Как нужно изменить транспортную отрасль, чтобы не въехать в будущее в плацкартном вагоне
Технологическая революция становится на рельсы во всех смыслах — по оценке Accenture Consulting и Всемирного экономического форума транспортная отрасль станет ключевым бенефициаром цифровизации экономики и внедрения новых технологий: потенциал экономического роста превышает $1,5 трлн на горизонте до 2025 года, в то время как положительный эффект для общества может достигнуть $2,4 трлн в виде повышения качества жизни и производительности труда.
Для нашей страны с ее огромной территорией скорость интеграции изменений в транспортную отрасль становится ключевым вопросом сохранения конкурентоспособности в глобальной экономике. Но, как показывает опыт политики внедрения инноваций в нашей стране, их успех зависит не только и не столько от материально-технической базы, а скорее от образа мышления и обладания соответствующими компетенциями.
Инженеры мобильности
Инновации и «цифра» в транспортной отрасли не сходят с заголовков газет: электромобили, беспилотные транспортные средства, грузовые дроны, блокчейн в логистике — именно изменения в нашей мобильности и перевозках становятся наиболее значимыми плодами технического прогресса. Насколько мы готовы к наступлению новой эры?
Проверить себя легко, ответив на несколько простых вопросов. Вы готовы к поездке в беспилотном поезде метро или электричке? А на заднем сидении беспилотного автомобиля? Или хотя бы в кресле водителя? А что насчет беспилотного воздушного судна? Готовы ли купить электромобиль? Закажете ли вы елочные игрушки в декабре на AliExpress с доставкой более трех недель или в ближайшем центре прототипирования (3D печати) по индивидуальному дизайну с доставкой грузовым дроном до балкона?
Психологический комфорт или компетенции? Привычное или чуждое новое — это вопросы образа мышления и готовности принять те перемены на транспорте, которые происходят прямо сейчас.
Продвинутые жители столицы знают, о чем речь: цифровизация транспорта уже произвела революцию в Москве. Никогда еще пользоваться общественным транспортом не было настолько предсказуемо и просто — современные технологии геолокации позволяют отслеживать местонахождение общественного транспорта, наличие велопрокатных велосипедов на станциях, машины каршеринга и такси, получать данные о пробках. За эти достижения московская интеллектуальная транспортная система уже заслужила многочисленные награды, включая прошлогоднее признание от Международного транспортного форума ОЭСР и высокую оценку в июльском индексе готовности мегаполисов к будущим технологиям от PwC.
Сегодня технически подкованные потребители городских транспортных услуг, обладающие базовыми IT-компетенциями, получают очевидное преимущество в российской столице — они имеют возможность планировать свое время и перемещения по городу наиболее рациональным путем, самостоятельно выбирать баланс между комфортом, стоимостью и скоростью оказания транспортных услуг, легко прокладывать маршруты на городском транспорте в незнакомой местности.
Это очень простой пример появления новых компетенций в транспортной отрасли «снизу», ведь каждый такой пользователь с новыми навыками по факту становится логистом-инженером своей собственной мобильности, что отличает его от обычного пассажира, путающегося в метро и неспособного добраться до незнакомых мест без чужой помощи. «Цифра» помогает решить главную задачу транспорта: доставки пассажира или груза из точки в А в точку Б наиболее эффективным (скорость/цена) способом.
- Доступная «цифра»: так ли дорого сделать город «умным»
- Урбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц
Промышленная революция и ее издержки
Разумеется, помимо изменений в интерфейсах взаимодействия пользователя с транспортными системами (цифровизация и «уберизация»), огромные изменения ждут и сами транспортные средства (отрасль транспортного машиностроения), а также логистику перевозок.
Только ленивый не обсудил возможность использования электродвигателей в нашем климате, а между тем, решение о полном переводе всего общественного транспорта столицы на электротягу с 2018 года уже принято правительством Москвы. Предпосылки есть: по нашим улицам последние несколько лет колесили сразу несколько тестовых экземпляров отечественного и иностранного производства. Интересно, что ключевой элемент для некоторых моделей — аккумуляторные ячейки — произведен одной из портфельных компаний «Роснано». Таким образом, в стране создан весь задел для развертывания полноценного производства, ведь и соответствующий рынок сформирован: московское правительство уже опубликовало техническое задание на электробус и обозначило объем закупок: 300 единиц в год. Первый конкурс на закупку будет проведен осенью этого года и сделает Москву крупнейшим мировым рынком электробусов.
Именно так происходят промышленные революции: новая технология — «обкатка» на текущем рынке — массовая интеграция — появление новых рынков. А там, где новые рынки, там и новые вызовы, и, разумеется, новые компетенции.
Переход на электробусы не сильно изменит уклад жизни горожан, но изрядно перетряхнет городскую транспортную систему и ее кадровую составляющую. Очевидно, что проект по переводу общественного транспорта Москвы на электробусы абсолютно невозможен без принципиально нового мышления и навыков — предстоит масштабное переформатирование электросетевой инфраструктуры в столице и развитие направлений электробусного, а в перспективе и электромобильного транспорта. Тысячам людей, ранее обслуживавших автобусы, троллейбусы и их специфическую инфраструктуру, придется переучиваться на использование и обслуживание техники нового образца. Или — увольняться.
