Пенициллин для мира моды: как производитель вешалок меняет модную индустрию
Война с пластиком разрушила репутацию самых простых вещей, окружающих нас в повседневной жизни: пластиковых пакетов, соломинок и бутылок. Произошли изменения в торговле, госполитике, появились новые отрасли, ориентированные на повторное использование или производство экологически безопасных альтернатив.
Миру моды тоже приходится вставать на стражу экологии. Широкое распространение копцепции «устойчивого развития» серьезно изменило модную индустрию и подтолкнуло участников рынка к переосмыслению потребления. По подсчетам Boston Consulting Group, правильно внедренные экологические практики помогают увеличить выручку модных брендов на 2%. Но если маркетинговая кампания окажется неудачной, бренд могут обвинить в так называемом зеленом пиаре.
Сейчас общественность прекрасно осведомлена о пагубном влиянии модной индустрии на окружающую среду, и ведущие бренды переходят на экологичные материалы. Однако если бренды действительно серьезно относятся к влиянию мира моды на окружающую среду, то они также думают и о том, как правильно упаковывать одежду.
«Мы все виновны»
В первый день Лондонской недели моды, посвященной коллекциям сезона весна–лето 2020 года, в центре внимания фотографов оказалась небольшая группа активистов движения Extinction Rebellion, которые в знак протеста притворились мертвыми.
В тот же день PR-менеджеры, журналисты и представители модной индустрии собрались в центре Лондона на мероприятии, организованном модельером Роланом Муре и основателями амстердамского стартапа Arch & Hook Сьордом Фаузером и Анной Мас. Arch & Hook представил линейку экологичных вешалок BLUE, которые созданы для борьбы с тоннами пластика, ежегодно попадающими в океан из-за индустрии моды.
По подсчетам Arch & Hook, каждый год по всему миру производится 150 млрд предметов одежды. При этом две трети из них перевозят со швейных фабрик в магазины на пластиковых вешалках, изготовленных из полистирола. Это не те вешалки, которые вы видите в магазинах. Сразу после транспортировки одежды их заменяют на фирменные вешалки и выкидывают.
Гендиректор компании Arch & Hook Сьорд Фаузер в шутку называет экологичные вешалки BLUE «солдатами», главная задача которых — заменить вешалки из полистирола. «Будем честны, мир моды оказывает ужасное влияние на окружающую среду. Мода недолговечна. Когда какая-то вещь выходит из моды, она отправляется на помойку. И мы все в этом виновны», — говорит Анна Мас в интервью Forbes.
Модельер Ролан Муре признает, что именно его поколение кутюрье ускорило цикл моды «с двух коллекций одежды в год до шести». Однажды представители Британского совета моды познакомили его с Фаузером, и дизайнер остался в полном восторге от концепции Arch & Hook. «Мое поколение создало монстра», — говорит Ролан Муре в интервью Forbes. Он назвал экологичные вешалки BLUE своего рода «пенициллином для мира моды», с помощью которого можно будет положить конец расточительному использованию пластика.
В своей рекламной кампании Arch & Hook совершенно по-новому раскрывает проблему «одноразовых» пластиковых вешалок. По подсчетам компании, 85% из 1 млрд таких вешалок в итоге оказывается на мусорной свалке, где они «будут разлагаться больше 1000 лет». В рекламном ролике объем выброшенных вешалок сравнивают с небоскребом Эмпайр-стейт-билдинг и Биг-Беном.
По словам Фаузера, недавно Arch & Hook в ходе очередного раунда привлекла «десятки миллионов» евро. В середине сентября 16 производителей одежды и модных дизайнеров, имена которых еще не разглашены, подписали соглашение об использовании экологичных вешалок BLUE при перевозке одежды. Впоследствии они должны вернуть вешалки компании для повторного использования или переработки.
Охота на мусор
Arch & Hook позиционирует себя как бренд номер один в мире по производству экологичных вешалок. В 2017 году стартап из Амстердама запустил свою первую коллекцию деревянных вешалок, которые прошли сертификацию Лесного попечительского совета (FSC). Однако эти вешалки были предназначены не для транспортировки одежды, а исключительно для магазинов. Продукцией Arch & Hook даже заинтересовались люксовые бренды вроде Yves Saint Laurent и Vetements.
Пытаясь удовлетворить быстро растущий спрос, основатели компании начали использовать другие материалы. В июне компания запустила линейку вешалок из переработанных материалов под названием Mission-E, а в сентябре — коллекцию экологичных вешалок BLUE из пойманного в Мировом океане пластика. Их изготавливают из мусора, собранного в устьях четырех крупнейших рек Китая, включая Янцзы и Хуанхэ. Мусор собирают до того, как он достигает моря, а затем сортируют и разделяют для дальнейшей переплавки. Вешалки BLUE подходят как для футболок, так и для брюк. В сборе мусора компании помогают власти Китая.
Впрочем, Фаузер признает, что усилия его компании — капля в море. «Даже если мы получим заказ на производство более 1 млрд вешалок, на их создание уйдет лишь до 2% океанического мусора», — говорит он. Тем не менее, если самые влиятельные мировые ретейлеры примут новую технологию на вооружение, это покажет, что индустрия моды относится к устойчивому развитию серьезно, а не как к очередному пиар-проекту.
Не только вешалки
Одноразовые вешалки — это только часть проблемы. На YouTube вам наверняка попадется видео про «распаковку посылок», в котором блогер будет подробно рассказывать о весе и качестве упаковки, уделяя этим аспектам почти такое же внимание, как и присланному на обзор продукту. Подобные видео с распаковкой смотрят тысячи человек, что подталкивает бренды к тому, чтобы создавать все более вычурное оформление посылок.
Гендиректор компании Delta Global Роберт Локьер, который вот уже 28 лет работает в сфере упаковки товаров класса люкс, консультирует бренды по вопросам повторного использования или переработки фирменной упаковки. «Бренды наконец осознали, что каждая компания должна что-то делать с этим безудержным потреблением и расточительством, которыми мы занимались последние 30 или 40 лет», — рассказал он в интервью Forbes.
Среди клиентов Delta Global есть всемирно известные люксовые ретейлеры — Matches Fashion, Net-A-Porter, Tom Ford, La Mer и Ted Baker. По словам Локьера, именно бренды класса люкс пытаются усовершенствовать упаковку и сделать ее более экологичной, чего нельзя сказать о компаниях, которые работают в сегменте так называемой «быстрой моды», ориентированном на максимальное снижение затрат.
Представители ретейлера Matches Fashion сообщили Forbes, что 65% их клиентов «стараются жить в соответствии принципами устойчивого развития», поэтому «приоритетом» компании стала задача по созданию легко перерабатываемой упаковки, произведенной не из пластика. Их фирменные коробки с отделкой под мрамор могут быть использованы повторно.
Перевод Полины Шеноевой