Виртуальное жилье на блокчейне: как технологии меняют рынок недвижимости
Бизнес никогда не будет прежним. Продажа недвижимости не исключение. Причина во взрывном развитии новых технологий. Вслед за биткоином шагает целая армия криптовалют, сделки по блокчейну уже регистрирует Росреестр, мессенджер Telegram и приложение Instagram превращают профессиональных игроков рынка в маргиналов, а опыт виртуальной реальности стал настолько осязаем, что до сих пор многие пользователи жалуются на проблемы с вестибулярным аппаратом. Да, рынок недвижимости во многом инертен, но и здесь новые технологии находят свое применение и предсказуемо меняют ландшафт.
Любая перспективная технология после своего рождения проходит несколько стадий развития и в результате становится дешевой и, как следствие, массовой: от оптимизма завышенных ожиданий через продолжительное лечение детских болезней к функциональному применению.
Виртуальная реальность долго буксовала и оставалась в статусе диковины для гиков. Facebook приобрел производителя очков виртуальной реальности Oculus за $2 млрд еще в 2014 году. С тех пор все лидеры мирового IT-рынка стали очень пристально следить за VR-стартапами (virtual reality) и скупать те из них, в которых разглядели хотя бы намек на перспективность. В активную фазу технология виртуальной реальности начала переходить только пару лет назад. И уже сейчас можно утверждать, что область ее применения не ограничивается очевидной индустрией развлечений. В данный момент известны VR-проекты в образовании, дизайне, бизнес-тренировках.
И особняком стоит возможность применения виртуальной реальности в продажах жилой недвижимости. Вроде бы все логично: у продавца появляется возможность поместить клиента в осязаемую среду еще не построенного здания. Это же мощный инструмент продаж! Казалось бы, все застройщики должны уже который год заваливать студии, специализирующиеся на создании VR-моделей, заказами. В действительности ситуация другая. Застройщики и риелторы в большинстве своем еще не освоили технологии даже предыдущего поколения.
По данным исследования комплекса интернет-маркетинга на рынке жилой недвижимости 2016-2017 годов маркетинговой группы «Комплето», различный интерактив (панорама локации, 3D-тур по кварталу, видео) доступен только на 36,7% сайтов жилых комплексов. В то время как мы рассуждаем о перспективах внедрения VR в продажах недвижимости, интернет-маркетинг почти в 2/3 новых жилых комплексов отстает от актуальных технологий лет на пять минимум. И это не цифра выбрана неудачно: другие показатели упомянутого исследования также свидетельствуют о том, что застройщики очень осторожно, если не сказать робко, осваивают многообразие digital-инструментов.
Но лед тронулся. Это важно. Большинство компаний, развивающихся на рынке VR-технологий, в числе прочих предлагают и услуги создания интерактивных шоу-рум. Уже есть и небольшие (пока) студии, специализирующиеся исключительно на разработке VR-решений для недвижимости.
Не будем углубляться в технологии проектирования и моделирования пространств в виртуальной реальности, большинство из которых пока что остаются очень дорогими. Интересно другое: какой опыт может получить клиент, придя в офис продаж жилого комплекса, оборудованный VR-комнатой. Популярных решений немного. Самое простое — двухканальная разверстка обычной фотопанорамы.
Немного сложнее, но не дороже — сделать VR-версию видео в формате 360 градусов. Здесь уже возможно добавление анимационных эффектов. Но главные ограничения этих решений — невозможность взаимодействия со средой виртуальной реальности и необходимость наличия хотя бы частично готового объекта.
Эти ограничения снимаются в случае использования уже настоящих технологий VR. Сейчас самая бюджетная из них — Google Cardboard. Пользователь получает картонные очки со слотом для смартфона, на котором установлено соответствующее приложение. Акселерометр смартфона подстраивает картинку под движения головы. По сути, это тот же 3D-тур по интерьерам помещения, только с гораздо большим customer experience. Безусловное преимущество Cardboard в низкой цене необходимого оборудования. Недостатки — ограниченные возможности интерактивных взаимодействий с виртуальной средой и перемещение только по заданным точкам.
