Избранный президент США Дональд Трамп еще не вступил в должность, но весь мир уже ожидает, что протекционистская политика новой администрации Белого Дома начнет оказывать влияние на систему глобальной торговли и геоэкономическое распределение трудовых ресурсов и потоков капитала. А это, в свою очередь, может вызвать цепную реакцию конкурентных девальваций валют, обрушить ряд сегментов мирового финансового рынка, и изменить экономический ландшафт, как в самих США, так в торгующих с Америкой государствах, которым волей-неволей придется принимать ответные меры.
Администрация Трампа уже начинает обрисовывать контуры новой торгово-промышленной и фискальной политики США, которая ставит своей целью ускорить темпы экономического роста, сократить дефицит торгового баланса и предотвратить вывод производств американскими компаниями с территории США в другие страны, в первую очередь в Китай и Мексику.
Есть также предложения, как с помощью льготного налога в 10% репатриировать в США $2,6 трлн, которые американские компании держат за рубежом, чтобы отсрочить налоговые выплаты. Сумма немаленькая и финансовые рынки должны будут отреагировать на такое движение. К тому же доля выручки американских компаний от операций за пределами США превышает 40% от общего объема, ирландская схема Apple, хороший тому пример.
Протекционизм и налоговые стимулы для производства продукции на территории США, а также возобновившийся цикл повышения процентных ставок ФРС США могут еще сильнее укрепить доллар ко всем остальным валютам, что поставит американских производителей в неравное положение по сравнению с другими промышленными странами, где трудовые ресурсы окажутся намного дешевле из-за слабости их валют. Конкурентные девальвации как раз и используются многими государствами для увеличения собственного экспорта, стимулирования внутреннего производства и получения преимущества в международной торговле.
Отрицательное сальдо торгового баланса США уже достигает $490 млрд в год, и самый большой и к тому же хронический торговый дефицит у Соединенных Штатов с Китаем, где Народный Банк опустил курс юаня к доллару до минимальных за последние 9 лет значений. Произошедшее в 2016 году заметное снижение евро, японской иены, британского фунта, мексиканского песо и пр. в целом благоприятно для экономик этих стран. К тому же в большинстве государств американские товары облагаются НДС, а в США, за исключением налога с продаж в некоторых штатах, НДС на импортные товары отсутствует.
Предполагается, что США ответят на такой дисбаланс введением новых пошлин на импортные товары, а также ассиметричным налогообложением своих экспортеров и импортеров, так чтобы разница в налоговых ставках сводила на нет все преимущества курсовых разниц валют стран – партнеров США к доллару.
Судя по заявлениям Дональда Трампа, Соединенные Штаты намерены существенно сократить налоги и смягчить регулирование в отношении предприятий на своей территории. Но любой бизнес, который решит вывести производство за пределы США, уволить своих американских рабочих и создать промышленные мощности в странах с дешевой рабочей силой, а затем продавать созданную на заграничных предприятиях продукцию на внутреннем рынке США будет «наказан» повышенной ставкой налога в размере 35%.
Эта предлагаемая асимметрия уже получила название «корректирующего граничного налога на импорт» (border-adjustment tax for goods that are imported). Налоговая нагрузка на импорт возрастет, а экспорт из США, напротив, будет освобождаться от налога.
Более того, существует угроза введения заградительных тарифов или налога с продаж в 45% на товары из Китая. Правда в результате таких мер может начаться настоящая торговая война между США и Китаем, и это будет негативно для экономик обеих стран, учитывая, что товарооборот между этими государствами превысил $558 млрд в 2015 году, а сам Китай с растущим платежеспособным спросом стал очень привлекательным рынком для экспорта американских товаров. И уже есть комментарии китайской стороны о возможных ответных ограничениях на торговые барьеры США.
Американские экономисты уже пытаются оценить последствия введения корректирующего граничного налога и фискальных стимулов в целом. И последствия могут оказаться весьма неожиданными. Корпоративные лоббисты пока в восторге, крупнейшие экспортеры, такие как Boeing, Lockheed Martin, GE и пр. смогут снизить экспортные цены и получить конкурентные преимущества на внешних рынках. Правда, в налоговых мерах для производителей могут появиться дополнительные нюансы: льготы по капитальным вложениям и возможность списания инвестиционных затрат в первый же год это безусловный плюс, а минусом станут сложности с долговым финансированием проектов, поскольку становится невозможным вычесть из налоговой базы процентные платежи по кредитам.
Предлагаемый 20% корпоративный налог поможет американскому «импортозамещению», ведь при численности населения, превышающей 320 млн человек, внутренний потребительский рынок США огромен. Но основная проблема состоит в том, что большинство американских производителей зависят от импортных компонентов и комплектующих и асимметрия корректирующего граничного налога вызовет повышение цен на продукцию, произведенную в США с использованием импортных материалов. Могут пострадать текстильная, химическая и автомобильная промышленность. Возникнут сложности у перерабатывающих компаний и даже в сфере юридических и финансовых трансграничных услуг.
