К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Непотопляемый бизнес. Как валютный скачок изменит рынок туризма

Фото Eric Gaillard / Reuters
Фото Eric Gaillard / Reuters
Зарубежный туризм напрямую зависит от курса валют: чем слабее рубль, тем дороже оказываются путешествия россиян в Европу, Азию и Африку. Нынешнее падение рубля заставило людей занять выжидательную позицию и повременить с покупкой путевок

Первыми на изменение курса валют реагируют всегда люди — клиенты и потенциальные клиенты туристических агентств. За последние годы россияне пережили несколько валютных шоков. Какова психология людей в такой ситуации? Кидаются ли они покупать путевки и билеты или наоборот решают ждать?

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, обычно клиентов в подобной ситуации можно разделить на две категории.

Первая — это те, кто купил путевки по акции раннего бронирования и частично оплатил их. С ростом курса валют они бросились в агентства доплачивать за свои путевки. «Люди понимают, что, возможно, чем дальше, тем дороже. Однако доплачивают за путевки уже по действующему курсу, а не по тому, по которому они вносили предоплату. Поэтому во всех турагентствах фиксируются чуть ли не очереди из желающих доплатить за свой тур и поехать отдыхать», — прокомментировала Тюрина.

 

Иная ситуация с теми, кто только планировал покупать туры. «Все эти люди зависли с принятием решения. Все думают, считают деньги и заняли выжидательную позицию. По данным агентских сетей, продажи снизились от 10 до 40%», — сообщила пресс-секретарь РСТ. По словам гендиректора туристического оператора Pegas Touristik Анны Подгорной, за последние два дня продажи туров уменьшились на 5%, то есть в рамках статистической погрешности. «Связано ли это с курсом валют, или с выходом спецпредложений, либо с традиционным спадом перед майскими праздниками, трудно сказать. Здесь может повлиять масса факторов, но пока изменения в рамках погрешности», — заявила Подгорная.

Массовой паники, которая наблюдалась в 2014 году, на туристическом рынке пока нет, констатировали опрошенные Forbes представители туриндустрии. «Спад на покупку туристических путевок за границу может быть в районе 20-30%», — считает вице-президент Альянса туристических агентств Рашад Мамедов.

 

В то же время туроператоры не исключают ситуации, что если ситуация будет усугубляться и дальше, то продажи могут встать, как это было в конце 2014 года после череды банкротств, роста недоверия к турбизнесу и в связи с обвалом рубля, считает Тюрина. «Были дни, когда в турфирмах была полная тишина», — вспоминает она.

Не добавляет позитива и информация о возможном ракетном ударе по Сирии, о котором объявил президент США Дональд Трамп, а также рекомендация Росавиации для авиакомпаний менять пути пролета. Росавиация разослала российским авиакомпаниям телеграмму, в которой рекомендовала уделять особое внимание организации полетов в районе восточной части Средиземноморья в течение 72 часов из-за возможности нанесения воздушных ударов по Сирии с применением крылатых ракет.

«Стоимость валюты плюс все эти рекомендации, которые пресса активно распространяет, просто «вдохновляют» человека на то, чтобы он немедленно пошел и купил тур себе куда-нибудь в район восточного Средиземноморья», — иронизирует Тюрина.

 

Как отреагировал бизнес

В теории ситуация с ростом курса валют может помочь внутреннему туризму повысить долю на рынке. Спрос вырастет, но с развитием не поможет, считает Тюрина. «Развивать внутренний туризм такими форс-мажорными методами нельзя. Это должна быть многолетняя системная работа с уровнем сервиса, качеством кадров», — убеждена пресс-секретарь РСТ. С Тюриной согласен и Мамедов: «Если принимающие отели в Крыму, Сочи и других российских курортах будут умно корректировать свои цены, то они могут получить очень большую долю».

