Московский офис eBay в 2017 году займется развитием бизнеса компании в 120 странах мира. Около 57% доходов она получает за пределами США
Почему e-commerce растет в России на фоне падения реальных доходов населения, как новые налоги отразятся на стоимости онлайн-покупок и как eBay в России удается конкурировать с китайскими торговыми площадками, рассказал Forbes руководитель московского офиса компании Илья Кретов.
В России планируют ввести новый порядок налогообложения онлайн-магазинов. Как это скажется на работе eBay в нашей стране? Как, по вашему мнению, это может отразиться на стоимости товаров для покупателей?
Сейчас активно обсуждается НДС на импорт товаров. Если пошлина берется с покупателя, то НДС должен браться с компаний. Соответственно, продавцы, которые продают что-то в Россию, должны будут встать на учет в ФНС. Таких компаний по миру огромное количество, если только самих объявлений у нас больше миллиарда. Вопрос в том, готова ли ФНС их всех принять и все это администрировать?
Расходы на администрирование будут существенно выше, чем сборы, которые запланированы. Причем экономический эффект завышен авторами инициативы, он рассчитывался на цифрах, которые вызывают серьезные вопросы относительно их объективности.
Первый вариант — товары для российских пользователей могут вырасти в цене на 20%. Некоторые продавцы останутся, но некоторые просто не будут отправлять товары в Россию. И тогда опять проиграет покупатель. К этой инициативе вообще много вопросов. Если продавцы зарегистрируются в России, то где им будет начисляться НДС? Другие продавцы не зарегистрируются, предложение от кросс-бордерных продавцов на российском рынке будет существенно меньше, в итоге это приведет к блокаде России продавцами.
Если я что-то экспортирую из своей страны в Россию, мне возвращается НДС или нет? А если он в моей стране не возвращается, то как решить проблему двойного налогообложения? Это противоречит всем международным нормам. А может ли кто-то другой быть моим налоговым агентом? На эти вопросы пока ответов нет, многое зависит от законодателей.
Как скажутся на покупке и доставке товаров из-за рубежа импортные таможенные пошлины для приобретенных в интернете товаров?
В случае введения импортных пошлин происходить практически ничего не будет, так как подавляющее большинство покупок совершается на суммы ниже порога в €1000, поэтому не подлежат уплате с них пошлин.
Сейчас объявили, что будет постепенное снижение границы стоимости товаров, после которой покупка подлежит специальному оформлению на таможне. Я думаю, что все будут смотреть, как себя поведут покупатели и мы в том числе. Мы всегда опираемся на потребителя, естественно, для ряда потребителей это станет неприятной неожиданностью.
Уже была подобная ситуация, когда хотели снизить стоимость покупки, при которой надо платить пошлину, с €1000 до €150-200, но возникла одна из первых акций по сбору подписей, которая набрала более 100 тысяч голосов. Мы голос рынка, а люди сказали, что они этого не хотят. Думаю, что к ним нужно прислушаться.
Отразилось ли падение покупательной способности россиян на показателях работы eBay и интернет-торговле в целом? Можно ли говорить о том, что тренд на сокращение затрат уже прошел?
В кризис 2008 года реальные располагаемые доходы населения показывали падение в течение нескольких месяцев, а потом пошел определенный рост. Сейчас же мы приближаемся к отметке в два года непрерывного падения реальных доходов. Когда кризис начался, это понятно. Но мы уже два года не можем выбраться из такого положения.
При этом e-commerce растет за это время – примерно на 20%, потому что в этой сфере более эффективные бизнес-модели. Увеличивается проникновение и удобство использования, за это люди готовы платить. Причем кросс-бордер растет еще большими темпами.
Если у тебя есть полторы тысячи рублей, а нужно одеть ребенка в школу, то в обычных магазинах ты этого не сделаешь. А вот кросс-бордер является выходом, заказать вещи на такую сумму реально. Поэтому мы даже выполняем некую социальную функцию.
На фоне не самой благоприятной экономической ситуации в России возросла популярность китайских торговых площадок – там товары дешевле, но их качество зачастую ниже. Как вы конкурируете с Aliexpress и другими сервисами?
Китайские площадки специализируются только на Китае, прелесть eBay всегда заключалась в том, что это не только Китай, но еще Европа и Америка. Коридоры импорта неплохо саморегулируются. Если доходы населения идут вниз, начинают расти продажи китайских товаров, падает фунт – начинает расти Европа, укрепляется рубль – начинает расти Америка. Есть понятие share of wallet, часть кошелька всегда уходит куда-то. Это нормальная конкуренция, наша задача повышать качество и надежность доставки, мы над этим работаем.
Как обстоит ситуация с доставкой товаров по России и странам СНГ? Стала ли почта работать лучше в последние годы? Как бороться с кражами, потерей посылок?
Пару лет назад мы посадили за стол переговоров «Почту России» и «Почту Китая», игроков китайского рынка, маркетплейсы и сказали: «Давайте введем понятие электронного пакета». Это мелкие отправления весом до 2 кг. Им присваивается трекинг-номер уже на почте в Китае, после чего полностью можно отследить путь посылки. С «Почтой России» мы подписали договор об электронном обмене данными о заказах. Это позволяет им автоматически сопоставлять данные о заказе с кодом на посылке, это ускоряет доставку.
Посылка не должна быть на следующий день, она должна быть предсказуема. Сейчас продавцы уже подключаются с нами или без нас к этому проекту, но они понимают его ценность и это важно. На китайском рынке это весьма актуально, а с Европой никогда проблем и не было. Во-первых, она близко, а во-вторых, очень много курьерских служб, которые с ней работают.
В Америке есть глобальная shipping-платформа. Проблема в том, что многие американские продавцы просто не хотят связываться с отправкой товара в другие страны, их устраивает работа на внутреннем рынке. Тем не менее, мы понимаем, что для них есть огромный бизнес за пределами США, их товары здесь нужны. Мы предлагаем им переправить заказ в другой склад в США, после чего наши специалисты сортируют товары и организовывают доставку в ту страну, в которую нужно. Это делает торговлю удобнее, расширяется спектр товаров.
Традиционно интерес к покупкам в интернете проявляют жители Москвы и Санкт-Петербурга. Стоит ли ожидать, что жители других регионов РФ начнут более активно совершать покупки в интернете?
В Москве и Санкт-Петербурге есть некое информационное поле, которое помогает тебе понять, что можно легко зарегистрироваться, завести PayPal и торговать в интернете. Но есть у нас и история одного продавца, который жил в деревне всю жизнь и увлекался рыбалкой. Он в качестве хобби делал мормышки для ловли рыбы, когда он переехал в Москву, ему кто-то рассказал про eBay. Оказалось, что его мормышки дико востребованы, такие никто делать не умеет. Этот рыбак сейчас все свободное время делает мормышки и даже размышляет о том, чтобы вернуться в деревню и посадить всех жителей делать эти мормышки, открывать производство. По-моему, это отличный пример развития микро-бизнеса, который может в перспективе вырасти.
E-commerce постепенно идет и в регионы. Наша задача – сделать так, чтобы этому рыбаку было просто продавать свои мормышки. Это даст и рост экономики, и новые рабочие места, и экспорт. Не стоит изобретать велосипед, нужно начинать торговать тем, что умеешь делать. Отлично развивается в России крафтовая торговля – фигурки солдат разных эпох уходят за $300-500, кто-то делает дизайнерские ложки для обуви. Покупателя можно найти почти на все.