Черное золото: доходы «Роснефти» от продажи кофе вырастут на 40%
Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» планирует в 2018 году продать на своих АЗС 45 млн чашек кофе, заработав на этом около 4 млрд рублей или около 1% от выручки, получаемой при реализации топлива на автозаправках. Об этом сообщило в четверг, 25 октября, РБК со ссылкой на вице-президента «Роснефти» по развитию розничного бизнеса и внутреннего рынка Аврил Конрой.
Годовой рост выручки от продажи кофе на АЗС «Роснефти» составит почти 40%, уточнила Конрой. В 2017 году эта сумма составила 2,9 млрд рублей. Годом ранее — в 2016 году — компания продала на своих автозаправках 29 млн чашек кофе, заработав 2,4 млрд рублей.
Два года назад общая выручка «Роснефти» составила 4,98 трлн рублей. Таким образом, на продажи кофе на АЗС в общей выручке пришлась доля в 0,05%. В 2017 году общая выручка компании достигла 6 трлн рублей. С учетом этих данных (информации по итогам 2018 года еще нет) получается, что доля кофе в общей выручке «Роснефти» превысит 0,07%. На долю горячего напитка в выручке компании от розничной продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке (475 млрд рублей) придется около 1%.
Конрой рассказала изданию, что «Роснефть» планирует переоборудовать кафе практически во всей своей сети АЗС, которая является крупнейшей в России. По данным компании, по состоянию на 31 декабря 2017 года у компании было 2891 собственная и арендуемая АЗС, в том числе 543 автозаправки под брендом «Башнефть», плюс 64 АЗС в Белоруссии, Абхазии и Киргизии. Собственные и арендуемые АЗС располагали 1665 магазинами и 516 кафе.
Сеть АЗС компании «Газпром нефть» насчитывала в начале 2018 года 1193 автозаправки. По итогам 2018 года компания планирует продать на них 29 млн чашек кофе, выручив более 3 млрд рублей, сообщил изданию представитель сети АЗС «Газпром нефти». В 2017 году от продажи на АЗС 27 млн чашек кофе компания получила 2,7 млрд рублей. За год до этого там было продано 21 млн чашек кофе на 2,1 млрд рублей.
Продажи кофе на 2544 АЗС крупнейшей российской частной нефтяной компании «Лукойл» также растут. В 2016 году на них было реализовано более 20 млн чашек кофе, выручка превысила 2 млрд рублей. В 2017 году выручка компании от продажи кофе увеличилась на 30% и составила 2,6 млрд рублей, сообщил газете представитель компании. В марте 2018 года первый вице-президент «Лукойла» Вадим Воробьев на дне инвестора в Лондоне назвал кофе, который компания продает на АЗС, «высокомаржинальным баррелем». Ранее гендиректор «дочки» «Газпрома» — компании «Газпром газэнергосети» — Дмитрий Миронов подсчитал, что одна продаваемая на АЗС чашка кофе равна по прибыли 6 л бензина.
Торговля сопутствующими товарами на АЗС — прибыльный бизнес. В 2016 году «Роснефть» заработала от сопутствующих услуг на АЗС в целом 75 млрд рублей (компания «Газпром нефть» — 58,2 млрд рублей). Но на розничном рынке России топливо пока дает гораздо больше выручки, чем сопутствующие товары. В 2017 году общая выручка «Роснефти» достигла 6 трлн рублей. Выручка компании от розничной реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке составила 475 млрд рублей, или около 8% от общей выручки. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50. Что касается сети АЗС «Роснефти», рассказала Конрой, то на первом этапе планируется достичь соотношения 25% сопутствующих товаров на 75% топлива. В будущем бизнес по продаже сопутствующих товаров должен полностью покрывать операционные затраты АЗС «Роснефти».
Первый вице-президент «Лукойла» Воробьев в марте заявил, что в России выручка компании от продажи нетопливных продуктов покрывает операционные расходы АЗС «Лукойла» на 33%. К 2020 году «Лукойл» рассчитывает довести этот показатель в России до 50%, а в 2027 году — до 80%. У зарубежных компаний этот показатель достигает 100%.