К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Надежда на олигархов: депутаты предложили ввести прогрессивную шкалу налогообложения

Фото Анны Исаковой / Фотослужюа Государственной думы РФ / ТАСС
Фото Анны Исаковой / Фотослужюа Государственной думы РФ / ТАСС
Что изменится в случае принятия Госдумой закона о прогрессивной шкале налогообложения и не начнут ли уходить обратно в тень налогоплательщики

Фракция Госдумы от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым внесли в нижнюю палату парламента законопроект о введении в стране уже с 1 января 2019 года прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Законопроект размещен в среду, 28 марта, в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента. В тот же день документ был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что депутаты-коммунисты предлагают установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для тех, чьи доходы составляют менее 100 000 рублей в год.

Для лиц с доходами свыше 3 млн рублей в год ввести повышенные ставки НДФЛ от 15 до 25%. При этом с граждан, доход которых в год составляет от 100 001 до 3 млн рублей, предлагается взымать НДФЛ в размере 5000 рублей плюс 13% с суммы, превышающей 100 000 рублей. НДФЛ для граждан, получающих ежегодный доход в размере от 3 млн до 10 млн рублей, предложено увеличить до 382 000 рублей плюс 18% с суммы, превышающей 3 млн рублей. И для граждан, получающих в год более 10 млн рублей дохода, НДФЛ предложено увеличить до 1 642 000 рублей плюс 25% с суммы, превышающей 10 000 000 рублей.

 

В настоящее время в России действует единая ставка НДФЛ в 13% со всех доходов налогоплательщиков независимо от уровня их доходов.

Депутаты от КПРФ в пояснительной записке напоминают, что до 2001 года в России действовала прогрессивная шкала ставки этого НДФЛ в диапазоне от 12 до 35% с учетом уровня доходов физических лиц. С введением в 2001 году в действие Налогового кодекса Российской Федерации вместо прогрессивной шкалы НДФЛ была установлена единая (плоская) ставка. Объяснялось это в том числе необходимостью вывода доходов из теневой сферы экономики.

 

Налог для богатых

В результате, отмечают коммунисты, богатые люди получили дополнительные доходы и в 2016 году численность лиц, имеющих доход свыше $1 млрд, выросло до 96 человек, и позволило им войти в список самых богатых людей в мире по данным Forbes.

«Надежды, что сверхдоходы олигархи направят на развитие производства и создание дополнительных рабочих мест в стране за последние 15 лет, не оправдались. Наоборот, по разным каналам сверхдоходы из России выведены за рубеж и в офшоры на общую сумму более 60 трлн рублей», — отмечают авторы инициативы.

По данным авторов документа, ставка НДФЛ 13% сохранится для большинства налогоплательщиков — 58,02 млн человек (86,08% от общей численности плательщиков НДФЛ). Введение прогрессивной шкалы ставок выше 13% с 2018 года в основном коснется около 484 100 человек, что составляет всего 0,72% от общей численности налогоплательщиков.

Авторы законопроекта признают, что в связи с предлагаемым снижением ставки налога на доходы малообеспеченных граждан с 13% до 5%, сумма выпадающих доходов в бюджетах субъектов Российской Федерации и в муниципальных бюджетах составит 71,168 млрд рублей. Но общая сумма доходов при введении прогрессивной шкалы ставки НДФЛ свыше 13%, с учетом выпадающих доходов субъектов России по НДФЛ, в 2019 год может превысить 1 трлн 159 млрд рублей. И это позволит регионам «более активно решать экономические и социальные задачи, отнесенные к их полномочиям».

 

Депутаты от КПРФ также сообщают, ссылаясь на опросы населения, что более 70% населения считают плоскую шкалу налогообложения главным источником неравенства в стране. И лишь 14% выступают против введения прогрессивной шкалы НДФЛ.

Примут ли закон

В правительстве предложенный коммунистами законопроект не поддержали. «В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — говорится в заключении кабинета министров на законопроект.

По данным Федеральной налоговой службы, поступления НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 году составили 2 трлн 688,7 млрд рублей, в 2015 году — 2 трлн 806,6 млрд рублей, 2016 году — 3 трлн 17,3 млрд рублей.

В самом правительстве ведется обсуждение возможного изменения налоговой системы, в том числе повышения ставки подоходного налога. 22 марта вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что не исключает повышения НДФЛ в России с нынешних 13% до 15%.

«Если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13% налогом достаточно долго и если дополнительные 2% будут направляться например на здравоохранение, это точно будет в плюс», — сказал Дворкович (цитата по РИА Новости).

 

Главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик считает, что нынешнее обсуждение изменения ставки НДФЛ является продолжением дискуссий прошлого года относительно возможности введения прогрессивной шкалы налогообложения. Он напомнил о международном опыте ряда стран Центральной и Восточной Европы, например, Словакии, где удалось достаточно успешно перейти от плоской к прогрессивной шкале налогообложения.

При этом он подчеркнул, что подобные меры сопряжены с определенным риском. «Если что-то работает, и работает хорошо, а собираемость НДФЛ серьезно выросла с момента введения плоской шкалы налога, то изменения, связанные с введением прогрессивной шкалы, могут привести к обострению рисков, связанных с уходом базы налогообложения в теневой сектор», — пояснил Лисоволик.

То, что тема повышения НДФЛ поднята и обсуждается на разных уровнях, он объяснил тем, что доходная база бюджета еще не полностью адаптировалась на протяжение последних нескольких лет к масштабному снижению цен на нефть. «Даже несмотря на некоторое восстановление цен за предыдущие годы, потребность в такой адаптации сохраняется», — отметил Лисоволик.

По его словам, отдача от налоговой системы во многом достигалась за счет собираемости налога. «Когда есть потребность в дополнительных доходах в связи с недофинансированием растущих потребностей экономики, такого рода сценарии, при которых мы увидим некоторое увеличение налогообложения, исключать нельзя», — добавил экономист.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+