К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Угадай террориста: что ждет въезжающих в США

Фото REUTERS / Jason Reed
Фото REUTERS / Jason Reed
Дональд Трамп не только запретил въезд в США жителям мусульманских стран, но и поручил американским спецслужбам изменить визовое законодательство

США – страна иммигрантов, это очевидный факт. Еще один факт: идею иммиграции активно используют международные террористические группировки для создания ячеек в странах, которые они считают главными врагами. С одной стороны, США, Европе и России иммигранты нужны как рабочая сила, с другой - некоторые террористические акты последних лет были совершены именно иммигрантами. Террористические атаки в Брюсселе, Париже и Ницце, взрывы бомб в Бостоне — все эти кровавые события явно свидетельствуют о несовершенстве процесса контроля над иммигрантами. Поэтому было бы вполне логично ожидать, что администрация Дональда Трампа пересмотрит процесс рассмотрения визовых анкет и выдачи виз.

На это направлен указ Дональда Трампа от 27 января, который уже был окрещен антиимигрантским и спровоцировал волну протестов, прокатившихся по Соединенным Штатам. Между тем, сам указ довольно далек от того, как его описывает либеральная пресса США. Помимо временного запрета на въезд в США гражданам стран с преимущественно исламским населением, указ нового президента США выделяет американским спецслужбам время на разработку и подготовку режима усиленного контроля за выдачей виз и проверкой иммигрантов.

Приведу небольшую цитату: «Соединенные Штаты должны обеспечить, чтобы лица, которым предоставляется право на въезд в страну, не несли враждебного отношения к ней и ее основополагающим принципам. Соединенные Штаты не вправе и не должны допускать [въезд в страну] лиц, которые не поддерживают Конституцию или которые будут насаждать идеологию насилия над американским законодательством. Соединенные Штаты не должны допускать [въезд в страну] лиц, совершающих акты фанатизма или ненависти (в том числе убийства «за честь», различного рода насилие в отношении женщин или преследование инакомыслящих) или лиц, которые будут угнетать американцев по расовым или половым признакам или по признакам сексуальной ориентации».

 

Оставим в стороне особенности реакции американского истеблишмента на указ Трампа, благо, последний дает основания для целого ряда не менее важных вопросов. К примеру, как отличить лиц, которые не будут насаждать идеологию насилия над американским законодательством, от тех, которые будут?

Основная группа, которой администрация Трампа хочет запретить въезд в США, это исламисты (важно не смешивать их с умеренными мусульманами), на 10-15% — преимущественно мусульмане-сунниты, которые стремятся применять исламское право (шариат) буквально и повсеместно. Конечно же, эти люди не разделяют духовных ценностей США (или любой другой цивилизованной страны) и, как показывает современная история, не намерены признавать современные либеральные ценности и вливаться в современное общество. Как раз наоборот, большинство из них склонны навязывать всем нам архаичный и варварский образ жизни. Определить исламиста нелегко, так как лакмусовой бумаги для этого не изобретено. В заблуждение может вводить все: одежда — хиджаб носят как исламистки, так и анти-исламистки; культовые проявления — исповедующие мусульманство могут оказаться сионистами; род деятельности тоже не поможет, ведь многие специалисты по высоким технологиям являются ярыми исламистами. Бороды, трезвый образ жизни, молитвы пять раз в день и многоженство тоже не доказывают мусульманское политическое мировоззрение. Для создания еще большей неразберихи исламисты часто лицемерят и притворяются умеренными, а некоторые верующие со временем меняют свои взгляды. Кроме того, последователям аль-Ваххаба и деобандистам (и те, и другие составляют большинство исламских радикалов) позволено носить символы других религий (кресты, звезды Давида и др.), если это «содействует делу пророка Мухаммеда».

