тем более он согласился на адекватную, незавышенную зарплату. Примерно как у Мозякина.
Про низкую посещаемость
Низкая посещаемость – не системная проблема лиги, а проблема конкретной команды. СКА приводит людей на стадион, а ЦСКА – нет. 3300 зрителей в среднем за матч у одной из лучших команд лиги – это катастрофа. А все потому, что у ЦСКА нет нормального стадиона (команда играет в «Ледовом дворце» 1991 года постройки на 5600 зрителей. – Forbes), куда можно было бы приходить семьями. Никто не захочет идти туда, где нужно отстоять огромную очередь за позавчерашним бутербродом. Сейчас народ не обманешь: чтобы зритель выбрал хоккей, а не кино, театр или вечер у HD-телевизора, его нужно продавать. Это раньше в провинциях больше некуда было пойти, кроме как на матч местной команды, а сейчас все развивается. Вот Роман Ротенберг (вице-президент СКА. – Forbes) в Питере смог добиться зрительского интереса (у СКА средняя посещаемость в сезоне 2016/17 – 11 375 человек. – Forbes), в Минске смогли (13 153), а в ЦСКА – нет.
Про низкие телерейтинги
Статистика по просмотрам ужасающая. В два раза меньше, чем у футбольной Премьер-лиги – это, считай, никто. И в этом уже конкретная вина лиги: нет хорошей рекламы, не развивается бренд, нет качественной телекартинки. Хоккей – наш национальный вид спорта №1, и КХЛ должна тут более агрессивно действовать.
Про доминирование СКА
Мы все время пытаемся сделать крайними богатые клубы. Но их менеджеры просто выполняют свою работу – находят деньги, чтобы финансировать команду, и покупают топ-игроков. Почему другие так не могут? Работайте – и спонсоры придут. Где-то регионы, где-то местный бизнес выделяют клубам средства, молодых хороших игроков в провинции много, но зачастую руководители команд просто не хотят работать – хотят только получать деньги. Так что не надо сваливать с больной головы на здоровую.
Доминирование СКА или агрессивная трансферная политика ЦСКА – это не проблема этих клубов, а проблема неэффективного менеджмента остальных. Как заработать, как уговорить игрока остаться – это их работа, с которой они не справляются. В КХЛ есть клубы, где игроки получают небольшие деньги и не уходят в другие команды на бОльшие зарплаты, – вот там работает менеджмент. Тот же Максим Шалунов несколько лет имел предложения из СКА, но оставался в Новосибирске. Так что это частные дела регионов и клубов. Если вы не создаете условия для спортсменов, то чего вы хотите? СКА ориентируется на НХЛ: человек приехал, ему обеспечили максимальный комфорт, он отрабатывает контракт, ведет себя подобающим образом, он уехал, все. А в другом клубе у ребят клюшек нет, перчаток нет, шлемов нет. Игрок бы, может, и остался, но у него нет условий для работы и роста, тренер сомнительный. Так почему он должен отказаться уйти в СКА или в ЦСКА в таком случае?
Про доходы клубов и лиги
Невозможно получать прибыль, играя на стадионе, где проводит матчи ЦСКА. Да какой бы стадион ни был... Возьмите цены на билеты в НХЛ. $100-200, на плохие места – $50, в плей-офф – в среднем $400-500. Ну кто у нас сможет даже $100 за билет платить даже в Москве? Никто. И как тогда прибыль получать? СКА сейчас собирает больше 11 000 зрителей, будет собирать 20 000, но даже с такой заполняемостью арены добиться прибыли сложно. За сколько они могут продавать билеты? Ну самое-самое-самое дорогое – это 2000 рублей в среднем. Вот и посчитайте возможный доход. Тут вопрос экономики страны в целом. Люди должны больше зарабатывать и больше платить за билеты, чтобы клубы стали прибыльными. А пока такие вложения в игроков никак не отбить, конечно. Это не футбол, где можно жить за счет продажи игроков, в хоккее нет такой подпитки. Билеты, мерчандайзинг и прочая коммерция – это очень важно для хоккейных клубов.