Правительство утвердило повышение тарифа в системе «Платон» на 25% с 15 апреля, до 1,91 рубля на километр пути. При этом власти называют установленный режим льготным. Что нужно знать о системе взимания платы с грузовиков?
Повышение тарифов и штрафов для дальнобойщиков
Сейчас тариф в системе «Платон» составляет 1,53 рубля на километр. Первоначально правительство планировало установить тариф 3,06 рубля. На встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего бизнеса в области автомобильных перевозок было решено, что тариф повысят на 25% и на этом тариф заморозят на неопределенный срок.
«Я думаю, что это позволит и всем грузоперевозчикам лучше приспособиться и еще раз верифицировать работу самой системы — увидеть, как она действует, увидеть ее сильные стороны и слабые стороны», — сказал предпринимателям Медведев.
Как сообщил министр транспорта Максим Соколов, с учетом индексации тарифа в 2017 году с дальнобойщиков планируется собрать порядка 23 млрд рублей. При этом зампредседателя правительства Аркадий Дворкович заявил, что одновременно с индексацией тарифа планируется повысить штрафы отказ от платы за проезд .
«Также представители отрасли предложили уже в ближайшее время повысить штрафы для тех, кто избегает уплаты, кто ведет себя недобросовестно, по сути, создает недобросовестную конкуренцию на рынке. Все сходятся во мнении, что система работает хорошо, если действительно все платят, все осуществляют соответствующие платежи в систему. Законопроект уже подготовлен на эту тему, но с небольшим повышением штрафов. Коллеги говорят, что повышение штрафов должно быть больше, примерно в 10 раз штрафы должны быть выше, чем сегодня. Сегодня 5000 рублей, должны дойти до 50 000 рублей. Мы еще раз обсудим все нюансы, аспекты, посчитаем и, скорее всего, это предложение внесем на рассмотрение Государственной Думы», — отметил Дворкович.
За что платят владельцы грузовиков
Минтранс объяснял, что плата с грузовиков является адресной и взимается только с тех, кто пользуется дорогами как средством получения прибыли, наносит дорогам максимальный вред и фактически выезжает на федеральные трассы в коммерческих целях.
В России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог не компенсирует затрат на дорожный ремонт.
Протесты дальнобойщиков
Протесты дальнобойщиков начались еще до запуска системы «Платон» в ноябре 2015 года. Недовольство вызывали высокие тарифы и штрафы, а также тот факт, что деньги собирает частная компания.
Дальнобойщики выезжали на дороги, намеренно тормозя поток машин. В Перми протестующие сформировали колонну из 90 машин, образовав шестикилометровую пробку. В Екатеринбурге около 200 дальнобойщиков собрали пробку длиной 8–10 км на кольцевой автодороге. Водители грузовиков из Петербурга спровоцировали пробку на Московском шоссе и Кольцевой автодороге. Подобные акции проходили практически по всей стране.
Штрафы и налоговые льготы
Акции недовольных водителей привели не только к снижению тарифов, но и к уменьшению размера штрафов, которые взимаются с водителя и владельца грузовика.
Первоначально планировалось, что они составят 5000 рублей для водителей, 40 000 — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 000 — для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников — юридических лиц мог достигать 1 млн рублей.
После протестов в ряде регионов было принято решение приостановить взимание штрафов. В декабре 2015 года Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5000-10 000 рублей. В июне 2016 года Госдума приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе «Платон»: для них будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога на величину уплаченных в рамках системы средств. Льгота будет действовать до 2019 года.
Кто собирает деньги
В августе 2014 года было заключено концессионное соглашение между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест транспортные системы», которое по состоянию на март 2017 года принадлежит Игорю Ротенбергу (50%), Андрею Шипелову (37,4%), госкорпорации «Ростех» (12,5%).
Соглашение будет действовать 13 лет. Государство выплачивает компании фиксированную сумму 10,6 млрд рублей в год за эксплуатацию системы. Предполагается, что эти деньги будут составлять лишь часть от собранных «Платоном» средств и не станут серьезной нагрузкой для государственного бюджета.
Снижение первоначальных тарифов значительно снижает и потенциальные доходы от системы.
Куда идут деньги из системы «Платон»
По состоянию на февраль 2017 года к системе подключены: 273 820 компаний-перевозичков, 798 890 грузовиков, выдано 597 300 бортовых устройств для оплаты. Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд рублей, хотя первоначально планировалось, что только в 2016 году сборы составят 40 млрд рублей.
Собранные с помощью «Платона» деньги распределяются между региональными автодорожными проектами. Например, в июле 2016 года распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд рублей из этих денег получила Нижегородская область на строительство дублера Борского моста через Волгу.
Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 года построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 000 м барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.