Как 27-летний предприниматель превратил прачечную покойного отца из банкрота в бизнес на $150 млн
«Я не мог допустить, чтобы имя моего отца было запятнано. Если ты банкрот, твоя репутация уничтожена», — говорит 27-летний Якуб Хиджази, президент компании Star Laundry, расположенной в городке Патерсон, штат Нью-Джерси. В 2011 году его отцу Юсефу диагностировали рак легких и спустя четыре месяца он скончался. Якуб, который тогда был 19-летним студентом, обнаружил, что основанные отцом химчистка и прачечная с выручкой $4 млн в год находятся на грани краха.
Хиджази бросил учебу, чтобы спасти Star Laundry. «Я даже выбросил учебник, что было уже лишним, — рассказывает он. — Я сказал матери, что не вернусь в университет».
С тех пор Хиджази, который в этом году попал в рейтинг Forbes «30 до 30» в сфере производства и промышленности, не просто защищает наследие своего отца. Его прачечная теперь стирает простыни и полотенца более чем для 100 из примерно 800 отелей Нью-Йорка, включая Conrad New York и W Times Square. По оценкам Forbes, компания обрабатывает до 40% белья, которое используется в отелях города, и получает около $70 млн выручки в год. Добавьте к этому другие активы Хиджази, включая недвижимость в Нью-Джерси и производство белья в африканском Бенине, и годовой доход его бизнеса приблизится к $120 млн.
Миллионы из грязного белья: как открыть химчистку для звезд шоу-бизнеса
Прачечные в Нью-Йорке — это бизнес с беспощадной конкуренцией: цены колеблются от 30 до 45 центов за полкилограмма белья. Ради захвата рынка предприниматели готовы безудержно демпинговать, что иногда приводит к фиаско. Компания Prestige Industries, некогда крупнейший конкурент Хиджази, в 2017 году подала на банкротство, и ее активы впоследствии выкупила инвестиционная фирма, которой принадлежит прачечная PureTex Solutions. «Весь рынок сражается за одни и те же 200 гостиниц. Мы слышали, что некоторые наши конкуренты берут менее 27 или 28 центов за полкилограмма, и это просто безумие», — рассказывает основатели сети Cooperative Laundry Сан Чо, который в прошлом возглавлял прачечные Prestige.
Хиджази, который владеет 100% Star Laundry, очаровал клиентов тем, что с 03:30 утра лично принимал заказы и держал средние цены, чтобы получить контракты с отелями и одновременно сохранить прибыль. «Наше конкурентное преимущество — качество, — говорит он. — Вот почему у нас нет менеджеров по продажам».
В штаб-квартире Star Laundry в Патерсоне Хиджази продемонстрировал мне одну из своих четырех гигантских туннельных стиральных машин. Грязное белье прибывает сюда в 400-килограммовых баках с надписью «Star Laundry Baba Joe 1948–2011» — в память о его отце. Затем партии по 65 кг проходят через модули в туннеле, где загрязнения уничтожаются с помощью воды, нагретой до 180 градусов. Используя пероксид водорода и другие химикаты, Star Laundry освежает цвет белья. Компания может одновременно стирать белье нескольких отелей благодаря тому, что машина состоит из разных отделений и управляется компьютером.
Хиджази провел детство в 20 минутах от отцовской прачечной, но никогда не планировал там работать. «Он даже не хотел, чтобы я туда приходил», — говорит Хиджази о своем отце, который в 17 лет приехал из Ливана в Нью-Йорк и открыл несколько ресторанов, в том числе Star Deli, прежде чем заняться стиркой профессионально. Юсеф перебрался из Бруклина в Нью-Джерси, потому что рабочая сила там дешевле, а требования профсоюзов мягче.
Народное потребление. Как в 29 лет зарабатывать 40 млн рублей в год на продаже ношеных вещей
Когда Хиджази принял бразды правления после смерти отца, на него свалилось многое. «Когда тебе 19 лет, тебя никто не слушает», — вспоминает он. Компания столкнулась с нехваткой денежных средств, задолженностью перед муниципалитетом, налоговыми залогами и штрафами от Федерального управления по охране труда. Хиджази занял $300 000 на погашение всех долгов, закрыл не слишком успешную химчистку и нанял специалиста по технике безопасности, чтобы решить проблемы в этой области.
Обзванивая отели, он использовал свою молодость как конкурентное преимущество. В 2012 году он заключил сделку с DoubleTree на Лексингтон-авеню, а потом пробился и в другие гостиницы, в том числе в Westin Times Square. «Отели к тому моменту поняли, что, стремясь сэкономить, они получали кошмарный сервис», — рассказывает он.
Дон Фрейзер, опытный топ-менеджер из гостиничной индустрии, который управлял отелями Park Central и WestHouse, в 2016 году заключил контракт со Star Laundry на стирку почти 2,5 млн кг белья в год. «Он был очень разборчив в выборе отелей — не хочется говорить «привередлив»», — говорит Фрейзер. Прачечная Хиджази находится в Нью-Джерси, но он сосредоточился на крупных люксовых отелях Манхэттена с высокой и стабильной заполняемостью. Это помогло ему защититься от ценового давления и разработать эффективные маршруты доставки постиранного белья.
Долгие часы работы сделали свое дело. Сейчас Хиджази ведет переговоры о продаже Star Laundry. Он отказался обсуждать подробности, но Forbes полагает, что его компания может стоить не менее $150 млн. «Мой величайший страх, — говорит он, — это продавать то, что основал мой отец. Это эмоциональный страх».
Самые молодые участники рейтинга Forbes «30 до 30»
Перевод Натальи Балабанцевой