К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Полный вперед. Кто будет конкурировать за рынок беспилотных автомобилей

Фото Yuya Shino / Reuters
Фото Yuya Shino / Reuters
Технологии беспилотного транспорта уже приближаются к тому рубежу, когда через год или чуть позже ими уже можно будет смело управлять через приложения в отдельных районах больших городов.

С 9 по 12 января в Лас-Вегасе прошла очередная ежегодная выставка потребительской электроники CES (Consumer Electronic Show). Среди шума, суеты и феерического калейдоскопа новинок трудно было понять, чтó вообще происходит. Но один вывод все же ясен: в 2018 году сфера мобильных технологий перестала экспериментировать в духе «а здорово было бы, если…» и перешла на следующую ступень — «полный вперед».

После трех насыщенных дней с сотнями павильонов внутри и снаружи огромного конференц-центра Las Vegas Convention Center, а также в ближайших окрестностях, после десятков интервью, небольших бесед, пресс-конференций и пробных поездок мне стали понятны четыре вещи:

1. Вряд ли кому-то понадобятся самоуправляемые автомобили, однако транспорт с автопилотом станут массово применять сервисы каршеринга, доставки и коммерческих автоперевозок — все это станет возможным благодаря таким крупным брендам как Lyft, Uber, Waymo, Toyota, Volkswagen, BMW и др.

 

2. Соперничество между Nvidia и Intel за присутствие в компьютерных системах для самоуправляемых транспортных средств огромно и нарастает все сильнее.

3. Китайская корпорация Baidu к настоящему моменту стала серьезным соперником в области автономной техники и искусственного интеллекта.

 

4. 2018-й станет годом ожесточенной конкуренции между производителями видеосенсоров лазерного экспонирования для самоуправляемых транспортных средств, и, чтобы остаться на плаву, им придется искать надежных партнеров для бизнеса.

В 2017 году самоуправляемые автомобили можно было встретить разве что на специализированных площадках, и посчитать такие транспортные средства можно было по пальцам. Сегодня же по Лас-Вегасу таких ездит хоть отбавляй. Самый большой парк подобных автомобилей имеется у сервиса по вызову такси Lyft и складывается в основном из седанов BMW 5-й серии под управлением системы автопилота от компании Aptiv, которая в прошлом году отделилась от Delphi, гиганта розничной продажи автозапчастей.

Мне довелось прокатиться на беспилотном автомобиле от конференц-центра до отеля Caesars Palace, и, хотя ради большей безопасности за рулем был водитель, мы проехали по пробкам Лас-Вегаса в режиме полностью автономного управления. Поездка была без приключений — в этом и заключается суть технологии.

Конечно, все еще остаются некоторые ограничения, но технологии уже приближаются к тому рубежу, когда через год или чуть позднее ими уже можно будет смело управлять через специализированные приложения в отдельных хорошо подходящих для этого районах больших городов. Именно над этим сейчас работает Waymo, дочерняя компания корпорации Alphabet: они планируют перевозить пассажиров в городе Финикс в Аризоне и его пригородах на беспилотных гибридных минивэнах Chrysler Pacifica.

 

Джада Тэпли, вице-президент Aptiv по инженерным разработкам показала мне модифицированную версию приложения Lyft, которую она использовала во время CES для вызова самоуправляемого такси (как и полагается автомобилю BMW премиум-класса, массивные видеосенсоры лазерного экспонирования и камеры настолько органично вписываются в его облик, что их можно заметить далеко не сразу). Данная версия Lyft была доступна широкой публике на время выставки, но совсем скоро парк беспилотных автомобилей сервиса станет работать на регулярной основе.

