К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Взрыв, ошибка или отказ техники. Что думают военные эксперты о катастрофе Ту-154

Фото REUTERS / Maxim Shemetov
Фото REUTERS / Maxim Shemetov
Какие версии авиакатастрофы над Черным морем кажутся наиболее убедительными специалистам по военной авиации

Стремительное разрушение Ту-154 над Черным морем, исчезнувшего с экранов радаров утром 25 декабря, спустя всего две минуты после взлета, заставила многих  говорить о вероятном взрыве на борту военного самолета. В правительственной комиссии по расследованию ЧП эту версию считать основной отказываются. ЦОС ФСБ в понедельник, 26 декабря заявил, что «признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено».  Рабочими версиями в ФСБ назвали попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, приведшее к потере мощности и отказу работы двигателей, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Военные эксперты, правда, взрыв на борту обсуждают в первую очередь. Что могло стать его причиной?

Председатель общественного совета при межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России Сергей Груздь в беседе с РБК сказал, что самолет могли атаковать из ПЗРК с земли. Не исключает он и взрыва на борту. Взрывное устройство могли пронести в самолет в Чкаловском аэропорту, где пассажира, по его словам, могут пустить в самолет вообще без досмотра.  Корреспондент «Ведомостей» Алексей Никольский, в мае 2016 года летавший из Чкаловского военным бортом в командировку в Сирию, говорит, что досмотр там такой же, как в гражданском аэропорту – паспортный контроль, спецконтроль, таможня, пассажиры проходили через рамки, весь багаж просвечивался. «У нас самолет был Ил-62, имеющий большую дальность, чем Ту-154, поэтому летел без промежуточных посадок. Нормальный самолет, — рассказывает Никольский. – Борты 223-го летного отряда Министерства обороны хоть и старые, но летают гораздо меньше, чем в коммерческих авиакомпаниях и летный ресурс у них очень большой».

Генерал-полковник запаса, командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза Николай Антошкин в беседе с изданием «Свободна пресса» называет Ту-154 очень надежным самолетом. «Да и летный состав в Чкаловском очень подготовленный, — говорит Антошкин. — Экипажи на Ту летают десятилетиями, причем в Сирию всегда летает так называемый двойной летный состав — по два экипажа, для подмены».

 

Бывший генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Магомед Закаржаев (сейчас глава «Казанского авиапредприятия») говорит, что по его ощущениям и по отзывам пилотов, летавших много больше него, Ту-154 с налетом около 800 часов  - машина надежная. «Пилотам нравилось летать на ней, — рассказывает он в беседе с Forbes. — Техника пилотирования у самолета имеет определенные сложности, особенно заход на посадку и посадка с предельно передней центровкой, а вот взлет проблем не представляет, если проходит штатно, без перегруза и отказов». В Сочи авиакомпания «Татарстан» всегда летала в сезон, говорит Закаржаев: «Посадка на аэродроме Сочи довольно сложна, взлет и посадка выполняется на встречных курсах , мешают горы. Из-за гор на посадке ограничена минимальная высота ухода на второй круг (примерно 60-80 метров). Для допуска к полетам в Сочи обязательна была специальная подготовка командира, доверять посадку вторым пилотам запрещалось. Эта особенность немного напрягает экипаж на посадке. А взлет на море не представляет сложности». Для выстраивания версий слишком мало информации, торопиться с предположениями,  по его мнению, не стоит: «Спешка нужна только в том случае, когда это поможет предотвратить другие события при сходных обстоятельствах. А это дело назначенной комиссии. Единственное, по ощущениям, версию с терактом я бы не отодвигал на последний план».

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Полковник в интервью изданию «Фонтанка»  отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира — это очень небольшое количество, и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта», – сказал он.

 

Бывший полковник Генштаба Вооружённых сил РФ Михаил Ходарёнок предположил, что бомбу могли пронести на борт во время дозаправки. «Скорее всего, был пронос взрывного устройства, — заявил он в интервью радиостанции «Говорит Москва». — Никаких оснований пока судить об этом нет, но к этому склоняются практически все специалисты, исключая ошибку пилотирования и неисправности техники».  По его словам, пилоты Ту-154 не успели подать сигнала бедствия или связаться с диспетчером, что указывает на то, что самолет потерпел крушение в результате внутреннего или внешнего воздействия.

Полковник в отставке, президент Центра исследования общественных прикладных проблем Александр Жилин рассматривает две версии происшедшего.

«Первая — техническая – при взлете оторвало закрылок, самолет закрутило и он упал, — цитирует экспертва агентство «Федералпресс». —  все произошло так быстро, что пилоты ничего не успели сообщить диспетчерам. Но в этой версии меня смущает то, что так далеко разбросало обломки, фюзеляж. Самолет был намаленькой высоте, при падении его части просто не могло так раскидать.  И вторая версия – все-таки теракт. Взрывное устройство, которое сработало при взлете – все происходит мгновенно и опять же до диспетчера просто не успели донести информацию. Я больше склоняюсь к версии теракта. Она логичнее и расставляет точки над i. Но могу с большой долей вероятности предположить, к каким выводам придет (или уже пришла) межведомственная комиссия по расследованию этого летного происшествия – во всем обвинят летчиков, припишут им ошибку пилотирования».

 

Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов в интервью «Коммерсанту» отмечает детали, подтверждающие теракт: «Шасси нашли, резиновые пневматики, накачанные воздухом, которые не тонут. После взлета самолет их убирает в гондолу. Если целый самолет просто упал бы, естественно, эта гондола ушла бы вместе с ним на дно. Но дело в том, что шасси нашли на поверхности воды, они плавали там. Почему они оказались вне самолета? Почему разлет осколков на 10 км, а не на 1 км? Вариант такой — разрушение самолета в воздухе. Конкретно о теракте говорить еще рановато».

По мнению бывшего министра обороны Украины Евгений Марчука, катастрофу ТУ-154 над Черным морем россияне расследуют очень быстро. «Конечно, ФСБ будет точно прорабатывать самые разные версии, в том числе и теракт, носообщений об этом не будет,  - написал он на своей странице в Facebook,   — Да и уголовное дело возбуждено Следкомитетом РФ не по этой статье. Такой теракт после убийства посла России в Турции был бы очень зловещим знаком для России в связи с ее участим в войне в Сирии. Российские специалисты сравнительно быстро узнают истинную причину этой катастрофы, но полное расследование завершитсянескоро. Госкомиссия расследует причины (физику) катастрофы, а Следкомитет,используя материалы Госкомиссии, кроме причин устанавливает виновных и передает материалы в суд. Полную официальную информацию об истинных причинах этой катастрофы мы узнаем нескоро».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+