При этом в России очень слабое понимание процессов в туристическом и отельном бизнесе. По словам вице-президента Альянса туристических агентств, российские курорты могут наступить на те же грабли, что и в 2015 году, если не учтут своих же ошибок. Местный рынок уже переживал рост цен на внутренний туризм в 2014-2015 годах, когда люди ехали отдыхать в России из-за обвала рубля. «Объекты размещения в Крыму, Анапе, Геленджике приписали себе этот успех. Они решили, что это их заслуга и на следующий год вышли с высокими ценам, а ситуация изменилась и россияне поехали за границу, либо не поехали по таким ценам отдыхать в России», — напомнила Тюрина.

Тогда российские курорты прошли все стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Сначала они отрицали, то что нужно снижать цены, хотя операторы убеждали их в этом. Пока они, наконец, поняли и смирились с этим, время уже было упущено. Кто-то никуда не поехал, кто-то выбрал себе доступные заграничные направления, но российские курорты провалились. «Да, они могут поднять цены, но рынок все равно все отрегулирует. Мы это уже проходили, причем недавно. Научило ли это чему-нибудь наши курорты? Ну, что ж, посмотрим», — прокомментировала пресс-секретарь РСТ.

По мнению Мамедова, турпоток за границу еще можно сохранить на прежнем уровне. Для этого операторы должны договориться со своими партнерами, чтобы те снизили цены на 10-15%. «Если мы получим такую скидку, тогда можно сказать, что турпоток останется тем же», — считает эксперт.

Чистка рынка

После обвального 2014 года российская туристическая индустрия пережила череду банкротств. Рынок оставил только сильных и здоровых операторов, хотя непросто пришлось всем, вспоминают эксперты. С тех пор громких банкротств  на туристическом рынке не было. Туроператоры после 2014 года стали очень тщательно просчитывать свой бизнес.

 

«Они резко снизили риски, стали тщательнее просчитывать чартерные программы, ничего теперь не делают впрок и с запасом. В общем они усвоили очень серьезный урок. Нельзя исключать того, что у кого-то будут проблемы и они закроются, но скорее всего закроются так, чтобы не доставлять никому проблем», — считает Тюрина.

По ее мнению, массовых банкротств в этот раз удастся избежать «потому, что все очень сильно ужались». Это касается прежде всего туроператоров – производителей продукта и услуг. Что касается продавцов – агентств – то их количество продолжало сокращаться и после 2014 года. В какой-то момент оно сократилось на 30%, но затем агентства начали вновь появляться в виде небольших юрлиц или даже индивидуальных предпринимателей. Чтобы открыть турагентство не нужно никаких больших вложений, как это требуется от туроператора. «Какое-то количество агентств уйдет с рынка, но потом они вернутся. Туристический бизнес у нас непотопляемый», — считает Тюрина.

По мнению экспертов, не стоит ждать и перетекания туристического потока из дорогого направления в дешевый, также как не стоит ждать закрытия отдельных направлений. В агентствах среди основных туристических направлений сегодня лидирует Турция. На ее долю приходится 40-45% туристического потока из России. На Грецию и Кипр приходится 20-25%. Остальное – Испания, Италия и другие более дорогие направления.

«У нас народ адаптированный. Мы уже привыкли жить так, когда растет курс. Большинство людей, которые летят отдыхать летом, 11 месяцев собирают деньги, чтобы детям показать солнце. Как они будут отказываться от этого из-за 5-8 тысяч рублей?» — отмечает Мамедов. «На каждое направление есть своя потребительская аудитория. Кто-то любит Карибы, кто-то – турецкое побережье, кто-то – юго-восточную Азию. Я не думаю, что спрос будет перетекать из одного направления в другое», — поддержала его Подгорная.

 

Представители туриндустрии заключили, что российские туристы адаптировались к волатильности курсов валют. По их мнению, сегодня рынок реагирует на падение рубля гораздо спокойнее, чем это было в 2014-2015 годах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+