Производство крыльев для МС-21 оказалось под угрозой из-за санкций США
Американские санкции, перекрывшие поставки в Россию из США и Японии современных композитных материалов, могут задержать или сорвать создание «черного крыла» для новейшего российского авиалайнера МС-21. Об этом сообщила в четверг, 10 января, газета «Коммерсантъ» со ссылкой на двух топ-менеджеров авиастроительной отрасли.
Высокопоставленный чиновник в аппарате правительства подтвердил изданию, что некоторые компоненты для композитов, используемых при создании крыла и части киля МС-21, производятся американской Hexcel и японской Toray Industries. Санкции, введенные Вашингтоном в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в Объединенную авиационную корпорацию, ОАК) и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина» (входит в «Ростех»), остановили поставки этих материалов, что поставило под угрозу создание композитного «черного крыла» для МС-21. Именно удлиненное композитное крыло является одним из конкурентных преимуществ среднемагистрального МС-21, делая его более экономичным и позволяя увеличить ширину салона по сравнению с самолетами Boeing и Airbus.
В конце декабря 2018 года в цехах Иркутского авиационного завода завершилась постройка третьего самолета МС-21-300, который был передан на летные испытания. Еще один самолет находится в работе. По словам одного из собеседников издания, оставшийся запас композитов рассчитан на сборку еще шести самолетов. Ожидать возобновления поставок в ближайшее время не приходится, и в настоящее время в России обсуждаются пути решения проблемы. Один из вариантов — закупать композиты в Китае, где они в два раза толще и тяжелее. Другой — наладить выпуск композитов, аналогичных американским или японским, в России, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года как минимум до 2025 года. Еще один вариант — отказаться от композитного «черного крыла» и выполнить его из металла. Но в ОАК подобный вариант не рассматривают, так как отказ от «черного крыла» лишает проект авиалайнера МС-21 смысла. Кроме того, заверил один из источников издания, замена материала может осложнить сертификацию МС-21, так как потребуется провести повторный цикл испытаний.
Теоретически производить новые материалы может Елабужский завод композитных изделий. По данным газеты, помочь в импортозамещении может и «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex), что уже обсуждалось на совещании с участием чиновников правительства и топ-менеджеров ОАК, «Ростеха» и «Росатома».
Собеседники газеты в «Ростехе» назвали проблему с поставками композитных материалов «надуманной», подчеркнув, что есть и другие — надежные — зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. В аппарате вице-премьера Юрия Борисова изданию сообщили, что в правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21, и отметили, что «проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».
Авиалайнеры МС-21 и Sukhoi Superjet 100 созданы российским авиастроением уже после распада СССР. Среднемагистральный реактивный пассажирский узкофюзеляжный МС-21 планируется выпускать в версии МС-21-200, рассчитанной на перевозку от 132 до 165 пассажиров, и версии МС-21-300 (163-211 мест). Также планируется создание версии МС-21-400 (до 250 мест).
Самолет МС-21-300 совершил первый полет в мае 2017 года. Первые поставки лайнера запланированы на 2019 год. С 2020 года в Иркутске планируется ежегодно производить по 20 самолетов МС-21. К 2023 году производство будет доведено до 70 авиалайнеров в год.
Сертификация МС-21, по словам главы Департамента авиационной промышленности Минпромторга Равиля Хакимова, должна завершиться до 2020 года. Как писал «Коммерсантъ», Счетная палата оценила проект создания МС-21 в 438 млрд рублей.
По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, МС-21 обладает экспортным потенциалом, так как заявленные характеристики воздушного судна подтверждаются испытаниями. «Прежде всего, это весовая и топливная эффективность — что особенно важно в условиях дорожающей нефти», — рассказывал эксперт Forbes. Но есть множество факторов, влияющих на привлекательность МС-21, которые не зависят от производителя. «С одной стороны, разработчик самолета не находится под санкциями. С другой — «Аэрокомпозит», «ОДК-Авиадвигатель», ОНПП «Технология» уже включены в санкционные списки США. А это ключевые для проекта партнеры, обеспечивающие лайнеру совершенство конструкции и превосходство над конкурентами», — отмечал эксперт.