Без пилота и без промедлений
Если перемены, которые несут электробусы и электромобили, — это уже почти настоящее транспортной отрасли, несущее вполне понятные угрозы эволюционного характера, то последующие изменения рискуют оставить без работы сотни тысяч людей.
Беспилотные грузовики становятся реальностью на глазах — в США за последние годы более 20 штатов ввели в законодательство соответствующее регулирование, а буквально в июле федеральный законопроект, разрешающий вывести на дороги более 100 тысяч беспилотных автомобилей, получил поддержку Палаты представителей США. Профсоюзы дальнобойщиков бьют в набат, ведь даже при наличии человека в кабине, его работа будет связана куда больше с проверкой работы цифровых систем, нежели чем непосредственно с вождением. Смогут ли вчерашние дальнобойщики освоить новые компетенции, а главный вопрос — захотят ли быть «на подхвате» у искусственного интеллекта? Новые профессии — новые социальные риски.
Но в то время как старые профессии будут постепенно уходить в прошлое так же, как ушли туда кучеры, на рынке труда появятся и совершенно новые специальности, некоторые из которых могут стать особенно востребованными в нашей стране. Речь в первую очередь об операторах грузовых дронов, ведь помимо «автономных грузовиков» транспортными компаниями всего мира уже активно тестируются системы доставки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов.
- Эволюция логистики: что останавливает «уберизацию» рынка грузоперевозок
- Езда с препятствиями: экономика, этика и безопасность беспилотных грузовиков
С ними связывают взрывной рост проникновения электронной торговли (с ~7% сегодня до 17% через 8 лет) — неслучайно флагманами разработки таких систем являются гиганты интернет-торговли Amazon.com и JD.com, что в лишний раз подтверждает рост интеграции логистики и торговли, а следовательно — и соответствующих компетенций. В сеть уже попали патенты Amazon, согласно которым компания планирует полностью изменить логистику доставки, а именно — ее последней мили: дроны будут размещаться непосредственно в грузовых контейнерах и доставлять грузы по ходу перемещения контейнера — из порта, на железной дороге, на базе грузовика.
Сегодня доставка дронами распространена в Великобритании и Китае (где JD.com полным ходом разрабатывает однотонный дрон для фермеров для вывоза их сельхозпродукции из труднодоступных районов), а ее развитие ограничивается в большей степени неповоротливостью государственного регулирования, чем технологиями.
Разработка столь сложных и технологически продвинутых схем потребует специалистов совершенно нового уровня — инженеров транспорта и операторов беспилотных систем уникального профиля. В перспективе доставка грузов тяжелыми дронами сможет решить проблему обеспечения припасами удалённых поселений, в том числе, в Арктической зоне. Именно поэтому для России вопрос разработки таких систем и их кадрового обеспечения — это стратегический вопрос транспортной связности страны.
На настоящий момент сразу несколько отечественных компаний ведут работу в данном направлении, в числе которых, например, Hoversurf (имеет рабочий прототип дрона с грузоподъемностью 90 кг, также работает над проектом московского аэротакси на базе ховербайка).
Между тем, аналитики инвестбанка UBS уже смело говорят о следующем шаге развития беспилотной авиации — перевозке пассажиров. По их мнению, авиационная отрасль сможет экономить до $35 млрд в год на затратах на персонал, причем готовые технологии будут отшлифованы к 2025 году. Правда, согласно их же данным, пока лишь 17% респондентов заявили о готовности воспользоваться услугами беспилотного авиатранспорта. Но ведь когда-то и на самолетах боялись летать, не так ли?
Говорящие такси и транспорт будущего
В «Приключениях Алисы» всеми любимого детского фантаста Кира Булычева главная героиня путешествовала по Москве на автоматизированном транспорте — говорящем такси. Миллионы читателей удивлялись и не могли себе представить, как такое возможно. А что же теперь? Для нас это обыденность. Всего лишь условный Google-автомобиль с интегрированным голосовым помощником.
Когда на улицах появятся тысячи таких автомобилей, а в воздухе будут сновать грузовые и пассажирские дроны, все они будут объединены специализированными телематическими протоколами — тем самым интернетом вещей. Такие устройства-вещи смогут всегда точно знать местоположение друг друга, обмениваться информацией о скорости, направлении движения, «общаться» со светофорами и дорожными знаками, и, конечно же, выстраивать идеальную логистику с помощью нейросетей и взаимодействия с различными элементами инфраструктуры. Водители превратятся в пассажиров-операторов, а роль регулировщика возьмет на себя искусственный интеллект. Срок появления таких систем (по меньшей мере, тестовых) в наиболее развитых экономиках мира — около 10 лет.
Несмотря на всю автоматизацию, за миллионами таких процессов будут стоять люди. Обслуживать, управлять, направлять и совершенствовать. Их мышление, их компетенции создадут новую реальность в транспортной отрасли: тот самый «интернет всего» станет «мобильностью всего». Чтобы шагнуть в эту новую эру, государству, бизнесу и университетам (в числе которых и Российский университет транспорта) необходимо сегодня объединиться, чтобы сформировать человеческий капитал для создания новой модели транспортной отрасли. Именно эта модель должна стать «кровеносной системой» той самой экспорто-ориентированной, инновационной экономики, которую мы все так желаем получить в нашей стране. В противном случае — есть риск вкатиться в чужое будущее в плацкартном вагоне.