Темный «Перекресток». Как в России осваивают формат дарк-сторов

По пустым коридорам индустриального здания тянутся бесконечные стеллажи: макароны, консервы, шампуни. Среди полок изредка мелькают люди в униформе, их маршрут сопровождает звук пикающего штрихкода. Отсутствие покупателей — характерная особенность любого дарк-стора (dark store) — магазина-склада, который предназначен для обслуживания интернет-заказов. Сам формат возник в Великобритании, его первооткрывателем считается сеть Sainsbury’s, но первые дарк-сторы в 2009 году открыл ретейлер Tesco в графстве Кент в ответ на высокий спрос на доставку товаров онлайн. К тому времени Tesco уже получал около 500 000 заказов в неделю, их выполняли существующие розничные супермаркеты. Сегодня сеть имеет шесть дарк-сторов, на которые приходится 47,5% всех онлайн-продаж продуктов в Великобритании.
«Мы пристально наблюдали за опытом коллег и многое переняли», — признает Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка». Торговать продуктами через интернет сеть начала весной 2017-го. Через год, чтобы нарастить интернет-продажи, открыли дарк-стор в Москве, а затем в Петербурге. С того момента число заказов выросло более чем до 2000 в день. На запуск двух дарк-сторов первого поколения «Перекресток» потратил более 400 млн рублей. А к концу 2018 года в «Перекрестке» надеются заработать на онлайн-продажах 1,5 млрд рублей и за три года довести доход от онлайна до 2% от общей выручки.
Означает ли это быструю окупаемость проекта? Нет. Отстроив первое поколение дарк-сторов, какие у Tesco были 10 лет назад, «Перекресток» начнет тестировать автоматизацию на новых складах (пока там очень много ручного труда). Российский рынок доставки продуктов пытается наверстывать упущенное, говорит Васильев: «И тот путь эволюции, который на Западе занял десятилетие, мы должны пройти гораздо быстрее».
Российский дарк-стор больше напоминает магазин, нежели склад: стеллажи заполнены товарами, есть своя пекарня, мясной и рыбный цеха.
Панель контроля температуры в холодильных камерах. Для разных продуктов требуется от +4 °С (молочные продукты) до –18 °С (пельмени).
В магазине 40 товарных аллей, каждый их метр пронумерован и соответствует полке и ячейке. Это позволяет сборщику быстро находить товар.
Ящики сборки и доставки заказов. Сотрудник «Перекрестка» может одновременно собирать до 8 ящиков (это 2–3 интернет-заказа).
Площадь дарк-стора поделена на две зоны: «сухую» для круп, напитков, бытовой химии, и холодильник, где хранятся fresh-категория и замороженные полуфабрикаты.
Бананы требуют особого температурного режима +12 °С. Чтобы фрукты не чернели от холода и не портились в тепле, их хранят в коробках в «сухой» зоне.
В дарк-сторе установлены сотни камер высокого разрешения, которые фиксируют ошибки сотрудников, чтобы «расследовать инциденты», говорят в «Перекрестке».
Рабочая смена длится 12 часов. Оплата сдельная: средняя зарплата 50 000 рублей, лучшие получают 80 000 рублей.
На запястье сборщику крепится терминал, он дает ему задание, «ведет» по маршруту и предупреждает об ошибках.
Система, созданная X5, управляет работой склада. Везде штрихкоды: на тележках, полках, ящиках и, конечно, товарах.
Продукты раскладывают по пакетам разного цвета. Белые — для сухих товаров, зеленые — для охлажденных, синие — для заморозки. В желтые кладут товар-замену, а красный пакет сигнализирует, что в нем нестандартный товар (например, в мятой упаковке).
Ящики для заморозки «Перекресток» закупал в Германии по €40 за штуку.
Потенциал дарк-стора в Петербурге — это число рейсов одного грузовика, помноженное на его вместительность. Итого до 4000 заказов в день, более 1,5 млн в год.