Призрачный орган: нужно ли России министерство виртуальной реальности
В российском правительстве может появиться новое министерство, которое будет отвечать за развитие новых технологий и виртуальной реальности. Об этом сообщает RT.
С таким предложением выступил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. Он направил письмо правительству России, пояснив, что сегодняшние технологии виртуальной реальности «вышли за рамки компьютерных игр и позволяют полностью погрузить человека в другой мир», и игнорировать их влияние на повседневную жизнь практически невозможно.
«Нельзя упускать подобный шанс и оставаться в стороне от развития технологий, способных совершить революцию в науке и обществе», — говорится в письме. По мнению Чернышова, их можно успешно использовать в образовании, туризме, торговле, военной подготовке, медицине, психологии и спорте. Депутат отметил, что рынок технологий виртуальной реальности становится одним из самых перспективных в мире, и создание отдельного министерства поможет России совершить прорыв и стать передовой страной в этой сфере.
Целью ведомства он видит поддержку, разработку и изучение отрасли виртуальной и дополненной реальности для получения дополнительных доходов. Депутат уверен, что министерство поможет в цифровизации населения России и будет способствовать развитию экономики государства и укреплению благосостояния граждан страны.
Как регулировать виртуальную реальность
Однако игроки рынка усомнились в пользе от ведомства. В российской Ассоциации дополненной и виртуальной реальности считают, что необходимости в отдельном министерстве нет, потому как виртуальная реальность — это всего лишь инструмент, который внедряется в различные сферы, и за этот процесс на государственном уровне отвечают самостоятельные структуры.
«Практика показывает, что при необходимости уже существующие госведомства вполне справляются с регулированием новых технологий и массовых сервисов на их основе. Примеров уже достаточно: мобильная связь, беспроводной ШПД, электронная коммерция», — считает директор по связям с общественностью Wargaming в СНГ Иван Кузнецов. Он добавляет, что развитие VR продуктов и сервисов в мире в целом, и в России в частности, идет вполне успешно, в рамках действующих норм и правил. Wargaming известна игрой World of Tanks, 19 февраля ее совместная со стартапом VRTech компания Neurogaming запустила первую версию этой игры для виртуальной реальности.
«Виртуальная и дополненная реальность — это технология, возможность для создания решений, улучшающих жизнь, — рассказывает директор Ассоциации Екатерина Филатова. — И инструмент этот применяется в разных сферах. Вот, например, компании Ассоциации работают более, чем в десяти различных сферах: Yode Group и Deluxe Interactive в маркетинге и рекламе, Fibrum в играх и развлечениях, Planoplan в недвижимости и строительстве, Vizerra в культуре, Avto24 в направлении новых медиа, и множество других компаний в медицине, промышленности, образовании. Для всех них виртуальная реальность дает возможность улучшения показателей, но так как это технология применяется в широком спектре, то компетенции по ее внедрению сейчас относятся к разным министерствам, и каждое из них решает вопрос на компетентном уровне».
Более того, в Ассоциации полагают, что такой орган власти может лишь препятствовать развитию и внедрению технологий, усложнив межведомственные коммуникации и процесс согласования решений с учетом дополнительной структуры: «Технология виртуальной реальности не меняет этических норм или финансовой системы, как искусственный интеллект и криптовалюты. Для развития отрасли нужны поддержка новых проектов, инвестиции для масштабирования уже существующих, помощь компаниям в выходе на международный рынок, финансирование исследований, обучение специалистов. Но создание еще одного органа власти никак не поможет отрасли, а наоборот, будет препятствовать естественному развитию», — говорит Екатерина Филатова.
Впрочем, эта инициатива может не только усложнить процесс внедрение технологии, но и оказаться на момент реализации уже неактуальной: в январе в Лас-Вегасе состоялась международная технологическая выставка CES (Consumer Electronics Show), которую посетил президент и исполнительный директором Sony Майком Фасуло; в своем интервью Forbes он рассказал, что виртуальная реальность уже прошла точку наивысшей популярности, обратив внимание на то, что уже летом 2017 произошло резкое понижение цен на шлемы и очки виртуальной реальности, например, на Oculus.
«Эта сфера и так достаточно забюрократизирована, — соглашается операционный директор системного проекта Агентства стратегических инициатив «Кибер Россия» Гаджимурад Алиев. Он считает, что в данном министерстве необходимости точно нет. Более эффективными, по мнению Алиева, могут стать меры по упрощению процедур изменения образовательных программ (ФГОСТ и т.д.), ускорение принятия законов, подобных телемедицине, открывающих больше возможностей для внедрения и использования современных технологий.
В Фонде развития интернет-инициатив также считают инициативу по созданию особого министерства излишней: «Мы верим, что VR принципиально изменит нашу жизнь в ближайшие в 10 лет. В большей степени, по нашему мнению, это будет касаться медицины, высокорисковых индустрий, промышленного производства и развлечений, однако для развития технологий виртуальной реальности не нужно создавать отдельное министерство, — на этом этапе до регулирования рынка на государственном уровне еще далеко, — считает управляющий портфелем ФРИИ Илья Королев. — Чтобы рынок развивался, нужно стимулировать создание новых бизнесов, предоставлять доступ к VR / AR / MR оборудованию, корпорациям и бизнесу активно участвовать в пилотировании стартапов, венчурным фондам инвестировать в VR / AR / MR-стартапы». Он добавил, что Фонд занимаемся этим направлением, и поддерживая огромное количество проектов: в течение ближайших лет ФРИИ планирует инвестировать в сферу до 0,5 млрд рублей.