Из жизни будущего списка Forbes. Как Березовский и Авен с Путиным встречались
Сегодня мы публикуем отрывок из книги Петра Авена «Время Березовского». Несколько лет назад Петр Олегович задумал большой мультимедийный проект, посвященный загадке жизни и смерти самого влиятельного бизнесмена 1990-х — фигуры, которая, казалось, телепортировалась к нам из времен то ли папы Борджиа, то ли графа Калиостро. В конце ноября выйдет книга, а вскоре появится и фильм, в которых собраны десятки интервью с основными фигурами эпохи, в том числе теми, кто интервью никогда не давал. Некоторые из этих бесед с любезного разрешения Петра Авена будут доступны на сайте forbes.ru за несколько дней до выхода книги.
Если бы не трагический финал этой истории, жизнь Березовского вполне соответствовала бы канонам водевиля. Чего, например, стоит описание первой встречи Березовского с Путиным, тогда еще заместителем Анатолия Собчака. Березовский, уже занимавшийся «ЛогоВАЗом», искал крупных инвесторов на Западе и попросил своего приятеля Петра Авена, работавшего в Вене, кого-нибудь найти. Авен привез в Россию пару американских предпринимателей и губернатора Оклахомы. Наличие в делегации губернатора давало надежду на встречу с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком. Авен имел выход на него через Чубайса, знакомого по академической среде. По протекции Чубайса Авен впервые позвонил Путину и договорился об аудиенции. Березовский, вспоминает Авен, слегка перебрал за обедом и сразу стал вести себя странно. Он сел не на «правильную» сторону стола, по левую руку от Собчака. Путин сидел по правую. Американцы и Авен — напротив. Но главное, Березовский вдруг заснул. Путин делал выразительные глаза, очевидно, свирепея. Авен, как он утверждает, пытался разбудить товарища, кидая в него шарики из бумаги. Борис Абрамович на мгновение просыпался, рассеянно озирался по сторонам и снова засыпал. Собчак, увлеченный разговором, этого конфуза вроде бы не заметил. А может быть, профессорская деликатность предполагала снисходительное отношение к чужим слабостям.
Уже прощаясь, Путин не подал руки ни Авену, ни Березовскому. А еще он отвел Авена в сторону и сказал: «Ты мне больше не звони и на помощь мою не рассчитывай. А этот грузин (мы прилетели из Тбилиси, и поэтому он так определил Бориса) пусть лучше вовсе не показывается в нашем городе».
Все они, конечно, еще встретятся. И не раз. И было бы наивно искать в этой первой встрече Путина с Березовским причину будущей опалы олигарха. В жизни этих тогда еще относительно молодых людей случится много более серьезных историй, которые будут то сближать их, то разводить. В конечном счете авантюристическая безбрежная натура Березовского попросту не впишется в новую эпоху. Из Лондона он будет готовить чуть ли не революцию в России. Истово, исступленно, как делал все в жизни, не понимая, что его время ушло безвозвратно. Однажды революции заканчиваются, потому что от них все устают. Только кипучая натура Березовского не знала усталости и не принимала стабильной, тяготеющей к порядку страны, готовой на любые компромиссы ради спокойствия и умиротворения.