Решение Х5 Retail Group о начале работы в 2019 году в качестве логистического партнера крупных игроков рынка интернет-торговли прежде всего говорит о том, что компания находится в поисках новых точек роста. Как минимум она заинтересована в увеличении покупательского трафика за счет аудитории маркетплейсов.
Можно вспомнить, что еще несколько лет назад компания запускала собственный интернет-магазин E5 (в итоге в 2014 году проект был закрыт) с выдачей заказов в магазинах сети и специализацией на непродовольственных группах товаров, что исключало дорогостоящую доставку с системой охлаждения и особые условия хранения заказов. Нынешний проект кажется более многообещающим по ряду причин.
Онлайн-перспективы Х5
Во-первых, Х5 договаривается о сотрудничестве с крупнейшими профессиональными игроками рынка интернет-торговли — маркетплейсами. Они генерируют многомиллионный трафик онлайн-покупателей, который так или иначе будет отражаться и на офлайн-бизнесе сети.
Во-вторых, создавая технологический задел и развивая компетенции в онлайн- торговле, компания может получить конкурентные преимущества и использовать их в будущем — c оживлением рынка онлайн-продаж продуктов питания, обладающего наибольшим потенциалом.
В качестве спускового крючка для его быстрого роста можно рассматривать, например, снятие законодательных ограничений на продажи алкоголя через интернет. Это значительно увеличит и объем онлайн-продаж продовольственной продукции, которые в настоящее время незначительны, и количество ретейлеров с онлайн-магазинами. Кроме того, следует учитывать мировой тренд опережающего роста доли онлайн-продаж в объеме розничной торговли.
Сдерживает активное развитие рынка и определенное недоверие со стороны покупателей. Если заказы во многих непродовольственных категориях стабильно растут, то в отношении продуктов питания покупатели небезосновательно сомневаются, что комплектовщик заказов интернет-магазина положит им наиболее свежие продукты без изъянов и с неистекающим сроком годности. Поэтому именно сейчас так важна раскрутка продовольственного онлайн-рынка, чем и занимается пионер рынка, компания «Утконос».
Пока же Х5 планирует работу с непродовольственным ассортиментом, ограничиваясь логистическими услугами: доставкой и выдачей заказов. Важно правильно использовать полученный негативный опыт проекта Е5 и учесть его в новом проекте – с отлаженной организацией выдачи заказов.
Автоматизация процесса с применением, например, специальных ячеек выдачи заказов, терминалов и прочих технологических новинок позволит не отвлекать линейный персонал, прежде всего кассиров, от своей непосредственной работы. В противном случае процесс выдачи затянется и приведет к формированию очередей, что негативно скажется на отношении покупателя к торговой сети в целом.
Таким образом, решение Х5 можно оценить как перспективное, но требующее от компании серьезного пересмотра и отладки многих бизнес-процессов. В этом смысле следующим участникам рынка будет проще выстраивать свою стратегию, учась на чужих ошибках, перенимая лучшие практики и привлекая уже готовых специалистов.
Опытный новичок
Последним примером такой практики привлечения готового профессионала для решения проблем розничной компании можно назвать переход Ольги Наумовой в команду «Магнита». Прежде Наумова работала генеральным директором «Пятерочки», а в «Магните» заняла пост исполнительного директора, отвечающего за операционное управление и развитие всех форматов магазинов.
Сегодня это явление, когда топ-менеджер, как футболист, меняет команду, рассматривается как вполне нормальное. К тому же это решение произошло по инициативе руководства Х5 Retail Group: было известно о сложных отношениях Ольги Наумовой и Игоря Шехтермана, а потому ее уход был вопросом времени.
Не случаен и переход именно в «Магнит». Во-первых, компания соответствует масштабу личности Наумовой. Во-вторых, перед «Магнитом» стоит задача увеличить рентабельность действующих магазинов, что уже ранее директор реализовала в «Пятерочке». Известно, что в прошлом году еще Сергей Галицкий предлагал Ольге Наумовой перейти в «Магнит», однако на тот момент руководителя и владельца компании, по имеющейся информации, не устроила предложенная кандидатом система управления, которая предполагала относительную самостоятельность ее решений. В прежнем «Магните» все решения Галицкий принимал лично.
Мне кажется, сейчас «Магнит» нуждается именно в таких опытных профессионалах, которые способны в составе новой команды взглянуть на сеть со стороны, изучить ее изнутри и с учетом тех положительных практик, которые есть в самом «Магните», и тех, которые Ольга Наумова наработала за время работы в Х5, предложить пересмотр всех бизнес-процессов с целью их оптимизации.
Конечно, готовых лекал по управлению подобными компаниями нет, и то, что сработало в Х5, может не сработать в «Магните». Поэтому автоматически внедрять наработанные практики нельзя, но сплав опыта и смелых решений позволит достичь успеха. Нужно двигаться вперед и быть готовым к исправлению ошибок, которые неизбежно возникнут.
Стоит отметить, что сложившаяся ранее система управления в «Магните» затрудняла принятие быстрых и профессиональных решений для своевременной трансформации бизнеса. Поэтому сегодня в реформировании нуждается прежде всего структура управления компанией. В этом ключе усиление опытным новичком поможет новой команде быстрее выстроить ориентиры, сформулировать новую стратегию развития и не затягивая перейти к ее воплощению.