 

Американские бюрократы давно столкнулись с этими проблемами и оказались поразительно некомпетентными: многим исламистам удалось не единожды обвести вокруг пальца Белый дом, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Конгресс, многие правоохранительные органы и многочисленные городские администрации. Примеров масса. В 2001 году на обед в Пентагон был приглашен Анвар аль-Авлаки, американский исламист, который позднее был убит ударом беспилотника. В 2002 году спикер ФБР Билл Картер описывал Американо-мусульманский совет как «самую популярную мусульманскую группу в США» – уже через два года ФБР арестовало основателя и главу АМС Абдурахмана Аламуди по обвинению в связях с террористами. В 2003 году Джордж Буш-младший назначил не особо скрывающего свой настрой исламиста Халеда Абу эль-Фади в состав Комиссии США по международной религиозной свободе. Псевдо-умеренных выявить еще сложнее: идеологическая слепота американских ведомств помешала правоохранительным органам США всерьез воспринять поступавшие в ФБР предупреждения в отношении братьев Царнаевых, организаторов взрывов в Бостоне.

В свете этих просчетов предыдущих президентских администраций, идея временного запрета на допуск в США граждан определенных стран, позволяющая спецслужбам разработать новые процедуры проверок, кажется вполне естественной мерой. Задачи, декларируемые указами Трампа, представляются решаемыми, но решения эти будут дорого стоить, потребуют много времени и большого мастерства.

Сложность в распознавании опасных гостей и потенциальных иммигрантов в США обуславливает необходимость получения большего количества информации о них. Указ требует именно этого — подготовки «единых стандартов» проверки: начиная от личных собеседований и появления в бланках визовых заявлений вопросов, позволяющих выявлять неправдивые ответы и наличие злого умысла, и заканчивая механизмами оценки вероятности того,  что заявитель способен совершить преступление или террористический акт после въезда в США. Представляется, что такие процедуры должны базироваться на двух принципах: глубокое изучение иностранных гостей и их тщательное собеседование.

 

В первом случае логично провести параллель с проверками, проводимыми в отношении претендентов на должности, связанные с государственной тайной. Вопрос въезда в страну представляется не менее важным. Такая проверка должна основываться на информации о семье, друзьях заявителя, его связях, работе, членстве в различных организациях, деятельности. При обнаружении чего-либо сомнительного необходимо глубже изучать предоставленную информацию. Проверка потенциальных иммигрантов должна проводиться и в политической плоскости: соответствуют ли взгляды заявителя Конституции США? До недавнего времени только публичные люди — выдающиеся представители интеллигенции, активисты и религиозные деятели — официально декларировали свои взгляды и мнения; теперь, благодаря наличию социальных сетей и их всеобщей доступности, почти каждый может постоянно публично выражать свое мнение. Это бесценная, неотфильтрованная информация, позволяющая определить позиции по многим важным темам.

Для выявления опасных, не скрывающих своих взглядов откровенных джихадистов, как правило, достаточно изучения указанной выше информации. Второй уровень контроля — собеседования на вьезде в страну. Конечно же, ответы на вопросы — дело добровольное, ибо никого не принуждают подавать заявление на въезд в страну, но собеседование должно быть тщательным. С прямо выраженного согласия опрашиваемого, ответы должны быть зафиксированы; процедура собеседования должна быть записана на видео. Это дает возможность в дальнейшем детально изучить слова, тон, манеру высказывания, выражение лица и язык тела собеседника, а также форму и суть вопросов, и то, что делает опрашиваемый: улыбается, ерзает, смотрит ли в глаза, повторяется, потеет, дрожит, устает, часто просится выйти в туалет или иным образом проявляет себя в невербальной форме. Введение обязательных вопросов — не новшество; во времена Холодной войны такие собеседования проводились при выдаче виз и активно используются сегодня в ряде других стран: Великобритании, Литве, Франции и многих других.

Печальное повествование о последних мерах по ужесточению контроля над иммиграцией в США неизбежно скажется на потоках иммигрантов, когда некоторых будут перенаправлять в другие страны. Этот побочный эффект неизбежно приводит к необходимости пересмотреть устаревший процесс проверки российских граждан, обращающихся за получением визы в США; процесс не менялся со времен распада СССР. Недавно процесс рассмотрения визовых заявлений и выдачи виз был компьютеризирован, теперь он проводится в отдельных визовых центрах, что минимизирует человеческий фактор при контакте сотрудников консульств с заявителями, но это не решает проблему с выявлением потенциальных террористов. Может, настало время пересмотреть механизмы иммиграционного контроля и в родной стране.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+