В совокупности эти новые технологии  представляют собой принципиально новое направление — «мобильность как сервис» (англ. Mobility as a Service, MaaS). Вместе с доставкой товаров дронами и коммерческими автоперевозками это огромный шаг вперед в развитии самоуправляемых систем на базе искусственного интеллекта. На выставке CES появился даже Акио Тойода, главный исполнительный директор Toyota, и этим самым дал всем понять, что со своей новой гибкой целевой платформой для пригородных пассажирских перевозок, доставки пиццы или покупок с Amazon консервативная компания-автопроизводитель, основанная его дедом, решительно намерена включиться в конкурентную борьбу. Из всемирно известных автомобильных корпораций Toyota одной из первых заявила о своих планах поставлять базовое транспортное средство для реализации принципа «мобильность как сервис».

На CES компания представила публике компактный автомобиль e-Palette в форме скругленного прямоугольника на маленьких колесах. Вряд ли на улицах появится именно он, но можно с абсолютной уверенностью сказать, что в ближайшие годы стоит ожидать чего-то в таком же духе, ведь среди партнеров, поддержкой которых заручилась Toyota, такие известные имена как Amazon, Uber, Pizza Hut и крупнейший китайский сервис по поиску попутчиков Didi.

Toyota для всего мира — известный производитель надежных автомобилей. Мы надеемся также прославиться и сервисами мобильности, которые мы разработали», — закончив свое выступление Тойода сделал селфи со сцены вместе с аудиторией.

Война чипов

Генеральные директоры двух ключевых производителей чипов и компьютерных систем, на базе которых работает большинство самоуправляемых транспортных средств, поражали воображение гостей выставки огромными темпами роста производительности, миниатюрными размерами устройств и их невероятно низким уровнем энергопотребления.

 

Дженсен Хуан, речистый глава Nvidia в фирменной черной кожаной куртке, в ходе двухчасовой презентации, предварявшей открытие выставки, рассказал более чем тысяче слушателей в конференц-центре MGM: «Чтобы сделать самоуправляемые транспортные средства реальностью, необходимо решить чрезвычайно трудную задачу, создать сложнейший в своем роде компьютерный алгоритм, с самого начала до конца».
В качестве решения задачи Nvidia предлагают процессор Drive Xavier, разработанный специально для такси на автопилоте, а чтобы довести программную платформу до совершенства, их партнером стал многообещающий стартап по разработке самоуправляемых автомобильных систем Aurora. К длинному списку игроков рынка автомобилестроения и технологий, с которыми Nvidia сотрудничает, Хуан, кстати, добавил Uber и Volkswagen.

Следующим вечером генеральный директор Intel Брайан Кржанич нанес ответный удар и представил общественности компьютерную платформу Intel AV. Она состоит из двух новых чипов EyeQ5 для обработки данных сенсоров от недавно приобретенной компании Mobileye и нового центрального процессора Intel Atom 3xx4, который на 60% производительнее, чем Drive Xavier от Nvidia, а мощности требует на порядок ниже — всего 10 ватт против 30 ватт у конкурента.
По словам генерального директора Mobileye Амнона Шашуа, который рассказывал о новинке в казино Monte Carlo, вычислительная мощность и более низкое энергопотребление этих чипов «не имеют аналогов во всем мире». Как и автомобили Aptiv или Lyft, седан BMW, в котором глава компании прибыл на мероприятие, имел видеодатчики, органично вписанные в шасси.

Технологии из Китая

Корпорация Baidu, которую часто называют «Google Поднебесной» становится в области самоуправляемых систем новым серьезным игроком, и на CES компания громогласно об этом заявила. После ухода в прошлом году руководителя подразделения по разработкам автономных систем управления, в Baidu решили резко сменить курс и разработали интересную систему автономного управления Apollo с открытым кодом на базе искусственного интеллекта. В ходе выставки в Лас-Вегасе, разработчики представили крупное обновление Apollo 2.0 и заявили о цели еще больше усовершенствовать систему в наиболее сжатые сроки.

Со своих самых ранних этапов инициатива объединила более 320 партнеров включая 90 из сферы автомобилестроения и компьютерных технологий.

