Правительство рассмотрит законопроект об уточнении порядка формирования экипажей экспериментальных воздушных судов, ранее одобренный Комиссией по законопроектной деятельности, передает ТАСС. Документ призван устранить существующий запрет на участие иностранных специалистов в испытаниях отечественных самолетов.
«Речь идет об экспериментальной авиации, но не об испытательных полетах на новых машинах в традиционном понимании. Серийный самолет, собранный, но еще не переданный заказчику, тоже относится к экспериментальной авиации, так как еще не имеет государственной регистрации в реестре гражданской авиации, — рассказал Forbes главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Заказчик направляет на завод делегацию техников, которые проверяют все узлы и механизмы самолета, участвуют в тестовых полетах. По итогам они составляют протокол замечаний. Законопроект устраняет существующие сейчас правовые противоречия, фактически, легализует приемку воздушного судна».
Документ облегчит сертификацию российских лайнеров по европейским и американским нормам, которые требуют присутствия на борту представителя сертифицирующего органа. Кроме того, он упростит знакомство с российской техникой для потенциальных заказчиков, продолжил эксперт: «Это касается как самолетов, так и вертолетов, которые пользуются устойчивым спросом за рубежом — Ми-8, Ми-17. Но прежде всего, думаю, эта инициатива направлена на повышение привлекательности нового самолета МС-21 в глазах потенциальных заказчиков. Западные компании очень щепетильны в правовых аспектах».
Разработанный корпорацией «Иркут», пассажирский узкофюзеляжный самолет МС-21 — второй после Sukhoi Superjet 100 крупный российским проект в области гражданской авиации. В зависимости от модификации он может быть ближне- и среднемагистральным, вместимостью от 150 до 211 человек. МС-21 должен составить конкуренцию Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Согласно данным производителя, за счет широкого использования композитных материалов МС-21 легче, а, значит, экономичнее самолетов аналогичного класса. Первый полет лайнер совершил в мае прошлого года, до конца 2020 года МС-21 должен пройти сертификацию.
По словам вице-премьера России Юрия Борисова, уже сформирован стартовый портфель из 175 заказов. Твердые заказы на лайнер сделали лизинговые компании «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк лизинг» и «Ильюшин финанс». Общий объем поставок должен составить 850 единиц, из них половина — на экспорт.
МС-21 обладает экспортным потенциалом, так как заявленные характеристики воздушного судна подтверждаются испытаниями, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Прежде всего, это весовая и топливная эффективность — что особенно важно в условиях дорожающей нефти. Кроме того, нестабильный рубль дает производителю лишнюю возможность для маневра, позволит удержать комфортный уровень цен. Так что при позитивном сценарии экспортный потенциал у самолета есть».
«Но есть множество факторов, влияющих на привлекательность МС-21, которые не зависят от производителя, — продолжил эксперт. — Прежде всего, это внешнеполитический вопрос: позволят ли нам вообще присутствовать на зарубежных рынках? С одной стороны, разработчик самолета не находится под санкциями. С другой — «Аэрокомпозит», «ОДК-Авиадвигатель», ОНПП «Технология» уже включены в санкционные списки США. А это ключевые для проекта партнеры, обеспечивающие лайнеру совершенство конструкции и превосходство над конкурентами».
В условиях санкционного противостояния в пользу российского самолета может сыграть значительная доля иностранных комплектующих, предполагает директор агентства «Авиапорт»: «Если смотреть на вещи прагматично, любой зарубежный производитель стремиться к расширению производства, так что можно предположить, что у МС-21 будет свое зарубежное лобби, свой клуб интересантов».
В начале года советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что МС-21 достиг 60% локализации. «Надеемся, что во втором и последующих экземплярах будет более 70% всей электроники и авионики отечественного производства», — отметил Михеев. Первоначально предполагалось, что доля российских комплектующих не превысит 38%.