После ареста: как антикоррупционная кампания в Саудовской Аравии заставила вырасти цены на нефть
С июня 2017 года нефть подорожала на 40%, а в понедельник стоимость нефти марки Brent превысила $64 за баррель — вернувшись к ценам двухгодичной давности.
Эксперты Bloomberg связали рост котировок с недавними переменами в правящих кругах Саудовской Аравии — одной из крупнейших нефтедобывающих держав. 5 ноября в Саудовской Аравии были отстранены от власти и арестованы 11 высокопоставленных чиновников, в том числе министры и члены королевской семьи. Большинству из них предъявлены обвинения во взяточничестве, отмывании денег и других злоупотреблениях. Среди них — миллиардер Аль-Валид бин Талал.
Рене Ортис, бывший генеральный секретарь ОПЕК предсказал дальнейший рост цен на нефть, объяснив это тем, что спрос и предложение сырой нефти восстановили свой баланс: «Рост спроса — уже тенденция, заметно, что экономический подъем Евросоюза и Азии будет усиливаться».
Как пояснил Forbes Александр Лосев, генеральный директор «УК Спутник — Управление капиталом», спрос на сырую нефть продолжает расти в основном за счет азиатского региона и в следующем году может оказаться выше на 1,4-1,6 млн баррелей в сутки, что является дополнительной поддержкой сформировавшемуся тренду.
На нефтяном рынке заговорили о перспективе, которая казалась невероятной еще несколько недель назад: о нефти выше $70 за баррель до конца 2017 года, пишет Financial Times со ссылкой на прогноз аналитиков Merrill Lynch. По их оценке, в ближайшем будущем Brent может увидеть «циклический пик» в $75 за баррель. Насколько долго цена может продержаться на таком высоком уровне, предсказать сложно.
В резком росте цен виновны и спекулятивные факторы, полагает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик компании «Открытие Брокер»: «Мы ожидаем, что к декабрю цены на нефть умеренно снизятся после текущего спекулятивного всплеска и завершат год вблизи отметки $60 по Brent. К концу 2018 года ожидаем котировки около $65 из-за ускорения темпов роста ВВП мировой экономики во главе с низкоэнергоэффективными КНР и Индией.»
Антикоррупционная кампания в Саудовской Аравии
Нефть дорожает из-за комбинации целого ряда факторов, большая часть из которых связана с новостями с Ближнего Востока. В центре внимания внутриполитические процессы в Саудовской Аравии — а это самый влиятельный игрок на нефтяном рынке, и военно-политические события в Ираке, который является вторым по объему добычи углеводородов в ОПЕК, отмечает Александр Лосев: поскольку продление соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти во многом зависит от позиции Саудовской Аравии, то усиление власти короля Салмана ибн Абдул-Азиз Аль Сауда и наследного принца Мухаммеда ибн Салмана, стоявших за этим решением ОПЕК, однозначно расценивается рынком как сигнал на продолжение процесса ликвидации глобального переизбытка нефти.
«Одерживающий верх в борьбе претендентами на трон принц Мухаммед ибн Салман ранее заявлял, что он поддерживает продление действия соглашения после марта 2018 года. Порядок престолонаследия в саудовском королевстве напоминает лествичное право эпохи феодальной раздробленности древней Руси со всеми вытекающими проблемами, поэтому внутриэлитная борьба в Саудовской Аравии и аресты влиятельных принцев грозят не только политическим устоям монархии, но и создают дополнительные геополитические риски во всем ближневосточном регионе. Участники рынка нефти не могут не реагировать на эти события, и это отражается в росте котировок барреля», — уверен Лосев.
Саудовская Аравия в сентябре 2017 года добывала почти 10 млн баррелей нефти в сутки, что примерно соответствует 9,3% общемировой добычи (страна сейчас уступает по этому показателю лишь России и США), говорит Тимур Нигматуллин. По его мнению, любое обострение внутриполитических взаимоотношений в Саудовской Аравии потенциально оказывает существенную спекулятивную поддержку котировкам «черного золота». Между тем, в данном случае антикоррупционное расследование особо сильно влияет на цены из-за того, что его бенефициарами являются Король Саудовской Аравии Салман и его сын принц Мухаммад, которые продвигали соглашение ОПЕК+, существенно повлиявшее на глобальный баланс спроса и предложения и тем самым обусловившее рост цен на нефть Brent выше $55. Например, именно Салман встречался месяц назад с президентом Владимиром Путиным.
Курдская нефть
Лосев указывает на второй по значимости фактор, толкающий котировки нефти вверх — это боевые действия в иракском Курдистане и борьба официального Багдада с курдскими сепаратистами за нефтяные месторождения Киркука — это второй по значимости фактор, толкающий котировки нефти вверх: «Обострение военно-политического конфликта в Ираке, добивание остатков террористов ИГИЛ (организация, запрещенная в России) также может привести к временному сокращению предложения нефти на рынке.
И это тоже приходится учитывать. Остальные страны ОПЕК и большинство нефтяных держав не смогут быстро нарастить объемы добычи из-за двухлетнего сокращения инвестиций. Финансовые спекулянты уже нарастили лонги в нефтяных фьючерсах до максимальных за 5 лет значений, а вот объемы их позиций на продажу, напротив близки к минимумам».
Уменьшение числа буровых установок
Еще одним фактором становится снижение числа действующих сланцевых скважин в США. Уже три месяца подряд в Америке сокращается число активных нефтяных вышек. Общее количество нефтяных и газовых боковых установок в Соединенных Штатах насчитает 989, что на 329 больше по сравнению с предыдущим годом, однако только на прошлой неделе количество нефтяных вышек в Соединенных Штатах сократилось на 8 — до 729 штук, а количество газовых установок уменьшилось на три единицы.