Судный день. США готовятся объявить олигархов из «кремлевского доклада»
С 29 января 2018 года Вашингтон начнет вводить санкции против компаний и граждан из любой страны мира, которые заключили крупные сделки или осуществляют значительные финансовые операции «с лицами, входящими в оборонный и разведывательный сектор правительства России или действующими от их имени, в том числе с Главным управлением Генерального штаба Вооруженных сил России и ФСБ».
Также сегодня, 29 января, Минфин США, управление Директора национальной разведки и Госдепартамент предоставят в Конгресс США так называемый «кремлевский доклад» о том, в отношении кого из «российских олигархов» и чиновников могут быть введены санкции.
Все это предусмотрено законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, H.R. 3364), который был подписан президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года и вступает в силу в феврале 2018 года.
В Кремле анонсированную передачу «кремлевского доклада» в Конгресс США назвали попыткой Вашингтона повлиять на президентские выборы в России, назначенные на 18 марта. «Мы действительно считаем, что это прямая и очевидная попытка приурочить какие-то действия к выборам так, чтобы оказать на них влияние», — заявил 29 января пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков (цитата по «Интерфаксу»).
Песков выразил убеждение, что «кремлевский доклад» никакого влияния на выборы не окажет. И пообещал, что в Кремле проанализируют последствия подготовки «кремлевского доклада», чтобы защитить интересы российских компаний, которые могут оказаться в этом списке.
Санкции за сотрудничество с российской оборонкой
Статья 231 закона СAATSA требует, чтобы через 180 дней после его вступления в силу (то есть к 29 января 2018 года), президент США ввел пять и более санкций в отношении лиц, которые, как он установит, участвует в крупных сделках или иных значительных финансовых операциях с компаниями и организациями из российской оборонной промышленности и разведки. 27 октября 2017 года на сайте Госдепа США был опубликован список из 33 российских компаний и шести ведомств, сотрудничество с которыми грозит санкциями по статье 231 закона СAATSA.
В этот санкционный список попали в том числе концерны «Калашников», «Ижмаш», «Туполев», «Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «МиГ», «Сухой», «Адмиралтейские верфи», «Ижевский механический завод», «Оборонпром», «Уралвагонзвавод», «Вертолеты России» и «Созвездие». А также ФСБ, СВР и ГРУ.
За сотрудничество с фигурантами из этого списка статья 235 закона СAATSA предусматривает 12 вариантов ограничительных мер. Речь идет в том числе о закрытии доступа к финансированию, запрете на сделки на внутреннем американском рынке и ограничениях на въезд на территорию США.
Санкции для «олигархов» и коррупционеров
Статья 241 закона СAATSA предписывает трем американским правительственным агентствам к 29 января 2018 года подготовить и представить в комитеты по иностранным делам обеих палат Конгресса США, в банковский и финансовый комитеты сената, в комитет по финансовым услугам и комитет по доходам и расходам палаты представителей доклад с перечнем приближенных к президенту России Владимиру Путину российских олигархов и квазигосударственных структур.
В докладе будет указано, какую роль российские предприятия с госучастием играют в российской экономике, как они связаны с зарубежными партнерами и каковы их активы и инвестиции.
Статьи 243 закона СAATSA de facto расширяют возможности применения санкций на «наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов», определяемых по «их близости к российскому режиму и размеру их состояния», а также по «их отношениям с президентом Путиным или другими членами правящей российской элиты», по их «вовлеченности в коррупцию» и по размеру состояния, источникам доходов, активам и бизнес-интересам как самих этих лиц, так и членов их семей, в том числе супругов, детей, родителей и братьев/сестер.
Ожидаемый 29 января доклад не означает автоматического наложения новых санкций против лиц и компаний, которые станут его фигурантами. На основании доклада Конгресс примет решение о введении против лиц, попавших в «кремлевский доклад», санкций. Сам санкционный список будет составлен Офисом по контролю над иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) Минфина США.
Ранее, 18 января, стало известно, что сенаторы-республиканцы Роджер Викер, Марк Рубио, Кори Гарднер и Линдси Грэм потребовали внести в санкционный список российского миллиардера Алишера Усманова и генерального прокурора России Юрия Чайку.
В своем письме на имя госсекретаря США Рэкса Тиллерсона, министра финансов Стивена Мнучина и директора Национальной разведки Дэна Коутса сенаторы сообщили, ссылаясь на публикации «Новой газеты», Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального и Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ), что Чайка и Усманов вовлечены в коррупцию.
Усманов, при этом, представлен сенаторами как «один из наиболее влиятельных российских олигархов, близких к Кремлю и имеющих долю в ведущих медиа». А Чайка и его «близкие родственники», по словам сенаторов, вовлечены в деловые отношения с компанией «Авилон», которая поставляет автомобили для госучреждений, в том числе для Генпрокуратуры.
Санкции за участие в энергопроектах с Россией
В ноябре 2017 года американские власти объявили о запрете гражданам и юрлицам США сотрудничать с российскими компаниями в глубоководных, арктических и сланцевых энергетических проектах. О соответствующих изменениях в постановление № 13662 от 20 марта 2014 года сообщил тогда Минфин США.
Новый порядок распространяется на проекты, которые будут запущены с 29 января 2018 года или позднее. Санкционные ограничения касаются поставок, экспорта, прямого или непрямого реэкспорта, а также предоставления технологий для разведки или производства глубоководных, арктических или сланцевых проектов без лицензии или разрешения офиса по контролю за иностранными активами.
Кроме того, ограничения будут затрагивать те проекты, у которых есть потенциал добычи нефти в любом районе вне территории России.
Подписанный 2 августа 2017 года президентом США Дональдом Трампом закон вводит ограничения против российских энергетических проектов, в том числе в Европе. Под ограничения попадают проекты, в которых российским подсанкционным компаниям принадлежит 33% и более. Документ предусматривает санкции против компаний, которые собираются вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более $5 млн за год или $1 млн единовременно, а также предоставлять услуги или оказывать информационную поддержку.
Новый закон сокращает максимальный срок рыночного финансирования банков, находящихся под санкциями, до 14 дней, а компаний нефтегазового сектора — до 30 дней.