К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Без эмоций. Почему производители не спешат с электромотоциклами

Фото Harley-Davidson
Фото Harley-Davidson
Производители мототехники давно демонстрируют публике передовые концепты электробайков, однако запускать их в серийное производство никто не рискует. Почему же электрический мотоцикл все никак не приедет к нам из светлого будущего?

Выпускать электробайки начали достаточно давно — в Америке есть экземпляры, которые вот уже более пяти лет продаются. Но настоящая мода на электромотоциклы в прямом смысле этого слова началась около двух лет назад. Уже сложно сказать, кто ее задал, но не заявил о своем концепте разве что ленивый. Из крупных производителей можно назвать скутер C-Evolution от BMW, кросс Honda E.Rex, концептуальный  Yamaha Motoroid. Также за последние несколько лет свои проекты представило огромное количество средних, мелких и совсем неизвестных компаний, американских и европейских.

Тем не менее говорить о серийном производстве и тем более о повседневном использовании электромотоциклов не рискует ни одна компания, а крупные во всеуслышание заявляют, что электромотоцикл — это, несомненно, будущее, но очень далекое. Недавно исполнительный директор компании BMW Штефан Шаллер в своем интервью заявил, что в ближайшее время марка не планирует выпуск электромотоциклов. Harley-Davidson, представив свой концепт Livewirе, также более трех лет изучала спрос, прежде чем пустить его в серийное производство.

И хотя электротранспорт будущего — уже практически свершившийся факт, говорить о каких-то более или менее точных данных о его распространении и популярности по-прежнему сложно. При анализе этого рынка приходится прибегать к ассоциациям и проводить параллели. И ближайшая сфера — это автомобильный транспорт. Мотоциклы всегда немного отставали от авторынка. В этом есть и плюсы — мы научились проводить параллели и искать корреляции.

 

Появились первые электромобили в конце XIX века. Согласно исследованиям Frost & Sullivan, в 2016 году по всему миру было продано почти 700 000 электромобилей. 62% из этой весьма скромной суммы — настоящие «чистые» электрокары, не гибриды. Цифра поначалу впечатляющая, вот-вот приблизится к миллиону. Но если отталкиваться от мировых продаж автомобилей, выходит, что это менее половины процента мировых продаж. На российском рынке ситуация еще более удручающая, «Автостат» сообщает о целых… 39 проданных электрических автомобилях в 2017 году (против 33 автомобилей в 2016-м, то есть прирост в 15%, но в абсолютных цифрах это практически ничто). В масштабах полуторамиллионного российского рынка это около 0,001%. Можно сказать, что этого рынка в принципе нет. Даже если 15% рост сохранится, а объем рынка в России не будет увеличиваться, то потребуется более 60 лет, чтобы электромобили составили 1% рынка новых автомобилей в России. При экстраполяции этой статистики на рынок новых мотоциклов получается, что ежегодно в нашей стране будет продано 0,07 электромотоцикла. Звучит довольно безумно. Получается, что рациональные расчеты и предположения можно строить, но прикладного смысла в этом мало.

Что касается электротранспорта за рубежом, то более всего его используют в Китае и Европе, но даже там нельзя назвать это тотальным внедрением. Да и сами водители не очень-то рвутся пересаживаться на электромобили, хотя им предлагают хорошие цены и налоговые вычеты. Объясняется это все достаточно просто — неразвитой инфраструктурой и достаточно высокой ценой. Производители Tesla совершили настоящий прорыв именно потому, что сделали электрокары «нормальными». Они стали относительно доступны и вышли из категории «непонятных футуристических» шоустопперов, став «автомобилями для жизни». Однако инфраструктурные ограничения, которые накладывает на владельцев пользование электромобилем, пока остаются ведущей проблемой, которую предстоит решать нашему поколению. Не менее важна и идеологическая проблема: консервативное человечество по-прежнему доверяет старому доброму двигателю внутреннего сгорания. Хотя в этом вопросе подвижки вполне очевидны: люди все-таки начали задумываться о чистоте воздуха.

 

И если говорить о человеческой натуре, то стоит упомянуть и эмоции, ведь тут кроется главное различие между автомобилями и мотоциклами. Двухколесный транспорт во многих странах, особенно в России, остается чисто эмоциональным приобретением. Мало иметь возможность приобрести электромотоцикл, нужно еще иметь мотивацию, причем не только экологическую. Ты должен не просто любить мотоциклы, а любить вполне конкретные электромотоциклы. Стоит оговориться и упомянуть страны Азии, где скутеры и мопеды имеют уже исключительно практическую значимость. Однако в развитых странах Европы и в Америке мотоцикл по-прежнему остается чем-то вроде хобби, занятной игрушки, наподобие снегохода или квадроцикла. Их покупают для развлечения и отдыха, выбирают по цели эксплуатации: для дальних путешествий, городских поездок или спортивного использования.

Учитывая эту эмоциональную составляющую, то, что сработало на авторынке, может просто «не пойти» на мото. Один из ярких примеров — автоматическая коробка передач. Впервые установленная серийно на автомобиль 1950-х годах на американском рынке, она менее чем за полвека стала стандартом. Вчерашняя прорывная технология — это сегодняшний бытовой аспект. В чем сложность поставить такую обычную вещь на мотоцикл? Технически проблем нет, прототипы существуют давно. И, приложив немного усилий, можно найти пару-тройку серийных моделей. Но в ряду любого производителя такие модели все равно в меньшинстве. Почему же так? Все просто: это не нужно райдеру. Пилотирование мотоцикла — не самоцель, бесполезно предлагать мотоциклисту перемещаться из точки А в точку Б. Упрощение и, казалось бы, улучшение мотоцикла ведет к потере «чего-то», что делает мотоцикл мотоциклом, лишает той самой эмоции, которая цепляет.

В итоге получается довольно размытая картинка. У человечества есть все необходимые технологии для создания электротранспорта — как двух-, так и четырехколесного. Есть поддержка развитых государств, налоговые послабления, начинает меняться сознание покупателей. Однако темпы замены ДВС на электромоторы пока настолько ничтожны, что не могут увлечь за собой огромную индустрию, которая существует вторую сотню лет. Заводы, сбытовые сети, нефтепереработка, продажа топлива, сфера обслуживания пока остается огромным неповоротливым механизмом. Это маятник, который будет еще долго раскачиваться. Для того, чтобы произошли кардинальные перемены, нужны кардинальные причины. А их пока нет, либо большинство предпочитает о них не думать.

 

Будущее в наших головах и головах наших детей. А инженеры и конструкторы все давно придумали. Они предложат нам то, что нам нужно, только тогда, когда человечество будет действительно в этом нуждаться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+