Сделка по снижению объемов нефтедобычи между членами ОПЕК и не входящими в картель странами практически совпала с решением ФРС повысить ставку на 25 базисных пункта. До этого момента основным инструментом американского регулятора были словесные интервенции, которые формировали ожидания участников финансового рынка. Поэтому еще до объявления решения о повышении ставки, кросс-курсы ведущих валют и доходности облигаций скорректировались в ожидании практически предопределенного шага. Намеки на повышение ставки ФСР звучали непрерывно, а сохранение ставки могло бы создать серьезный шок для финансовой системы. В итоге реакция рынков на решение ФРС была довольно умеренной и краткосрочной.
Что касается рынка нефти, то словесные интервенции профильных министров разных стран не только были, но и остаются основным инструментом влияния на ценовую ситуацию. Фактического снижения объемов нефтедобычи пока не последовало, однако за пару недель до сделки ОПЕК и в первые дни после обнародования решения о сокращении добычи цена нефти выросла примерно на 20%. После решения ФРС о повышении ставки цена нефти Brent скорректировалась и колебалась на уровне около $55 за баррель.
Сейчас главный вопрос — удержится ли цена нефти на этом уровне в ближайшей перспективе. И куда пойдет цена нефти после того, когда в следующем году участники соглашения начнут снижать объемы добычи? Как быстро сланцевая индустрия в США отреагирует на решение ОПЕК и нарастит объемы добычи? Как все это повлияет на экономическую ситуацию в мире и в России, в частности?
Уместно напомнить, что высокая цена нефти не гарантирует России экономического роста. При цене нефти выше $100 за баррель, рост в стране составлял чуть более 1%. В 2016 году при среднегодовой цене нефти около $44 долларов за баррель, ВВП снизится примерно на 0,5%, что, по сути, неотличимо от однопроцентного роста с учетом статистической ошибки расчета ВВП. Если предположить, что в 2017 году среднегодовая цена нефти составит не $40 долларов за баррель, как заложено в бюджете, а $50-55, то говорить о том, что такой уровень нефтяных цен приведет к ускорению роста экономики, вряд ли уместно. В принципе, в 2017 году экономика может показать положительную динамику, существенно отличающуюся от нулевой, но за счет других факторов, в частности, экономической политики, если таковая будет соответствующим образом корректироваться.
Помимо нефтяных компаний и секторов, которые обслуживают нефтяную отрасль, единственным значимым бенефициаром от повышения цены нефти может быть лишь государственный бюджет. Но и этот эффект вряд ли стоит переоценивать. Более низкие цены на нефть вынудили правительство быть менее расточительным и не увеличивать расходы столь же высокими темпами, как это делалось в сытные нефтяные годы: трехлетний бюджет до 2019 года фактически предполагает замораживание расходов на текущем уровне.
В итоге произошло снижение зависимости бюджета от цены нефти. Если несколько лет назад более половины доходов бюджета составляли нефтегазовые доходы, то в 2016 году нефтегазовые доходы сформируют лишь порядка 36-37% совокупных доходов федерального бюджета. В номинальном выражении эти доходы составят около 4,9 трлн рублей. По сравнению с прошлогодним уровнем нефтегазовые доходы сократятся почти на 1 трлн. рублей. Примерно такая же ситуация с нефтегазовыми доходами в январе-ноябре текущего года, которые сократились по сравнению с прошлогодним уровнем примерно на 20% и составили чуть менее 4,4 трлн. рублей.
В то же время ненефтегазовые доходы продолжали устойчиво расти, увеличившись по сравнению с январем-ноябрем 2015 года примерно на 4,6%, что примерно совпадает с динамикой расширения налоговой базы, которая увеличивается примерно с темпами инфляции и реальной экономической динамики. За одиннадцать месяцев этого года ненефтегазовые доходы составили чуть менее 7,1 триллиона рублей и увеличились более чем на 300 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, что, тем не менее, не компенсировало уменьшение поступления ненефтегазовых доходов. В итоге дефицит бюджета в 2016 году оказывается существенно больше прошлогоднего уровня, увеличивая потребность в расходовании Резервного фонда.
Если в следующем году уровень цен на нефть составит $50-55 за баррель, это будет примерно соответствовать уровню 2015 года. С учетом колебаний среднегодового курса рубля, обусловленного изменениями цены нефти, объем нефтегазовых доходов в 2017 году будет сопоставим с их уровнем в 2015 году. С учетом же прогнозируемого снижения инфляции и умеренного роста экономики в 2017 году, номинальная налоговая база может увеличиться примерно такими же темпами, как в 2016 году. Более высокий уровень нефтяных цен по сравнению с заложенным в бюджет ориентиром в $40 за баррель будет означать лишь более низкий размер дефицита бюджета и более низкую нагрузку на Резервный фонд при условии, что расходы не будут увеличены.
Дальнейшие варианты развития событий будут зависеть от экономической политики и от того, как будет финансироваться дефицит бюджета, то есть как будут распределяться источники его покрытия между заимствованиями и денежной эмиссией, обусловленной продажей Резервного фонда Центробанку. Это лишь одна из опций в экономической политике, от которой будет зависеть экономический рост и макроэкономическая ситуация в стране.
Определенный выигрыш от более высоких цен на нефть получат, естественно, нефтяные компании. Для поддержания уровня добычи нефти или ее наращивания нужны инвестиции, которые при низких ценах на нефть осуществлять сложнее. Более высокие нефтяные цены, которых участники соглашения ОПЕК собираются добиться и удержать в течение определенного времени, должны позволить сделать соответствующие инвестиции и отвоевать дополнительную долю рынка в последующие годы. Саудовская Аравия, например, планирует через пару лет выйти на объем добычи в 12 млн. баррелей в день по сравнению с текущими 10,5 миллионами баррелей в день. Есть шансы на увеличение добычи и у России. Пока еще рано говорить, кто в долгосрочном плане выиграет от этого соглашения. В краткосрочном же плане главными бенефициарами могут стать компании, добывающие сланцевую нефть, которые могут быстро нарастить объемы добычи и получить более высокие доходы от растущих нефтяных цен в ближайшие месяцы. Остается теперь убедиться в том, что соглашение о снижении объемов добычи между странами ОПЕК и присоединившимися к соглашению странами не окажется более чем очередной вербальной интервенцией.