Совмещай и властвуй. Как магазины находят новых покупателей на падающем рынке
В «Пятерочке» откроются пункты выдачи для интернет-покупок. В текущей повестке новость непременно нужно рассматривать через призму назначений, происходящих у главного конкурента Х5 — продуктовой сети «Магнит». Если анализировать две эти темы в совокупности, можно сделать вполне логичный вывод: на рынке розничной торговли грядет эпоха перемен.
«Магнит» объявляет о старте проектов собственных производств, от которых впоследствии откажется, «Ашан» запускает интернет-продажи, «Лента» открывает собственные овощехранилища. А теперь «Пятерочка» строит инфраструктуру по доставке товаров из сторонних интернет-площадок в свои магазины. О чем говорит такая инициатива Х5? О борьбе за лидерство.
Цели и результаты
Для любой торговой точки очень важен траффик покупателей. Успех любого магазина на 70% зависит от «проходимости» выбранного под него места. Чем больше людей в день в него попадают, тем ощутимее вероятность того, что они совершат покупку, — это прописная истина для любого ретейлера.
В данном случае даже при потере одного из ключевых руководителей «Пятерочка» дает понять, что пальму первенства она просто так не отдаст. Не случайно две эти новости были запущены в публичное пространство практически одновременно.
Поиск и воплощение в жизнь новых бизнес-решений в условиях высокой конкуренции, низкой покупательной способности населения и «потери бойца» призваны достичь одной цели: положительным образом отразиться на повышении эффективности бизнеса торгового оператора.
Учитывая постепенное насыщение рынка традиционной розницы и замедление прироста новых торговых площадей, пункты выдачи интернет-заказов могут дополнительно привлечь потребителей, которые пока не являются клиентами группы, и повысить их лояльность к сети.
Кроме того, выход за пределы так называемой прямой специализации, ставка на новые технологии и форматы — тренд 2018 года. Так делают многие крупные компании из разных рынков: Mail.ru занимается доставкой еды, «М.Видео» продает продукты, «Сбербанк» развивает электронную коммерцию вместе с «Яндексом». Объединение нескольких смежных направлений необходимо для того, чтобы обеспечить рост доходов в будущем.
Для покупателей запуск нового проекта X5 Retail Group — тоже плюс: исчезает необходимость использования традиционных каналов доставки покупок, не всегда удобных в силу объективных причин. Доставка товаров в магазины крупных сетей, безусловно, удобна клиентам, ведь такие магазины в шаговой доступности в любой точке города. Еще одним конкурентным преимуществом этого сервиса можно считать время работы сетей: как правило, они закрываются значительно позже, чем, например, «Почта России». Правда, на данном этапе не совсем понятно, как будет решен вопрос с крупногабаритными грузами, но наверняка такое решение найдется.
Партнеры и конкуренты
В числе потенциальных партнеров проекта крупнейшие площадки онлайн-торговли. Все они положительно оценили инициативу Х5. Это неудивительно, ведь выдача заказов их покупателей в магазинах сети на руку подобным сервисам. Предполагается, что удобство и доступность сервиса расширит в том числе и их клиентскую аудиторию.
С учетом того, что основной конкурент Х5, компания«Магнит», уже объявил о необходимости внедрения инновационных решений для возвращения лидерства в секторе, одним из следующих после назначения Ольги Наумовой шагов вполне может стать осуществление схожих проектов. Более того, сотрудничество «Магнита» с «Почтой России» обсуждалось еще в феврале текущего года.
Правда, перед этим компании необходимо будет осуществить ряд преобразований в операционном управлении, структуре принятия решений и принципах формирования новой команды. Параллельно с этим будут запущены обновленные торгово-закупочная политика и стратегия развития сети.
Второй немаловажный аспект в этом вопросе — ориентация «Магнита» на регионы. Доставка интернет-заказов в магазины сети по объективным причинам будет успешнее развиваться в крупных городах ЦФО. «Магниту» в этом плане придется несколько сложнее: нужно будет придумать некий альтернативный и при этом конкурентоспособный вариант развития.
Скорее всего именно такой путь и будет избран, ведь акционеров сети явно не устраивает вторая позиция в рейтингах. Через полгода или через год мы сможем увидеть новые решения для привлечения покупателей и со стороны «Магнита». Тут как раз и пригодится управленческий талант Ольги Наумовой, выражающийся в умении объяснить акционерам необходимость кардинальных перемен и согласовать объем требуемых для реализации этой цели инвестиций.