К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миллиардные сделки Питерского форума: как сложилась судьба 10 крупнейших контрактов?

Миллиардные сделки Питерского форума: как сложилась судьба 10 крупнейших контрактов?
В число крупнейших соглашений в истории форума вошли три проекта «Роснефти», и они успешно реализуются. С девелоперскими и инфраструктурными проектами дела обстоят иначе

Сегодня открывается Петербургский международный экономический форум. Мероприятие регулярно проводится с 1997 года (с 2007 года в международном статусе) и служит традиционной площадкой для заключения крупных сделок.

Обычно на ПМЭФ объявляют о соглашениях, которые готовятся заблаговременно. Миллиардные контракты должны подчеркнуть, что ПМЭФ — это больше чем только лишь площадка для дискуссий. Сделки с участием крупных международных корпораций показывают, что Россия является значимой частью глобальной экономики. Но что происходит с проектами дальше?

Стабильность в реализации анонсированных на форуме проектов демонстрирует сырьевой сектор. В число крупнейших сделок в истории ПМЭФ вошли три проекта «Роснефти». Все три успешно реализуются. Иначе обстоит дело с другими из ТОП-10 сделок ПМЭФ. Четыре из них так и остались лишь на бумаге. О том, что произошло с крупнейшими контрактами, анонсированными на ПМЭФ в последнее десятилетие, — в галерее Forbes.

1. «Роснефть» и CNPC
REUTERS·Ilya Naymushin, DR

1. «Роснефть» и CNPC

Год: 2013

Сумма: $270 млрд

В 2013 году между «Роснефтью» и Китайской народной нефтегазовой компанией (CNPC) было заключено соглашение о долгосрочных поставках нефти на сумму $270 млрд. Это стало крупнейшей сделкой, заключенной на ПМЭФ. Контракт предусматривает поставку в Китай 365 млн т нефти в течение 25 лет. Поставки начались в конце июля 2013 года. В ноябре 2015 года сообщалось, что «Роснефть» получила предоплату за поставки в размере $35 млрд.

В январе 2017 года компании подписали дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение объема поставок. Предполагается, что с 1 января 2017 года по 31 декабря 2023 года в КНР будет поставлено 70 млн т нефти. Это означает, что, с учетом ранее направленных 21 млн т, общий объем поставок по этому контракту  достигнет  91 млн т за 10 лет, а поставки нефти в КНР вырастут на 56 млн т.

2. «Роснефть» и Orlen
REUTERS·Maxim Shemetov, DR

2. «Роснефть» и Orlen

Год: 2013

Сумма: $7 млрд

ПМЭФ-2013 запомнился особой активностью «Роснефти», которая также заключила соглашение с польской компанией Orlen SA на поставку в Чехию 8 млн т нефти по трубопроводу «Дружба» на сумму $7 млрд. В апреле 2015 года компании договорились об увеличении объемов поставок нефти на НПЗ PKN Orlen в Чехии на 120 000 т в месяц. Исполнение этого контракта должно было завершиться в июне 2016 года, но на очередном ПМЭФ договор был продлен. Новое соглашение будет действовать до 30 июня 2019 года и предусматривает увеличение поставок до 15,8 млн т нефти в адрес PKN Orlen.

3. Газпромбанк, Азербайджан и итальянские инвесторы
REUTERS·Maxim Zmeyev, DR

3. Газпромбанк, Азербайджан и итальянские инвесторы

Год: 2016

Сумма: $3,5 млрд

Газпромбанк, итальянское экспортное кредитное агентство SACE, российское экспортное кредитное агентство ЭКСАР и азербайджанская компания SOCAR подписали меморандум о взаимопонимании по финансированию и строительству газохимического комплекса в Азербайджане. Новый нефтехимический проект предусматривает строительство газоперерабатывающего и газохимического заводов в Азербайджане с участием российских и итальянских партнеров.

Совокупный инвестиционный бюджет проекта по предварительным оценкам составляет $3,5 млрд. Потенциальный объем поставок российского оборудования и материалов и стоимость строительно-монтажных услуг российских подрядчиков для проекта составит до 20% инвестиционного бюджета. В апреле 2017 года представители «Газпромбанка» посетили Баку, чтобы презентовать технические решения и оборудование.

4. «Аэрофлот» и Boeing
REUTERS·Maxim Shemetov, Tim Chong

4. «Аэрофлот» и Boeing

Год: 2007

Сумма: $3,6 млрд

В 2007 году на экономическом форуме было подписано соглашение между «Аэрофлотом» и компанией Boeing о поставке 22 дальнемагистральных самолетов Boeing 787 Dreamliner. Стоимость сделки на тот момент составляла $3,6 млрд, но к 2016 года выросла до $4,8 млрд. Поставки самолетов должны были начаться еще в 2014 году, однако были отложены сначала из-за проблем с литий-ионными аккумуляторами на самолетах этого типа, а затем — из-за удорожания стоимости лизинга, вызванного падением курса рубля.

«Аэрофлот» окончательно отказался от приобретения 22 воздушных судов только в конце 2016 года. Контракт на 22 Dreamliner был передан входящей в «Ростех» лизинговой компании «Авиакапитал-Сервис», которой придется искать покупателей за пределами группы «Аэрофлот». При этом компании договорились, что Boeing вернет «Аэрофлоту» аванс в $43,7 млн.

