Реформу тарифов ОСАГО, которая должна была состояться летом, Центральный банк (ЦБ) намерен обсудить с Госдумой и Советом Федерации. Об этом заявил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, передает «Коммерсантъ». Парламентские слушания состоятся 13 сентября, а в конце месяца вопрос должен рассмотреть Совфед.
Речь идет о расширении тарифного коридора с 3400-4100 рублей до 2700-4900 рублей для легковых автомобилей физических лиц. Кроме того, увеличится количество градаций возраст-стаж, а коэффициент аварийности будет привязан к конкретному водителю, а не договору ОСАГО. Предполагается, что реформа выровняет убыточность и сделает страхование Автогражданской ответственности вновь привлекательным для компаний: по данным ЦБ, в 2017 году страховщики получили 15 млрд рублей убытка от ОСАГО. Ранее Центробанк уже менял тарифы в 2014 (плюс 30%) и 2015 годах (плюс 40-60%).
Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков заявил, что повышение тарифов кажется ему несвоевременным: «Моя точка зрения — тарифы повышать сейчас не стоит. Тема ОСАГО — социально чувствительная, и когда пошли разговоры о повышении тарифов на ОСАГО — конечно, в Госдуме это вызвало повышенный интерес, тем более мы получали сигналы от автолюбителей».
Стремясь снизить убытки, страховщики ищут способы оградить себя от деятельности недобросовестных автоюристов: Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил проект поправок к закону об ОСАГО. Документ подразумевает пятидневный лимит для обращений за компенсационной выплатой. Таким образом РСА рассчитывает разрушить мошенническую схему, при которой у потерпевших выкупается право требования, после чего автоюристы добиваются от страховых компаний выплаты неустойки, подводя их по срокам.
«Мы считаем, что в случае, если у автовладельца нет каких-то серьезных обстоятельств, мешающих ему обратиться к страховщику, например, он попал в больницу, то пятидневного срока на подачу заявления о ДТП страховщику вполне достаточно. Кроме того, такой срок уже применяется сейчас при урегулировании по Европротоколу и так урегулируются около 30% всех ДТП», — объяснил Forbes исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Минфин дал отрицательный отзыв на эту инициативу, сочтя 30 дней более разумным сроком. В настоящее время срок исковой давности по делам об ОСАГО составляет 3 года.
РСА также считает необходимым повысить штраф за езду без полиса: «Штрафы, безусловно, должны быть повышены и должны стать соотносимы со стоимостью полиса ОСАГО для конкретного автовладельца. При нынешнем размере штрафа 500 рублей и средней цене полиса 5700 рублей автовладельцу часто выгоднее заплатить несколько штрафов, чем купить полис», — пояснил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков.
По мнению ведущего юриста Ассоциации защиты прав страхователей Алексея Борцова, к вопросу о повышении штрафов за езду без ОСАГО необходимо относиться с осторожностью: «Конечно, каждый водитель должен иметь этот полис: поверьте, лучше иметь дело со страховой компанией, чем с виновником — физическим лицом. Таким образом, если повышение штрафов направлено против умышленного использования автомобиля без ОСАГО — это справедливо и правильно. Однако, необходимо учитывать, что такое повышение штрафов будет справедливым, если полис ОСАГО будет доступен всем и в равных условиях — проблема с доступностью полисов в некоторых «токсичных» по характеристике РСА регионах по-прежнему наблюдается. Нельзя штрафовать автовладельцев за то, что они просто физически не могут приобрести полис».