Наконец, самая продвинутая технология (из массовых и относительно доступных) — платформа HTC Vive. Пользовательский интерфейс здесь может быть основан на базе смартфона с очками или на базе ноутбука с полноценным VR-шлемом. Главное отличие от названных выше решений — контроллеры, которые позволяют пользователю достаточно свободно взаимодействовать с виртуальной средой и произвольно передвигаться в пространстве. В более продвинутых комплексах VR контроллеров может быть больше, соответственно, больше и вовлеченность в среду. И здесь уже ограничения зависят от того, как много средств готов вложить девелопер в проектирование виртуального шоу-рум.
При среднем бюджете на разработку клиент получает возможность в режиме реального времени выбирать текстуры и цвета обоев, потолков и стен, менять погоду за окном, получать тактильный отклик при открывании дверей, дверок кухонного гарнитура, может передвигать по своему усмотрению мебель.
Переосмысление возможностей виртуальной реальности на российском рынке произошло в 2016 году. По оценкам, именно тогда сформировался пул из девяти-десяти компаний, которые стали разрабатывать и предлагать VR-решения для недвижимости. А раз появилось предложение, значит, не за горами и интерес девелоперов. По экспертным оценкам, рынок виртуальных технологий у нас отстает от мирового на два-три года, поэтому взрывного внедрения VR в продажах жилой недвижимости можно ожидать не раньше конца 2018 года и позднее.
Недвижимость за криптовалюту
Первая — и самая известная на данный момент — нематериальная валюта, защищенная алгоритмом шифрования, появилась в 2009 году. В декабре 2017 года, когда курс биткоина пробил отметку в $19 000, интернет взорвался мемами, суть которых сводилась к народной присказке «знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Шутки шутками, но сильная волатильность криптовалют остается одним из главных барьеров использования их в качестве средства расчетов.
Спекулятивный характер криптобирж очевиден и заставляет трейдеров, хорошо заработавших на скачках курсов, вкладывать цифровые капиталы в более понятные и стабильные активы. И здесь, конечно, речь заходит о недвижимости. Первое известное предложение по продаже недвижимости с возможностью расчета в биткоинах появилось в Канаде в 2013 году. С тех пор информация о таких цифровых сделках по продаже жилой или коммерческой недвижимости появляется регулярно, но лавинообразного перехода на торговлю квадратными метрами с помощью криптовалют так и не произошло.
Основная причина — до сих пор неясный во многих странах правовой статус таких сделок. И мы здесь не сильно-то и отстаем. Весь 2017 год представители профильных министерств и ведомств периодически выступали с заявлениями (пусть и осторожными) относительно необходимости легализации криптовалют. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала, что регулятор внимательно изучает принципы работы криптовалют прежде, чем вводить их регулирование. Министр финансов Антон Силуанов ранее заявлял о необходимости государственного контроля над выпуском и обращением цифровых денег.
А глава Сбербанка Герман Греф, в свою очередь, выразил уверенность в том, что последнее, что нужно делать, это игнорировать или запрещать криптовалюты, так как они уже стали частью нашей жизни.
Но пока компетентные ведомства решают, с какой стороны подойти к вопросу регулирования криптовалют, последние уже используются для расчетов, пусть и не совсем в правовом поле. И опять приходится, как мантру, повторять тезис об инертности российского рынка недвижимости. Здесь пока предложения о продаже с использованием «крипты» носят характер экспериментов или используются как PR-инструмент для повышения цитируемости в СМИ.
Например, одна девелоперская компания в июле 2017 года попала на страницы всех значимых деловых изданий, разместив в соцсетях предложение о продаже коттеджей на Новой Риге за биткоины. Но нельзя сказать, что создание такого медиавируса не стоило девелоперу ничего. Руководству компании специально для этой акции пришлось нанять специалистов международной юридической фирмы, чтобы подготовить оформление этих сделок и не вызвать негативной реакции надзорных органов. Но вот загвоздка: спустя более полугода после появления громкого предложения в открытых источниках нет ни одного упоминания об успешной продаже их коттеджей за «крипту». Что неудивительно: в России официально запрещены расчеты в любой другой валюте кроме рубля.