5. «ПИК» и «Морской фасад»
Михаила Почуева·ТАСС, DR

5. «ПИК» и «Морской фасад»

Год: 2008

Сумма: $3 млрд

Группа компаний ПИК подписала с управляющей компанией «Морской фасад» соглашение о строительстве 1,3 млн кв. м жилья на намывных территориях в Санкт-Петербурге. Сделка оценивалась в $3 млрд. «ПИК» оплатила только часть этой суммы до начала кризиса, в 2010 году компания была вынуждена из-за финансовых проблем выйти из проекта, отдав купленные участки банкам-кредиторам. В число проданных активов вошли проекты элитного жилого комплекса «Морской фасад» в Санкт-Петербурге и «Афанасьевский» в Москве, проект коммерческой недвижимости «Северо-западные башни» в Московской области и другие.

6. Структура ВЭБа и правительство Нижегородской области
REUTERS·Maxim Zmeyev, DR

6. Структура ВЭБа и правительство Нижегородской области

Год: 2014

Сумма: около $3 млрд

Федеральный центр проектного финансирования (дочерняя структура ВЭБ) заключил соглашение по формированию инвестиционного проекта на строительство моста через Волгу в районе села Подновье в Нижегородской области. Общая стоимость проекта оценивалась в $3 млрд (около 100 млрд рублей). Планировалось, что конкурс на строительство будет проведен уже в 2015 году, но он так и не состоялся. В январе 2016 года глава региона Валерий Шанцев встречался с заместителем президента банка ВТБ Михаилом Осеевским для обсуждения участия банка в решении этой инфраструктурной проблемы. В частности, рассматривался вариант строительства тоннеля под Волгой вместо моста.

В мае 2017 года Шанцев заявил, что мост все же будет построен, но проезд по нему будет платным. Сроки его введения в эксплуатацию не определены, но запустить движение предполагается только после того, как у платного моста появится бесплатная альтернатива.

7.«Роснефть» и индийские инвесторы
Макса Новикова для Forbes, DR

7.«Роснефть» и индийские инвесторы

Год: 2016

Сумма: $2,021 млрд

«Роснефть» и консорциум индийских компаний Oil India, Indian Oil и Bharat PetroResources подписали договор купли-продажи 23,9% акций в «Ванкорнефти» и акционерное соглашение. Сделка была закрыта в октябре 2016 года. В результате доля индийских государственных компаний увеличилась до 49,9%. «Роснефть» сохранила мажоритарную долю в капитале, большинство в совете директоров «Ванкорнефти», контроль над операционной деятельностью общества, а также стопроцентный контроль над общей инфраструктурой кластера, включая нефтепровод Ванкор-Пурпе.

«Ванкорнефть» — дочернее предприятие «Роснефть», образованное в 2004 году для освоения Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения в Туруханском районе Красноярского края в 142 км от города Игарка.

8. «Автодор» и «Стройгазконсалтинг»
DR

8. «Автодор» и «Стройгазконсалтинг»

Год: 2014

Сумма: $1,8 млрд

Государственная компания «Автодор» подписала на ПМЭФ-2014 соглашение со «Стройгазконсалтингом» о строительстве первого пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД, Московская область). Стоимость соглашения составила порядка $1,8 млрд (57,54 млрд рублей). В феврале 2016 года Счетная палата опубликовала доклад о неэффективном расходовании средств на строительство ЦКАД. Аудиторы отдельно упомянули реализацию данного соглашения. В связи с тем, что компания  «Стройгазконсалтинг» не выполнила взятые на себя обязательства, 11 августа 2015 года права и обязанности по исполнению соглашения перешли АО «Крокус интернешнл» Араза Агаларова.

В конце октября 2015 года «Автодор» направил 12,6 млрд рублей из средств ФНБ на аванс «Крокусу». Причем, по информации автора доклада Валерия Богомолова, сумма аванса на 4,8 млрд рублей превысила установленный календарным графиком объем подрядных работ на 2015-2016 годы. В свою очередь, АО «Крокус интернешнл» приняло обязательства выполнить до конца 2015 года работы общей стоимостью 182,8 млн рублей, но по состоянию на 25 декабря 2015 года акты выполненных работ компанией предоставлены не были.

9. РЖД и Siemens
Евгения Степанова·ТАCC, REUTERS·Edgard Garrido

9. РЖД и Siemens

Год: 2015

Сумма: €1,7 млрд

На форуме в 2015 году «Российские железные дороги» подписали договор с компанией Siemens на техническое обслуживание поездов модели «Ласточка» (Desiro Rus) на срок до 40 лет. Сумма контракта составила €1,7 млрд. Контракт реализуется. Его условия предусматривают возможность расчетов как в евро, так и в рублях. Вице-президент РЖД Михаил Акулов заявлял, что комбинированный вариант расчета «рубль-евро» будет прямо пропорционально зависеть от уровня локализации производства и обслуживания «Ласточек».

10. «Трансаэро»  и Airbus
Георгия Полякова·ТАСС, REUTERS·Regis Duvignau

10. «Трансаэро»  и Airbus

Год: 2012

Сумма: $1,7 млрд

Авиакомпания «Трансаэро» в 2012 году на ПМЭФ заключила контракт с концерном Airbus о поставках четырех самых больших в мире пассажирских авиалайнеров Airbus A380. Сделка оценивалась в $1,7 млрд. Управляла проектом по финансированию приобретения этих воздушных судов компания «ВЭБ-лизинг». В 2015 году стало известно, что Airbus предложил отложить передачу самолетов заказчику из-за финансовых трудностей «Трансаэро». В итоге самолеты и вовсе не были поставлены. В октябре 2016 года «Трансаэро« прекратила полеты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+