К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Великий поход. Китайские интернет-гиганты начали битву за супермаркеты

Фото Aly Song / Reuters
Фото Aly Song / Reuters
Китайские интернет-компании Tencent и Alibaba выходят из онлайна в реальный мир и продолжают конкурентную борьбу за покупателей в магазинах

Компания Tencent, известная как владелец оператора для обмена мгновенными сообщениями WeChat, недавно последовала за китайским гигантом электронной коммерции Alibaba, перейдя в китайский сектор розничной торговли, оборот которого составляет $4,9 трлн.

Хотя продажа одежды или бакалейных товаров не связана непосредственно с основным бизнесом в области социальных сетей и видеоигр, компания видит в этом много преимуществ: в краткосрочной перспективе партнерство с предприятиями розничной торговли позволит получить больше данных о потребителях и расширить использование цифрового кошелька Ten Pay.

В будущем Tencent сможет продвигать продукты своих передовых исследований, например, в области искусственного интеллекта, в реальные магазины, поскольку Китай превращается в гигантскую испытательную лабораторию для различных технологий розничной торговли.

 

Война супермаркетов

Таким образом, компания жестко конкурирует с Alibaba в вопросах привлечения партнеров. Недавно Tencent объявила, что она совершает сделку по приобретению 14% акций за $5,4 млрд в Wanda Commercial — одном из крупнейших девелоперов и владельцев торговых центров, созданном миллиардером Ваном Цзяньлинем. Более того, Tencent, владея долей сети супермаркетов Yonghui, планирует инвестировать в китайское подразделение Carrefour, а также магазин мужской одежды Heilan. Еще одним союзником является интернет-магазин JD.com, который в январе открыл свой первый супермаркет 7fresh, демонстрируя новую концепцию ретейлера: умную логистику и автономные магазинные тележки.

Alibaba, в свою очередь, объявила о планах по открытию десятков новых супермаркетов Hema Xiansheng в этом году. Компания также имеет акции продуктовой сети Sun Art Retail Group на сумму $2,9 млрд, владеет 18% акций сети супермаркетов Lianhua, а также заявила о планах выкупа контрольного пакета акций роскошного торгового центра Intime за $2,6 млрд в 2017 году. Такой жесткий подход притормозил рост операционной прибыли компании, которая сократилась до 31% в октябре-декабре, хотя доходы превысили оценки аналитиков и достигли $12,8 млрд, что на 56% больше, чем год назад.

 

«Это война против новой стратегии розничной торговли Alibaba, — говорит Ц. Чжао Мин, основатель шанхайской фирмы 86 Research. — Tencent будет использовать свои средства для роста объектов инвестирования и, таким образом, для создания конкурентов Alibaba».

По словам Джейн Сюй, старшего аналитика в Kantar Consulting, приложение WeChat может генерировать рекламу на основе местоположения пользователей, когда они находятся рядом с торговыми партнерами Tencent, что помогает увеличить посещаемость магазинов. Это также потенциально позволяет Tencent лучше понимать предпочтения покупателей и запускать более целевые рекламы, чтобы стимулировать свои источники доходов.

В третьем квартале 2017 года продажи принесли компании $9,8 млрд, основная доля поступила от web-игр, но реклама в социальных сетях считалась самым быстрорастущим сегментом, то есть реклама от WeChat была основным фактором роста на 63% в этой области. Благодаря рекламе в WeChat продажи компании смогли достичь 6,9 млрд юаней ($1,1 млрд) за этот период.

 

«Tencent не зарабатывает деньги напрямую от розничной торговли, — говорит Джейсон Дин, партнер в консалтинговой компании Bain & Co. — Это дополнительные доходы, которые компания может получить».

Платежные системы

Цифровые платежные системы также играют важнейшую роль в решении Tencent. В жестокой конкурентной борьбе за китайский рынок мобильных платежей с объемом $5,5 трлн компания просто не может себе позволить потерять сектор розничной торговли. Установка Ten Pay во многих магазинах может способствовать тому, что покупатели все чаще будут выбирать эту услугу, повышая при этом доверие пользователей.

Таким образом, имеются хотя и долгосрочные, но более привлекательные возможности. Поскольку рост остановился после стремительного распространения электронной торговли, а также повышения стоимости земельных участков и рабочей силы, китайские ретейлеры все чаще обращаются к инновационным технологиям, создавая огромный рынок для Tencent, что стимулирует их осуществлять дальнейшие исследования в области облачных технологий, компьютерного анализа видеоизображений и искусственного интеллекта, по словам Ши Цзялуна, главы китайского подразделения фондового анализа интернет-ресурсов в Nomura Securities.

Подобно экспериментам, проводимым Amazon с автоматизированными магазинами Amazon Go, магазины в Китае пытаются использовать новые технологии для повышения эффективности. В то время как некоторые освобождаются от традиционных касс в применении технологий распознавания образов для определения и оценки того, что покупают потребители, другие делают только первые шаги в этом направлении. Для некоторых компаний новые розничные магазины означают перемещение их операционных систем, начиная от клиентской базы и до управления запасами, на облачные технологии, чтобы они могли легче отслеживать продажи и прогнозировать потребительский спрос.

«Новые средства розничной торговли — это грандиозный сценарий применения облачных вычислений, — говорит Ши. — Tencent хочет стать поставщиком услуг для любого оператора серверов облачной среды. Это открывает огромные возможности для бизнеса». 

 

Знания — сила

Но Tencent не обходится без проблем. Любые изменения, а также потенциальная финансовая прибыль требуют времени, потому что китайский рынок розничной торговли чрезвычайно фрагментирован. По всей стране существуют сотни розничных сетей, причем наибольшая из них имеет долю на рынке всего лишь 2%.

Кроме того, Alibaba имеет более точные данные. Поскольку основной бизнес компании — это электронная коммерция, Alibaba лучше понимает предпочтения покупателей. В условиях широкого экономического спада в Китае компания использует эти данные для проведения онлайн-продаж с учетом пользовательского контента, включая такие средства, как рекламы, блоги и прямоэфирные интернет-трансляции.

«За последнее десятилетие Alibaba уделяет особое внимание использованию данных для повышения монетизации, и это применяется и к новой розничной торговле, — говорит Ши. — Самая большая проблема Tencent заключается в том, что у компании нет такого большого опыта, поэтому она начинает предоставлять розничной инфраструктуре такие средства, как поддержка данных».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+