Оптовые цены на бензин выросли на 25% за месяц. Что теперь будет с ценами на АЗС?
Рост акцизов в начале прошлого года, взлет мировых котировок на нефть и нефтепродукты при сохранении слабого курса рубля в мае прошлого года привели к росту отпускных цен НПЗ на бензин на 27%. В результате они стали выше розничных, и маржа АЗС стала отрицательной. Последующий рост розничных цен на 10% частично снизил дисбаланс. Правительству пришлось вмешаться, чтобы остановить галопирующие цены. Были снижены акцизы и достигнуты договоренности с нефтяниками о заморозке цен, а также введены обязательства по росту поставок моторных топлив на внутренний рынок. Может ли такой сценарий повториться в этом году?
Что происходит
Текущая ситуация на топливном рынке сильно отличается от прошлогодней. Во-первых, розничные цены находятся на более высоком уровне. Даже после роста оптовых цен на 25% за последний месяц они ниже розничных на 5-6 рублей за литр, что позволяет торговцам не только покрывать свои затраты, но и получать некоторую прибыль.
Во-вторых, сегодня действуют соглашения с нефтяными компаниями, направленные на насыщение внутреннего топливного рынка и ограничение роста цен. Соглашениями предусмотрено, что розничные цены не могут расти быстрее инфляции, а для мелкооптовых цен установлены максимальные уровни по регионам.
Нефтяников также обязали увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% по сравнению с соответствующим показателем 2017 года. В начале года этот уровень оказался слишком высоким, что привело к избытку бензина на внутреннем рынке и аномальному падению отпускных цен НПЗ ниже закупочных цен на нефть. Апрельский пересмотр требований государства и перенаправление части бензина с внутреннего рынка на экспорт привели к восстановительному росту цен. Это нормализовало ситуацию на внутреннем рынке, хотя при этом сохранился дисбаланс между экспортными и внутренними ценами. Сейчас он составляет более 9 рублей за литр, но введенный с начала 2019 года демпфирующий механизм компенсирует компаниям более половины разницы между внешними и внутренними ценами. В мае величина демпфера, по предварительной оценке, превысит 7 рублей за литр автобензина.
Как видим, в краткосрочном плане меры правительства работают: дефицита бензина нет, рост розничных цен не превышает инфляцию, а независимая торговля нефтепродуктами не разоряется. Но что произойдет после завершения соглашений в конце июня?
Чего ждать
На наш взгляд, принятые меры позволят правительству удержать розничные цены в пределах инфляции до конца года. Стабильность цен на АЗС — социально значимая тема и один из приоритетных вопросов для государства. Однако сейчас эта стабильность достигается за счет убыточности поставок на внутренний рынок для НПЗ. Чего же ожидать в среднесрочной перспективе?
Текущее производство автобензина полностью обеспечивают перерабатывающие мощности, решение о строительстве которых было принято в ситуации премиальности внутреннего рынка и высокой маржи переработки (до 2015 года). Сегодня же компаниям невыгодно производить и поставлять бензин на внутренний рынок. В таких условиях компании не заинтересованы не только в строительстве новых мощностей, но и вообще в производстве убыточных моторных топлив. Другими словами, действующая система регулирования решает краткосрочные задачи по балансированию рынка, но не способствует долгосрочному развитию отрасли. Это угрожает стабильному обеспечению внутреннего рынка в будущем.
Параметры регулирования следует скорректировать таким образом, чтобы обеспечивался баланс интересов нефтяников, потребителей и бюджета. Демпфер должен быть заменен плавающим акцизом, который бы учитывал котировки внутреннего рынка и напрямую включался бы в цену. При высоких ценах на нефть акцизы должны снижаться, при низких — увеличиваться. При этом должен быть решен вопрос с наполнением дорожных фондов: сегодня он в основном пополняется за счет акцизов на топливо. Величина дополнительных конъюнктурных доходов бюджета вполне позволяет компенсировать потери от снижения акцизов, но бюджетное правило запрещает это.
В соответствии с бюджетным правилом все дополнительные доходы бюджета от превышения котировок российской нефти Urals уровня в $40 за баррель (с учетом индексации) должны направляться в резервный фонд, а его использование допускается лишь для некоторых направлений. Парадокс ситуации состоит в том, что бюджетное правило предназначено для снижения влияния колебаний внешнеэкономической конъюнктуры на российскую экономику, но в данном случае оно работает в обратную сторону. Таким образом, должны быть внесены изменения в законодательство, которые позволили бы реализовать гибкий акциз без потерь для дорожных фондов.