В России может резко подорожать бензин в рознице, об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета 2019-2021 годов. Это станет следствием изменений в законодательстве, которые вступили в силу 4 сентября — так называемого налогового маневра нефтегазовой отрасли. Экспортные пошлины до 2024 года должны обнулиться, а выпадающие доходы бюджета России будут компенсированы постепенным ростом НДПИ и акцизов.
Специфика маневра такова, что маржинальность нефтеперерабатывающих заводов по базовому сценарию без принятия дополнительных мер станет отрицательной уже в следующем году. Чтобы этого не произошло, поправки предусматривают введение налогового вычета. Он формируется из расчета ставки акциза на сырую нефть, а также «демпфирующего» (сглаживающего) коэффициента. Данный механизм позволяет сохранить маржинальность НПЗ, не вгоняя заводы в убыток.
Нестабильная розница
Обычно при обсуждении налогового маневра в нефтегазовой отрасли ограничиваются его воздействием на нефтепереработку. Из обсуждения незаслуженно выпадает влияние изменений на топливную розницу, которая уже после майских событий находится в затруднительном положении.
Правительству удалось стабилизировать рост оптовых и розничных цен на топливо, снизив акцизы на автомобильный бензин и дизель на 3000 и 2000 рублей соответственно и рекомендовав увеличить объемы поставок нефтепродуктов на внутренний рынок через биржу. Это создает условия для более-менее приемлемого уровня маржинальности, но все равно не покрывает убытки розницы, понесенные в мае-июне. По нашим оценкам, убытки независимого сектора, работающего в розничном сегменте, только за май составили порядка 12 млрд рублей.
В настоящий момент средняя маржа по России на дизельное топливо составляет 1 рубль 68 копеек с литра (3,6%), на АИ-92 2 рубля 78 копеек с литра (6,7%), а на АИ-95 2 рубля 62 копейки с литра (5,9%). При этом в Иркутской и Амурской областях, а также в Камчатском и Приморском краях маржинальность принимает отрицательные значения.
Подобную ситуацию нельзя назвать благоприятной для развития или хотя бы стабильного существования топливной розницы. Однако в целом заметны некоторые улучшения относительно кризисных мая-июля 2018 года, когда практически во всех регионах России независимые АЗС терпели прямой убыток от реализации, а в случае повышения цен — испытывали отток до 40% клиентской базы.
Ценовые парадоксы
Закон предполагает, что субсидия производителям автомобильного бензина и дизельного топлива будет выплачиваться в виде налогового вычета, который рассчитывается как 60% в 2019 году (далее 50%) от разности нетбэка (величина экспортного паритета) и оптовой цены, сформировавшейся внутри страны. Необходимо вспомнить о так называемых условных ценах внутреннего рынка, предусмотренных федеральным законом. Расчетная оптовая цена на автомобильные бензины составляет 56 000 рублей/тонна, а на дизельное топливо — 50 000 рублей/тонна.
Данные цены чрезвычайно важны, потому как выплата субсидий НПЗ будет производиться на основании этих значений. Кроме того, обновленный Налоговый кодекс предусматривает ценовой коридор «индикатив +/-10%», который ограничивает рамки цен, позволяющих получать субсидирование, если оптовые цены на нефтепродукты выходят за границы коридора и демпферы перестают действовать.
При этом субсидия выплачивается только в том случае, если реальная оптовая цена находится в коридоре до — 10%. Если же цена превышает расчетную, то включается обратный механизм — компенсация бюджету в той же степени. Рамки действия демпфирующего механизма следующие: для автомобильного бензина — от 54 000 до 61 600 руб./тонна; для дизельного топлива — от 45 000 до 55 000 руб./тонна. Такой формат сглаживающего механизма подталкивает игроков к нахождению в нижних границах ценовых коридоров, что обеспечит им максимальный размер субсидии.
Крупные нефтяные компании лоббируют понижение расчетных цен, предусмотренных обновленным Налоговым кодексом, поскольку цены на 2019 год игроки рассматривают как завышенные. В частности, по АИ-92 предлагается расчетная цена размером 50 000 руб./тонна, что даст коридор 45 000-55 000 руб./тонна, а по дизельному топливу предлагается 45 000 руб./тонна, что обеспечит коридор 40 500-49 500 руб./тонна.
Такие ценовые коридоры представляются более соответствующими текущему уровню цен. Если предположить переход на предложенные нефтяными компаниями индикативные параметры, текущие розничные цены обеспечат более-менее приемлемые условия для розничного сегмента. Режим «заморозки» розничных цен никто отменять пока не планирует.
Косвенным доказательством сохранения режима выступает позиция премьер-министра Дмитрия Медведева, озвученная на совещании в правительстве 18 сентября 2018 года: «лимит цен (в этом году) уже выбран». Если розничным ценам и позволят расти, то лишь в пресловутом режиме «инфляция минус», который вряд ли предусматривает поправку на увеличение акцизов и рост НДС на два процентных пункта с 1 января 2019 года.
К заправкам выстроятся очереди
Министерство финансов выступает против изменения индикативных показателей в обновленном Налоговом кодексе, аргументируя это привычным тезисом о возможном неисполнении бюджета в 2018 году.
Если текущие расчетные параметры сохранят, нефтяные компании сделают все возможное, чтобы оказаться в нижних границах ценовых коридоров (50 400 руб./тонна — 56 000 руб./тонна по АИ-92 и 45 000 руб./тонна — 50 000 руб./тонна по ДТ), чтобы сохранить рентабельность нефтепереработки. Следовательно, оптовые цены снова вырастут относительно текущих.
Учитывая текущую маржинальность независимых АЗС, а также продление режима «заморозки» цен или переход к сценарию роста по принципу «инфляция минус», следует ожидать, что отрицательная маржа станет достоянием не 4 регионов, а вполне себе общероссийской реальностью.
В таких условиях независимый сектор продолжит свое сжатие, что вполне может привести к дефициту моторного топлива в розничном сегменте рынка. Более того, по нашим оценкам, исчезновение даже 30% независимых АЗС приведет к дефициту пропускных мощностей на оставшихся заправках в национальном масштабе. Если же банкротства и закрытие АЗС в розничном сегменте приобретут больший масштаб, мы можем ожидать одновременно многокилометровые очереди на АЗС по всей стране при ценах на бензин более 70-80 рублей за литр.
Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли проводится вовсе не в интересах отрасли, а только ради наполнения бюджета Российской Федерации. Современная экономика России — это экономика бюджета. С таким подходом, качественный рывок в развитии невозможен, больше всех от подобных действий правительства наряду с независимым сектором пострадает потребитель, который будет вынужден платить за бензин дороже и стоять в очередях дольше.