Бывший министр экономического развития России Алексей Улюкаев, обвиняемый в вымогательстве взятки в $2 млн у главы «Роснефти» Игоря Сечина, дал в понедельник, 27 ноября, показания в Замоскворецком суде Москвы. «Виновным себя не признаю», — цитирует его слова ТАСС.
Улюкаев назвал «заведомо ложным оговором» все обвинения Сечина в свой адрес. Экс-глава Минэкономразвития попросил у суда разрешения использовать свои заметки в первых показаниях в суде и рассказал об участии министерства в приватизации «Башнефти».
Он напомнил, что в начале приватизационного процесса в Минэнерго считали участие «Роснефти» в нем нецелесообразным. Росимущество называло участие «Роснефти» в приватизации «Башнефти» допустимым, учитывая тот факт, что доля государства в уставном капитале «Роснефти» не превышала 1%. «Мы склонялись к позиции Росимушества», — отметил экс-министр. И рассказал, что после изучения законодательства в Минэкономразвития пришли к выводу, что препятствий для участия «Роснефти» в приватизации «Башнефти» нет.
«Это и было сформулировано в нашем заключении в августе», — отметил Улюкаев. Он признал, что вносил редакторскую правку в заключение Минэкономразвития по сделке. «В данном случае была редакторская правка, а также я исключил несколько абзацев, так как они выходили за рамки постановления правительства», — заявил экс-министр.
Угрозы, вымогательство и намеки на госнаграду
Улюкаев никогда не требовал от главы «Роснефти» Игоря Сечина никакого вознаграждения и не угрожал ему, подчеркнул Улюкаев на допросе.
«Я никогда не требовал от Сечина взятку. Тем более, я никогда не угрожал ему — это было невозможно», — сказал Улюкаев. Он отверг все обвинения со стороны главы «Роснефти». «Речь идет о заведомо ложном доносе со стороны Сечина», — добавил подсудимый. Улюкаев заявил на допросе в суде, что глава «Роснефти» Игорь Сечин обещал за приватизацию «Башнефти» угостить его вином, «которое он никогда в жизни не пробовал», и намекнул на госнаграду.
По его словам, первый разговор с Сечиным по поводу приватизации «Башнефти» произошел на саммите БРИКС в Гоа и длился не более двух минут. «Я решил подойти и поприветствовать коллег. Все были в хорошем настроении», — отметил подсудимый. По его словам, Сечин и глава ВТБ Андрей Костин играли на бильярде. «Он (Сечин) сказал: «Как хорошо мы поработали», — имея в виду приватизацию «Башнефти». Сказал: «Я тебя угощу таким вином, которое ты никогда в жизни не пробовал, ты должен хорошо это отметить», — отметил Улюкаев. По его словам, Сечин также пошутил про «дырочку на лацкане», намекая на государственную награду.
Улюкаев также заявил, что не изменил своего мнения по поводу нецелесообразности приватизаций госимущества компанией с государственным участием.
«Я считал и сейчас считаю, что будь это «Роснефть», будь любая другая компания с государственным участием, ее участие в приватизации госимущества нецелесообразно, потому что противоречит самому духу приватизации. Но это только мое мнение, решения я не принимаю», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»). По словам Улюкаева, он не давал каких-либо поручений приостановке или затягивании сделки по приватизации «Роснефти». Кроме того, возглавляемое им министерство не обладало полномочиями по «приостановлению или отмене сделки».
Почему Сечин снова не пришел и дело не вернули в прокуратуру
Свои показания в понедельник Улюкаев дал после того, как суд отклонил ходатайство его защиты о возвращении дела в прокуратуру для устранения нарушений и недочетов. Адвокат Улюкаева Дариджан Квеидзе уточнила, что в обвинительном заключении не указано место и время начала преступления, а также не установлен способ преступления.
Ходатайство защиты было подано сразу после того, как в понедельник, 27 ноября, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в четвертый раз не явился на заседание Замоскворецкого суда Москвы, куда был вызван повесткой в качестве свидетеля. Судья Лариса Семенова зачитала в понедельник, 27 ноября, заявление адвоката главы «Роснефти» Андрея Клена.
«Двадцать седьмого ноября Сечин находится в служебной командировке в Италии и не может явиться в суд», — приводит ее слова РИА Новости. В заявлении Клена отмечается, что Сечин считает, что в суде могут быть оглашены данные им на стадии следствия исчерпывающие показания, к которым нечего добавить. «Сечин не изменил своих показаний и настаивает на их верности», — зачитала заявлении адвоката Клена судья Семенова.
Бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев был задержан 14 ноября 2016 года возле гаражей «Роснефти» после того, как поднял с земли и положил в багажник автомобиля коричневую сумку с $2 млн. Улюкаев обвиняется по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса России («Получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, с вымогательством взятки»). Ему грозит тюремное заключение на срок от 8 до 15 лет.