Поэтому такие сделки скорее всего на бумаге оформляются в рублях. Это не мешает появляться новым объявлениям о продаже жилья за цифровые деньги. Так, в августе прошлого года в Подмосковье был выставлен на продажу коттедж за 3000 биткоинов, а в феврале одно риелторское агентство сообщило о появлении в своем портфеле первого лота с возможностью оплаты биткоинами. Но пока продажа жилья за криптовалюты в России остается технологией, будущее которой туманно, хотя выход ее из тени и неизбежен.
Жилье на блокчейне
А вот будущее в недвижимости основополагающего принципа биткоина уже здесь, с нами. И грозит если не оставить без работы значительную часть нотариусов, риелторов и сотрудников надзорных органов, то сильно изменить расстановку сил на рынке. Блокчейн — это принцип самоорганизующегося распределенного реестра. Именно благодаря ему на нынешнем этапе развития вычислительной техники подделать криптовалюты практически невозможно: на любом этапе вся информация о транзакциях становится известна всем участникам сделки. Это если описывать блокчейн совсем кратко.
Этот принцип оказался применим не только для создания электронных денег, но и в огромном количестве областей. В том числе в операциях с недвижимостью. В идеале применение блокчейна в сделках с недвижимостью может в разы сократить время их согласований и исключить из процесса нотариусов. Еще в октябре прошлого года Минэкономразвития инициировало проведение в Москве эксперимента по внедрению блокчейна при работе с единым госреестром недвижимости.
Первые результаты инициативы должны быть получены к 1 августа. Но первая сделка по блокчейну уже была проведена в начале февраля и не в столице. Технологию внедрили при строительстве жилья в Ленинградской области. Блокчейн применяется при взаимодействии Росреестра с Фондом защиты прав участников долевого строительства. При всей оптимистичности государственных органов относительно блокчейна некоторые участники рынка недвижимости со стороны бизнеса относятся к новой технологии настороженно, указывая на необходимость прозрачной реализации этих идей, исключающей возможности манипуляций и «ручного управления». Итак, ждем 1 сентября, когда Минэкономразвития должно предоставить в правительство доклад о результатах московского эксперимента.
Достучаться до небес
Проблема доставки информации и коммуникации с клиентами в цифровую эпоху никуда не делась, а напротив, стала более изощренной. Бизнесу следует также искать новые каналы доставки рекламы, экспертных мнений и формирования репутации. А бизнес девелоперов и риелторов во многом как раз и завязан на экспертизе и репутации в силу специфики продукта, его цены и социальной значимости. Как попасть к ЦА в ленту именно с тем контентом, который заставит потенциального клиента принять решение о покупке? Армии SMM-щиков разной степени профессионализма утверждают, что знают, как достучаться до пользователя, необходимого именно вам. И часто при правильном выборе команды SMM в недвижимости может давать хорошие результаты, хотя здесь (опять!) инертность отрасли ощущается очень сильно.
Между тем 2017 год для всех социальных сетей стал переломным. Окончательный переход всех площадок от хронологической ленты к алгоритмической заставил отделы соцмедиа компаний и агентств пересмотреть подходы к созданию контента: он становится еще более адресным. Другой тренд — появление и резкий взлет ситуативного контента: взрывная популярность Stories и трансляций заставила компании еще больше приблизиться к пользователям. Нельзя также забывать про мессенджеры и чат-боты, к которым участники рынка недвижимости только присматриваются.
Да, новые технологии способны сделать операции на рынке недвижимости простыми и прозрачными. Но эти изменения требуют от участников рынка в короткий срок пересмотреть подходы к работе, требуют мыслить на перспективу. Не все готовы принять необходимость перемен. Однако это уже вопрос выживания.