Неравномерность корпоративных налогов импортеров и экспортеров скажется на финансировании текущей деятельности компаний и может заметно затормозить процессы слияний и поглощений в промышленном секторе. В еще большем шоке от возможного введения корректирующего налога на импорт пребывает сектор ритейла. Слишком велика доля импортных товаров в розничной торговле США. Например, 95% предметов одежды и обуви, продаваемых в Штатах – это импорт. Цены в магазинах на товары повседневного спроса, а также на одежду и электронику, поставляемую в основном из Азии и Мексики, могут резко вырасти, а прибыль торговых компаний заметно сократится. Среди пострадавших окажется такие гиганты как Walmart, Best Buy, Walgreens и другие игроки. Koch Industries – вторая по величине непубличная компания США также выступает против налоговой асимметрии, так как это отразится на американских потребителях и приведет еще большему подорожанию доллара и ухудшению условий внешней торговли.
На мировом рынке нефти и нефтепродуктов также могут произойти весьма неожиданные изменения в связи с возможными налоговыми стимулами новой администрации. Если будет введена импортная пошлина на нефть, то американские производители нефти смогут поднять внутренние цены. Правда, такой корректирующий налог будет противоречить принципам международных соглашений, таких как NAFTA или WTO.
Соединенные Штаты являются крупнейшими потребителями нефти в мире, но собственная добыча, в том числе и сланцевая, обеспечивает лишь 40% потребности, достигающей сейчас 19 млн. баррелей в сутки, а недостающие объемы нефти импортируются из Канады, Латинской Америки и Ближнего Востока, и при этом 68% ввозимой в США нефти сейчас избавлены от пошлин.
Предложения по снижению налога на прибыль с 35% до 20% и введение «корректирующего граничного налога» будет стимулировать переработку нефти на предприятиях внутри США, что вызовет увеличение внутреннего спроса на углеводородное сырье и рост экспорта продуктов переработки. При этом крекинговые заводы смогут позволить закупать нефть по более высоким ценам, поскольку начнут экономить на налогах. В свою очередь нефтедобывающие компании также могут захотеть воспользоваться нулевой ставкой налога на экспорт и начнут продажу американской нефти на зарубежные рынки. Такая комбинация действий добывающих и перерабатывающих компаний вполне может вызвать рост цен на нефть и нефтепродукты внутри США.
Поскольку даже во время сланцевого бума Соединенные Штаты обеспечивали себя нефтью только наполовину, на глобальном рынке углеводородов могут возникнуть определенные дисбалансы, связанные с перераспределением потоков нефти и продуктов переработки, при одновременном росте мировых цен на сырую нефть, но при этом повышательный тренд может быть ограничен несколькими месяцами. Дальше спрос на топливо в США может снизиться из-за роста цен, а мировая переработка нефти упадет из-за избыточного предложения американского бензина и дизельного топлива. Но при этом на топливном рынке за пределами США возможен демпинг, похожий на тот, что наблюдался в 2015 -2016 годах на рынке сырой нефти.
Но вполне возможно, что такой неожиданный сценарий не будет реализован в полной мере, поскольку рост внутренних цен на топливо будет противоречить государственной стратегии стимулирования экономического развития и доступности энергоносителей для американских потребителей и бизнеса. А значит, у налогового законопроекта новой администрации будет непростая судьба, и сам процесс обсуждения в Конгрессе может занять несколько месяцев и стартовать не раньше июня 2017 года.
К тому же более жесткая монетарная политика в сочетании с фискальными стимулами будет способствовать укреплению доллара, и влиять не только на торговый баланс США, но и ограничивать повышение биржевой стоимости нефти, рассчитываемой в постоянно растущем долларе. А снижение остальных мировых валют отчасти скомпенсирует фискальные результаты от налоговых нововведений.
Последствия от возможной торговой войны между США и Китаем ощутят на себе и большинство стран, так или иначе вовлеченных в мировой товарооборот и в международные производственные отношения. Глобальная экономика рискует замедлиться, торговля может еще сократится, цены на промышленные товары вырастут, мировой спрос и цены на сырье упадут. А это уже крайне негативно для России. К тому же на валютном рынке девальваций юаня и песо дело не ограничится. «Чемпионом» по ведению валютных войн является Япония, а на юго-восточную Азию приходится треть мирового ВВП.
Пострадает и бюджет США, поступления в который могут сократиться на $2,4 трлн в течение следующего десятилетия из-за снижения корпоративного и подоходного налогов. А расширение налоговой базы за счет роста экономики произойдет с лагом во времени. Но паниковать рано. Пока это лишь планы и озвученные экономистами сценарии.
Новой команде Трампа предстоит оценить производственные возможности американской экономики по «импортозамещению», чтобы заградительные барьеры не вызвали рост цен на потребительские товары и не ударили по американским потребителям. Еще неизвестно, как будет проходить сам процесс согласования и принятия предложенных налоговых изменений в Конгрессе США. Готов ли Дональд Трамп рисковать и открыто нарушать международные торговые соглашения, такие как NAFTA или WTO.
Китай со своей стороны также будет стремиться избежать резких изменений потоков капитала, как это было в прошедшие два последних года. К тому же ужесточение монетарной политики ФРС США может настолько ухудшить состояние мировой финансовой системы, что это потребует серьезной корректировки всех обсуждаемых планов и стратегий.