 

Ци Лу, бывший руководитель Yahoo и Microsoft, который сейчас занимает должность президента и главного исполнительного директора группы компаний Baidu, объяснил нескольким сотням гостей в зале приемов роскошного отеля Mandarin Oriental: «По правде говоря, нарастающая скорость развития новых технологий превосходит все наши самые смелые ожидания. Apollo стал воплощением быстрого роста Китая на глобальном рынке систем автономного управления транспортом, его стремительного развития в области новых разработок».

В этом году китайский производитель автобусов King Long начнет выпуск самоуправляемых маршрутных автобусов L4 (которые, к слову, дизайном очень напоминают e-Pelette от Toyota) с программным обеспечением Apollo. Ожидается, что к новой платформе в течение 2019-2021 годов присоединятся автомобили целой плеяды китайских производителей — это будут и легковые автомобили, и фургоны, и транспортные средства для коммерческих перевозок — и везде будет управление на автопилоте.

Лу утверждает: «Правительство Китая понимает потенциал искусственного интеллекта». То, что оно объявило Apollo национальной платформой автономного управления для транспортных средств, не помешает Baidu в достижении намеченных планов. Продажа не конечного продукта, а лишь инструментов для его полной реализации, может оказаться для китайского гиганта отличным бизнесом.

В этом году на выставке наблюдалось намного больше стартапов, занимающихся видеосенсорами лазерного экспонирования. Битва за контракты на производство таких систем для самоуправляемых транспортных средств сейчас разгорается нешуточная: в борьбе за крупных клиентов замечены как и новые компании, находящиеся только в поисках финансирования и надеющиеся на скорое признание, так и уже известные в поисках крупных партнеров.
Трехмерные изображения из точек, генерируемые системами лазерного экспонирования, позволят самоуправляемым автомобилям «видеть» условия на дороге и выявлять потенциальные угрозы ил препятствия на расстоянии 200 метров или даже дальше при любой освещенности. Вместе с камерами, радаром и крошечными акустическими датчиками эта технология станет одной из самых важных составляющих самоуправляемого транспорта — конечно, если себя оправдает ее цена и эффективность.

 

Компания Velodyne LiDAR, лидер отрасли, выпускающий сенсоры многолучевого вращения, снизила цену на свою базовую модель в два раза до нескольких тысяч долларов прямо накануне прошедшей выставки. А в конце прошлого года, производитель представил 128-лучевую версию системы и назвал ее самой эффективным инструментом лазерного экспонирования в мире. Павильон компании во главе с ее генеральным директором Дэвидом Холлом располагался в северном зале конференц-центра, в самой гуще новинок самоуправляемых систем для транспортных средств.

Конкурентам Velodyne из более низкого ценового диапазона тоже было что показать гостям мероприятия. Хоть Velodyne и может похвастать более дальним диапазоном действия и лучшим качеством изображения, цена в несколько тысяч долларов не особо вдохновляет. Что же касается твердотельных видеосенсорных систем лазерного экспонирования от LeddarTech из Квебека и Quanergy из Кремниевой долины, то они будут предлагаться по цене всего лишь в несколько сотен долларов, а прочность и износостойкость данных решений при ежедневном использовании будет на порядок выше.

Luminar, еще один заслуживающий внимания новичок отрасли, имеющий офисы в Кремниевой долине и в Орландо во Флориде, оказался на слуху только в прошлом году, но уже в начале этого стартап представил свои наработки на самой важной технологической выставке мира. Остину Расселлу, основателю компании и по совместительству ее генеральному директору, всего 22 года, но заключив партнерское соглашение с Toyota, молодой руководитель рвется к вершине технологического Олимпа с невероятной скоростью и не собирается останавливаться на достигнутом.

По словам Расселла, в 2017 году было «неприлично много заявлений и самых разнообразных подходов к разработкам». Он также раскрыл некоторые секреты ведения бизнеса: «Чтобы добиться успеха в отрасли автомобилестроения, необходимо выполнять множество требований... Первое — это производительность, второе — увеличение объемов и масштабов производства, и последнее — скажем так, многого нужно добиться еще перед выходом в люди, чтобы было что предлагать на старте».

 

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+