Российская экономика вернется к росту в следующем году, но темпы восстановления, по нашим оценкам, будут невысокими: рост ВВП составит 1,3% после падения на 0,6% в этом году. Наш прогноз предполагает умеренный рост экспорта и инвестиций (в том числе позитивный вклад динамики запасов материальных оборотных средств), в то время как оживление потребительского спроса, скорее всего, наступит только в 2018 году.
Внешние условия для экономики России в 2017 году, скорее всего, будут более благоприятными по сравнению с 2015-2016 годами. Мы ожидаем, что среднегодовая цена нефти Brent в 2017 году составит $50 за баррель. Решение по замораживанию объемов добычи странами-экспортерами, включая Россию, должно поддержать цены на нефть, хотя их существенный рост маловероятен. Во-первых, как показывает история, страны ОПЕК не всегда придерживаются достигнутых договоренностей. Во-вторых, рост цен стимулирует возврат на рынок производителей сланцевой нефти. Тем не менее $50 за баррель — это примерно на 15% выше среднегодовой цены 2016 года. Цены на металлы также демонстрируют повышательную тенденцию.
В нашем базовом сценарии мы исходим из того, что санкции в отношении России со стороны США, Евросоюза и других стран останутся в силе, ограничивая доступ российских компаний и банков к международным заимствованиям. В СМИ сейчас звучит много спекулятивных рассуждений о том, что избранный президент США Дональд Трамп будет проводить более мягкую политику в отношении России и, возможно, санкции со стороны США будут частично или полностью отменены. С нашей точки зрения, такой результат не гарантирован: многое зависит от того, кто займет ключевые внешнеполитические посты. Нужно также принимать во внимание, что среди членов американского Конгресса есть довольно много сторонников жесткой линии в отношении России. В любом случае смягчение санкций вряд ли повлечет за собой бурный рост внешних заимствований в краткосрочном периоде. Российские банки и компании значительно снизили внешнюю задолженность в связи с ограниченным доступом к международным финансовым рынкам и, скорее всего, будут проводить очень осторожную политику в отношении возвращения на международные рынки капитала.
Макроэкономическая политика в 2017 году, как и в предыдущие два года, скорее всего, останется достаточно консервативной и будет направлена на поддержание стабилизации, а не краткосрочного роста. Это касается как денежно-кредитной, так и налогово-бюджетной политики.
Банк России сфокусирован на достижении цели по инфляции 4% к концу 2017 году и продолжает проводить очень осторожную политику в отношении снижения ключевой ставки. Несмотря на значительное замедление темпов инфляции в течение года (до 5,8% в ноябре с почти 10% в январе), Центробанк снизил ключевую ставку в 2016 году всего на 100 базисных пунктов — с 11% до 10% годовых. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) ключевая ставка находится на уровне 4%, а ставка по кредитам конечным заемщикам — на еще более высоком уровне, что ограничивает кредитование.
Мы полагаем, что ЦБ начнет постепенное снижение ставки во втором квартале 2017 года и к концу года, возможно, она будет снижена до 8,5%. При такой динамике в течение следующего года ключевая ставка в реальном выражении останется на довольно высоком уровне. При этом существует вероятность, что ставка будет снижаться более медленными темпами, если Банк России сочтет, что риски невыполнения цели по инфляции выросли. Таких рисков достаточно много: в их числе и внешние, связанные с колебаниями цен на нефть и курса валюты, и внутренние, например ускорение роста зарплат. Отметим также, что инфляционные ожидания в России достаточно инерционны.
Налогово-бюджетная политика также останется достаточно жесткой в 2017 году, поскольку правительство стремится обеспечить консолидацию бюджета, однако существует возможность ее небольшого смягчения перед президентскими выборами 2018 года.
Какие факторы поддержат рост в условиях умеренных цен на нефть, достаточно жесткой макроэкономической политики и ограниченного доступа к внешним заимствованиям? С нашей точки зрения, важным фактором является курс валюты, который пока еще находится на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешних рынках. Реальный эффективный курс рубля в ноябре 2016 года был на 19% ниже среднегодового уровня 2013 года.
Обесценение валюты дало шанс отечественным производителям занять место на внутреннем рынке и выйти на внешние рынки. Статистика показывает, что ситуация в экспортно ориентированных и некоторых других секторах с потенциалом импортозамещения является относительно благополучной из-за более благоприятного для этих секторов валютного курса. В частности, объем производства в сельском хозяйстве, пищевой и химической промышленности увеличился в 2015 году и продолжал расти в 2016 году. Вместе с тем такие отрасли, как текстильная и обувная промышленность, восстанавливаются после резкого спада в 2015 году.
Более существенный рост цен на нефть может повлечь за собой слишком резкое укрепление курса рубля и потерю конкурентоспособности российских товаров. В условиях значительного подорожания нефти Минфину будет гораздо труднее проводить жесткую бюджетную политику, которая в настоящий момент оказывает сдерживающее влияние на инфляцию. В этих условиях Банк России может приостановить снижение ставки.