Четыре столика за три миллиона: какими будут кафе внутри магазинов «ВкусВилл»
Сеть магазинов «ВкусВилл» в последние месяцы развила небывалую информационную активность. В начале сентября основатель компании Андрей Кривенко в интервью Reuters подтвердил, что российский ретейлер готовит IPO в Нью-Йорке и собирается выходить на рынки Европы и Китая, тогда же были анонсированы планы экспансии в Санкт-Петербурге. Спустя месяц «Коммерсантъ» выяснил, что продуктовый ассортимент магазинов пополнится фармацевтическим — на площадях «ВкусВилла» откроются аптеки, а в Москве появилось первое партнерское кафе-кулинария сети.
В начале ноября стало известно, что компания запускает еще один новый проект в сфере общепита. Еще 18 октября «ВкусВилл» зарегистрировал ООО «Вкускофе» с основным видом деятельности «рестораны и кафе». 20% в новой компании получил бывший совладелец и президент сети кофеен «Кофе Хауз» Владислав Дудаков, он же занял должность гендиректора «Вкускофе».
Forbes выяснил, что стоит за «кофейной» инициативой «ВкусВилла», и попросил аналитиков и конкурентов компании оценить перспективы проекта.
Четыре столика за три миллиона
Владислав Дудаков рассказал Forbes, что выиграл открытый конкурс «ВкусВилла», о котором ретейлер объявил в августе 2019 года. На тот момент сеть уже тестировала продажи горячих напитков и оборудовала кофе-машинами 150 магазинов, но хотела идти дальше и искала «команды, готовые реализовать внутри магазинов зону-островок с чаем и кофе».
Отбор проходил в течение двух недель, вспоминает Дудаков. По задумке организаторов конкурса, новый проект должен был «дать покупателям новую ценность и удовлетворить или превзойти их ожидания». «Дано: 1000 магазинов, огромное количество лояльных покупателей и готовность проверять разные гипотезы по чайно-кофейной теме», — описывал задачу в Facebook Евгений Щепин, управляющий по внешним и внутренним коммуникациям «ВкусВилла». За несколько этапов конкурса его участники должны были представить концепцию мини-кофейни, ее ассортимент и предполагаемый бюджет. «ВкусВилл» обещал инвестировать в запуск проекта-победителя.
Дудаков предложил проект с барной стойкой и несколькими столами, расположенными на площади одного из магазинов в центре Москвы. «Ассортимент должен отвечать тенденциям здорового питания, которые транслирует ретейлер: напитки с добавлением растительного молока, свежеобжаренное кофейное зерно высшего сорта, натуральная безглютеновая еда», — перечисляет предприниматель.
Раскрывать другие детали он отказывается. Представитель «ВкусВилла» также сообщил Forbes, что компания не может «прокомментировать подробнее», поскольку концепция «еще в разработке».
По данным источника, знакомого с деталями проекта, первая кофейня «Вкускофе» заработает в тестовом режиме в Москве в магазине на Большой Грузинской улице в начале декабря. На площади около 15 кв. м поместятся барная стойка и примерно четыре стола, уточняет собеседник Forbes: «Вкускофе» арендует у «ВкусВилла» площадь, работает на отдельной кассе и в целом ведет собственную коммерческую деятельность». Инвестиции в проект, по оценке источника, могут составить 3 млн рублей и окупиться за четыре-шесть месяцев.
У гендиректора «Вкускофе» Дудакова богатый опыт работы в новой для «ВкусВилла» сфере. Выходец из структур российского McDonald's, в начале 2000-х он возглавил «Кофе Хауз» и отвечал за экспансию сети кофеен. Позднее предприниматель ушел из компании, которую в 2014 году приобрел конкурент — «Шоколадница» Александра Колобова. После ухода Дудаков занялся собственными заведениями — запускал бар Marmilatta и кофейню «Дабл капс», но затем вышел из обоих проектов. Также ему принадлежит компания по доставке кофе «Кофе офис» и «ВД Рестор» — оператор, который осенью 2019-го открыл фуд-маркет в Сколково площадью около 300 кв. м.
«Партнерство с Дудаковым гарантирует качественный и быстрый старт проекта и позволяет избежать множества ошибок — от выбора грамотного позиционирования до закупки оборудования, сырья и найма компетентной команды», — рассуждает Ирина Авруцкая, основатель компании Like4Like Foodservice Consulting и куратор направления «Маркетинг» в Novikov School.
Буксующие регионы
Интеграция ретейла и общепита (HoReCa) — глобальный тренд, и «ВкусВилл» не может его игнорировать, поэтому ищет новые бизнес-модели, сходятся во мнении опрошенные Forbes эксперты рынка. Успех «Вкускофе», по их мнению, во многом зависит от поставленной задачи и того, как будет реализована концепция.
Одной из первых формат кофе-поинтов (кофейня малого формата) в России внедрила «Азбука Вкуса» в супермаркетах и мини-маркетах «АВ Daily». С 2016 года кафе внутри супермаркетов есть и у «Перекрестка». «На сегодня это более 50 точек практически во всех регионах присутствия, которые мы рассматриваем как дополнительный ассортимент собственного производства и сервис, повышающий лояльность покупателей и рост ключевых экономических показателей», — объясняет Михаил Кольцов, директор по развитию собственного производства сети. Кафе в «Перекрестках» работают в трех форматах (количество посадочных мест варьируется от 14 до 30), средний чек составляет 160-320 рублей. Наиболее востребованы точки в супермаркетах с максимальным трафиком покупателей вблизи учебных заведений, транспортных центров, офисов, а также в крупных ТЦ.
- Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты
- Почему Metro Сash & Carry сдает позиции в России и меняет форматы
«Гибрид внутри «ВкусВилла», вероятно, привлечет незначительный дополнительный трафик, может повысить лояльность покупателя и увеличить время его пребывания в магазине, но может и снизить средний чек из-за роста числа мелких сопутствующих покупок», — предупреждает Ирина Авруцкая. Средний кофе-поинт (как CoffeeLike, Red Cup) может пробивать 80-150 чеков в день, оценивает эксперт.
«Кофейня не дает большой плотности продаж, — подтверждает гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. — Поэтому важно найти баланс между ретейлом и HoReCa, чтобы не снизить операционную эффективность магазина». По его оценке, наличие кофе-поинта все-таки может простимулировать рост среднего чека во «ВкусВилле». Сейчас в день один магазин пробивает 400-500 чеков (средний чек составляет 500 рублей), приводит данные Бурмистров.
Глобальная задача «ВкусВилла» — масштабировать бизнес. Несмотря на высокие темпы роста (выручка, по оценке «Infoline-Аналитики», выросла на 54% в первом полугодии 2019-го, до 40 млрд рублей), компания сталкивается с географическими ограничениями. «Выход ретейлера на рынок Петербурга был успешным, но вот экспансия в удаленные регионы дается непросто: так, в 2019 году, «ВкусВилл» открыл семь магазинов в Казани, из них закрылось три», — приводит пример Бурмистров. Сети предстоит повысить покрытие в Московском регионе, расширить онлайн-доставку и запустить собственную фабрику-кухню для производства кулинарии, которая пока не является сильным направлением «ВкусВилла», заключает эксперт.