Еще весной 2014 года, перед чемпионатом мира в Бразилии, УЕФА представил публике формат нового турнира для сборных — Лиги наций, а в 2017-м окончательно его утвердил. Главная задача нового соревнования — повысить престиж футбола национальных команд и сократить количество пресных товарищеских матчей. Теперь раз в два года, перед чемпионатом Европы, сборные будут играть между собой в рамках сложносочиненного турнира, мотивацией в котором будут призовые и несколько путевок на Евро.
В чемпионате Европы 2020 года, который пройдет в 12 городах (в том числе в Санкт-Петербурге), примут участие 24 команды. Двадцать из них попадут на Евро через традиционный отбор, а еще четыре будут квалифицированы по результатам Лиги наций. В новом турнире задействованы все 55 европейских команд. Они поделены на четыре лиги (A, B, C и D) в соответствии с их рейтингом на конец европейской квалификации чемпионата мира — 2018. Так в лиге А и B оказались по 12 команд, в С — 15 сборных, а в D — 16 команд. В дивизионе А самые сильные сборные, в D — самые слабые.
C 6 сентября по 20 ноября 2018 года проходят матчи группового этапа. В июне 2019-го (где именно, УЕФА определит в декабре) состоится финальный турнир в формате баскетбольной Евролиги: четыре лучшие команды лиги А в полуфиналах и финале разыграют титул.
Кроме того, победители всех 16 групп попадут в «стыковые матчи» за путевки на чемпионат Европы: через плей-офф внутри каждой лиги будет разыграно одно место на Евро. Этот мини-турнир состоится в марте 2020 года. Если к тому моменту какая-то команда уже квалифицируется на Евро через отбор, ее место займет следующая команда лиги. Если в лиге будет не хватать участников для плей-офф (в сильнейшем дивизионе А это вполне вероятно), то будет приглашена лучшая сборная следующей лиги, и так далее.
Россия занимала 15-е место в рейтинге европейских сборных на 11 октября 2017 года, поэтому находится в лиге B. В группу к российской команде попали Швеция и Турция. Первый матч сборная России провела вчера на выезде против Турции и выиграла со счетом 1:2. Второй пройдет 11 октября в Калининграде со Швецией.
В резюме сборной Турции бронза чемпионата мира — 2002 и полуфинал Евро-2008, однако с тех пор команда сильно изменилась. В 2016-м турки не пробились в плей-офф чемпионата Европы через Испанию и Хорватию, а на чемпионат мира — 2018 не попали. C августа 2017 года команду тренирует Мирча Луческу, отработавший сезон 2016/2017 в «Зените».
Шведы впервые за три отборочных цикла пробились на чемпионат мира — 2018, обыграв в стыковых матчах Италию, и сумели выйти из группы с Мексикой и Германией. И лишь в четвертьфинале шведская команда уступила Англии 2:0.
Тренер сборной России Станислав Черчесов на вопрос о задачах команды в диковинной для болельщиков и футболистов Лиге наций заявил: «Надо выигрывать каждый матч, на это и настраиваемся. Чем выше ты забираешься, тем больше у тебя привилегий. Мы сегодня во второй лиге, надо выходить в первую для начала».
Кроме того, за участие в Лиге наций команды получат приличные призовые. Каждой команде лиги А достанется по €1,5 млн, участникам лиге В — по €1 млн, C — по €750 000, а D — по €500 000. А лучшие команды каждого дивизиона, кроме повышения в классе, смогут удвоить свой бонус. Для «финала четырех» предусмотрен отдельный призовой фонд. Победителю достанется еще €4,5 млн, второму месту — €3,5 млн, а третьему и четвертому — €2,5 млн и €1,5 млн соответственно. Общая сумма призовых составит €76,25 млн.
Серьезность намерений УЕФА в отношении нового соревнования подтверждает не только смета. У турнира уже есть свой трофей и гимн. Выполненный из серебра кубок представляет собой флаг, спускающийся элегантными складками вокруг флагштока. «Главное, чего мы хотели добиться, чтобы люди задумались, что представляет собой этот трофей — народную вершину, поднятие флага, — пояснил Элдер Помбинью, креативный директор агентства, разработавшего бренд Лиги наций. — Когда поднимают этот трофей, мы словно видим поднятие флагов всех стран, кульминационный момент победы в этом турнире».
УЕФА на своем официальном сайте подчеркнул, что получение дохода не было главным стимулом для создания нового турнира. Пока маркетинговые и медиаправа на Лигу наций реализуются в рамках централизованной стратегии федерации. Так, главными спонсорами турнира стали партнеры УЕФА Hisense, Booking.com и Volkswagen.