К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Диктатура государства. Чем закончится топливная драма

Фото Юрия Смитюка / ТАСС
Фото Юрия Смитюка / ТАСС
Нефтекомпании не станут рисковать экспортным бизнесом: иначе их ожидает совсем другой уровень потенциальных потерь, если государство введет заградительные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Драма, развернувшаяся на российском топливном рынке и длящаяся более полугода, завершена. Или как минимум поставлена на паузу. 29 октября премьер-министр Дмитрий Медведев поставил ультиматум нефтяным компаниям о введении заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае, если с их стороны не последуют шаги по сдерживанию цен на моторное топливо в стране. Ультиматум всерьез напугал поставщиков горючего. Буквально через день, 31 октября, на совещании кабмина глава правительства продублировал свой посыл нефтяной отрасли и поинтересовался, есть ли решения.

Ответ не заставил себя ждать. Уже вечером вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с руководителями нефтяных компаний, итогом которого стал консенсус. Сторонам удалось договориться о фиксации оптовых цен на бензин и дизельное топливо на уровне июня до конца 2018 года. «Стороны договорились о том, чтобы все вертикально интегрированные компании, а также все независимые нефтеперерабатывающие заводы приняли на себя обязательства по поставкам бензина и дизеля в объемах, которые зафиксированы по состоянию на соответствующий месяц 2017 года, плюс 3%. А оптовые цены должны быть зафиксированы на июнь 2018 года. Мы зафиксировали оптовые цены, они взяли на себя обязательства», — подытожил он.

Соглашение начинает работать с 1 ноября, срок его действия — до 31 марта 2019 года. При необходимости оно может быть продлено. При этом акцизы на топливо в следующем году будут расти, согласно плану.

 

Эта удивительная история примечательна несколькими противоречиями. Во-первых, сложившаяся ситуация вызвана преимущественно несовершенством трансформации фискальной системы для нефтяной отрасли. Так называемый принятый к реализации налоговый маневр был всецело согласован с нефтекомпаниями: принципиально одобрены его ключевые параметры — обнуление экспортных пошлин на нефть и производные в период до 2024 года с индексацией акцизов и синхронным ростом ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Было понимание, что всех все в целом устраивает. Учитывался и тот факт, что затеянная фискальная реформа серьезно подрывает потенциал развития сегмента нефтепереработки. Отсюда внедрение компенсационных механизмов, которые усложняются чуть ли не в еженедельном режиме. И хотя нефтяники выбивают себе некоторые бонусы, но их все равно недостаточно, чтобы выстраивать сбалансированную политику по обеспечению страны топливом (ведь все больше продукции уходит за периметр, где продавать выгоднее). Это в принципе признают регуляторы — в частности, Минфин и Минэнерго. То есть в фискальном поле все равно наступят перемены — базис «маневра» будет меняться, так как ни у кого нет четкого понимания конъюнктуры на мировых рынках «черного золота» на горизонте грядущих пяти лет. Всплески же волатильности на мировых площадках будут провоцировать к пересмотру налоговой модели.

 

Во-вторых, весьма любопытно, что речь идет именно об оптовых котировках, а не розничных (что практиковалось при прежних мораториях). В этом новация. Но если в контрактных поставках ценники на моторное топливо предстоит заморозить как минимум на I квартал 2019 года, то как быть биржевой составляющей продаж? Ручной режим регулирования и биржа — понятия взаимоисключающие. И в этом курьез — ведь государственный диктат цен противоречит самой сути биржи. Но в то же время власти давно и неустанно стремятся стимулировать развитие биржевой торговли нефтепродуктами. В этом свете контрход на уничтожение задатков рынка несколько неожиданный. Биржа в некоторой мере оттеняла лютую (в понимании потребителя) олигополистическую среду нефтепродуктового сегмента.

Сработает ли сама договоренность? Скорее всего — да. Рисковать экспортным бизнесом нефтекомпании не станут, иначе их ожидает совсем другой уровень потенциальных потерь, если последуют ограничения. Важна и объявленная коллегиальная ответственность за исполнение соглашения. Здесь все как в строке из небезызвестной песни «скованные одной цепью»: оступится один игрок, потянет за собой всех. Власть же, в случае срыва ценового моратория, несомненно, пойдет на внедрение заградительных пошлин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+