Матч-пойнт. Отказ от поиска новых идей — фирменный стиль 2017 года
Первый номер 2018 года традиционно посвящен итогам года 2017-го. Без сомнения, он стал разочарованием для тех, кто рассчитывал на отказ от санкций и нормализацию отношений с США. Более того, санкции в любой момент могут быть распространены на крупных бизнесменов, которых назначат «друзьями» Путина, или бизнесменов обыкновенных вроде, например, Касперского, которого западная пресса уже связывает с ФСБ, не особо, кажется, обременяясь доказательствами. Новый посол США в России Джон Хантсман недвусмысленно дал понять, что нормализация отношений между странами возможна только при обращении к причинам осложнения этих отношений, а именно к проблеме Крыма, Украины и предполагаемого вмешательства российских спецслужб в американские выборы. В России никакой проблемы ни тут, ни там, как известно, не видят.
Прошедший год принес разочарование и тем, кто рассчитывал на широкую общественную рефлексию по поводу столетия Русской революции. Юбилей попросту замолчали. У нынешней России нет ясности в оценке этой революции, но нет ни смелости, ни желания даже попытаться ее выработать.
Не стала исключением и главная книга 2017 года о революции — внушительный том Михаила Зыгаря «Империя должна умереть». Зыгарь не претендует на исследование причин революции, сводя все к стечению обстоятельств, слабостям и заблуждениям отдельных персонажей. Этот отказ от рефлексии по поводу важнейшего события в русской истории XX века весьма характерен и неожиданно рифмуется с нежеланием российского истеблишмента, да и общества в целом, рефлексировать по поводу Крыма и прочих не менее острых проблем уже нашего времени. Попытка Ксении Собчак, заявившей о своем выдвижении на пост президента страны, вернуть по крайней мере вопрос Крыма в поле общественной дискуссии встретила привычный отпор и жалобы в прокуратуру.
Характерно, что и сама президентская кампания Ксении Собчак строится не вокруг позитивной программы, а на отрицании всего и вся («против всех»). Быть может, в конкретной политической ситуации это весьма дельный ход, но и здесь мы снова видим неготовность рефлексировать, давать развернутые ответы на вызовы времени, работать над конструктивным образом будущего.
Ощущение, что Россия в 2017 году предпочла зажмуриться. Даже президент в своей программе, вероятнее всего, сделает акцент не на цифровой экономике, как можно было бы ожидать на фоне мирового триумфа блокчейна, а на традиционной социалке — здравоохранении и образовании. Проверено, не напрягает мозг. Важнейшие вопросы экономической политики — рост неналоговых сборов, монополизация банковской системы, отсутствие дешевых денег, диверсификации — тонут в бесконечных и безрезультатных обсуждениях. Отказ от поиска новых идей — фирменный стиль 2017 года, который можно назвать матч-пойнтом.