Рубль укрепляется к доллару и евро на торгах во вторник, 7 ноября, на фоне подорожавшей накануне нефти. В начале сессии на Московской бирже курс доллара резко снизился к рублю на 74 копейки, или на 1,25%, до 58,34 рубля, евро — на 94 копейки, или на 1,37% до 67,65 рубля. Вскоре обе валютные пары показали небольшую коррекцию и перешли к более скромной динамике. К 16.00 мск курс рубля к доллару составил 58,86 рубля, к евро — 68,08 рубля, что, соответственно, на 0,36% и 0,74% ниже уровня закрытия предыдущей сессии.
Банк России, в свою очередь, повысил официальный курс доллара на 8 ноября на 3 копейки (0,04%) до 58,45 рубля и понизил курс евро на 32 копейки (0,46%) до 67,76 рубля.
Текущей динамике рубля предшествовало резкое подорожание нефти. 6 ноября котировки январских фьючерсов на смесь Brent в ходе торгов на лондонской бирже ICE Futures впервые с июня 2015 года преодолели отметку $64 за баррель. По итогам сессии их цена выросла на 3% $64,27 за баррель, при этом в моменте она доходила до $64,44 за баррель.
На торгах 7 ноября стоимость Brent незначительно снизилась, сохранившись выше отметки $64 за баррель. Похожую динамику показали и контракты на нефть WTI. В понедельник на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) они подорожали более чем на 3% до $57,23 за баррель. На сессии 7 ноября их стоимость продолжает расти.
По данным Bloomberg, рост цен на нефтяном рынке спровоцировали новости из Саудовской Аравии — одного из крупнейших нефтедобытчиков в мире и самого влиятельного участника ОПЕК. В понедельник в этой стране были арестованы по обвинению в коррупции несколько членов королевской семьи, в том числе принц аль-Валид ибн Талал — миллиардер и бывший министр финансов королевства. Также, по данным Baker Hughes, опубликованным в минувшую пятницу, число действующих нефтедобывающих установок в США сократилось на прошедшую неделю на 8 единиц — до 729 установок.
Синхронизация нарушена
Опрошенные Forbes аналитики отмечают весьма слабую корреляцию между курсом рубля и растущими ценами на нефть. C начала октября смесь марки Brent подорожала на 14%, а курс рубля укрепился за это время к доллару лишь на 1,9%. «По итогам вчерашних торгов рубль еле-еле отступил от уровня закрытия в пятницу, несмотря на то, что нефть подорожала на 3%. Российская валюта продолжает игнорировать позитивные новости с нефтяного рынка», — констатирует старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич.
По его словам, на рубль продолжают оказывать давление два негативных фактора — предстоящие в декабре выплаты корпораций по внешнему долгу и постепенное ослабление притока иностранного капитала в ОФЗ, связанное с ожидаемым снижением ключевой ставки ЦБ в декабре. «Без учета двух этих факторов курс доллара при текущей цене на нефть должен был бы находиться в районе 52 рублей», — отмечает Зварич.
Профессор финансов РЭШ Олег Шибанов напомнил о действующем с февраля этого года временном бюджетном правиле, согласно которому Минфин ежемесячно закупает валюту на все сверхдоходы от нефти свыше отметки $40 за баррель. Таким образом, финансовое ведомство целенаправленно ослабляет российскую валюту во время укрепления котировок нефти, чтобы сохранить выраженные в рублях поступления в федеральный бюджет. Такая политика приносит свои плоды, позволяя держать рубль в довольно узком коридоре, говорит Шибанов.
Впрочем, рост волатильности на нефтяном рынке из-за событий в Саудовской Аравии и возможного продления соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти до конца 2018 года способен повысить роль нефтегазового фактора в динамике рубля, убежден главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. Это особенно актуально в свете того, что активность операций carry trade (игры на процентных ставках) с рублевыми активами постепенно идет на убыль по мере снижения реальных ставок в России и их повышении в США, подчеркивает эксперт.
Что делать инвестору
Движения котировок нефти и небольшое укрепление рубля — еще не повод задумываться о смене валютных стратегий. Опрошенные эксперты не ждут ни заметного роста, ни ослабления курса российской валюты к концу года. По словам Ярослава Лисоволика, растущее влияние позитивной динамики нефти на рубль в ноябре-декабре может быть нивелировано сезонным «негативом»: выплатами корпораций по внешнему долгу, пик которых приходится на последний месяц года, а также бюджетными выплатами.
Богдан Зварич добавляет, что при отсутствии дополнительных негативных факторов, небольшую поддержку рублю может оказать продление соглашения стран ОПЕК+ до конца 2018 года — такая возможность обсуждается с конца прошлого месяца. Это повышает вероятность того, что к концу года курс рубля к доллару и евро сохранится вблизи текущих значений, считает Зварич.
С ним соглашается и Олег Шибанов из РЭШ. По его мнению, действующее бюджетное правило позволит удержать курс доллара в диапазоне 58-60 рублей. При этом движения американской валюты за пределы этого коридора — как в большую, так и меньшую стороны — финансист считает маловероятными.