Можно ли в вашей отрасли построить бизнес-модель в стиле Uber? Есть несколько индикаторов, которые помогут вам найти ответ на этот вопрос.
Четыре главных критерия
Во-первых, наличие онлайн-платформы, которая объединит, с одной стороны, множество мелких продавцов и, с другой стороны, множество мелких же покупателей. Поскольку и продавцы, и покупатели малы по сравнению с платформой, никто из них не сможет влиять на нее. Важно, чтобы эта платформа представляла собой единую точку встречи спроса и предложения и чтобы она была способна снижать транзакционные издержки.
Во-вторых, у продавцов и покупателей должны быть стандартизированы услуги и цены. С ценами все понятно: они могут напрямую регулироваться платформой, выдаваться в качестве рекомендации или устанавливаться иным образом. А вот со стандартизацией услуг не все так просто. Например, такси или курьерская доставка — это стандартные услуги. Но как стандартизировать услуги психотерапевтов, нейрохирургов или архитекторов? Попытки создания таких маркетплейсов есть, но приведут ли эти эксперименты к созданию платформ в стиле Uber — вопрос.
В-третьих, должен быть сетевой эффект. Чем больше в сети таксистов, тем ближе машина для каждого пассажира, тем быстрее она приедет. Чем больше пассажиров, тем лучше таксисту, потому что он быстрее доберется до каждого следующего клиента и потратит меньше времени и денег на бензин. Здесь возникает эффект положительной обратной связи, благодаря которому ваш бизнес начинает очень быстро расти.
В-четвертых, возможно, это может показаться спорным, но я считаю это важным — частотность пользования сервисом. Люди должны пользоваться сервисом хотя бы несколько раз в год, а лучше — чаще.
Если ваша бизнес-модель отвечает всем четырем критериям, примите поздравления: ваша отрасль в полной мере подходит для построения бизнеса в стиле Uber!
Рядом с Uber, но не Uber
Из-за того, что уберизацию люди понимают по-разному, возникает путаница. Часто под бизнесом в стиле Uber подразумевают любую онлайн-платформу, которая соединяет разрозненных продавцов и покупателей. Однако, на мой взгляд, не нужно ставить знак равенства между понятиями «маркетплейс» и Uber. Возьмем такой критерий, как «стандартизация услуги». Я привел примеры интеллектуальных сервисов, которые лишь условно можно считать бизнесом в стиле Uber: маркетплейсы архитекторов, психотерапевтов… Чем сложнее услуга, тем труднее ее стандартизировать. Поэтому есть «принципиально неуберизируемые» сферы.
У Airbnb тоже нет стандартизации сервиса, потому что все квартиры разные и цены на них разные. С другой стороны, у компании стандартная комиссия и она продает владельцу квартиры условно одинаковых жильцов. Думаю, что Airbnb — это очень близко к Uber, потому что ее бизнес соответствует почти всем приведенным критериям.
С частотностью тоже все не так просто. Например, продажу домов уберизировать не получится. Подобные агрегаторы существуют, среди них есть вполне успешные, но в этом случае вы каждого клиента привлекаете как нового, у вас нет возможности удерживать его в своем сервисе, побудить использовать ваше приложение каждый день. Эта модель хороша, но это не Uber как таковой. «Кухня на районе» — тоже не Uber. Это вертикально интегрированная компания со своими кухнями и курьерами, то есть совсем другой бизнес. «Яндекс» в свое время пытался сделать агрегатор каршеринга, но каршеринги оказались слишком крупными по отношению к платформе, она им оказалась по большому счету не нужна.
Почему Uber-платформы так популярны?
Уберизация там, где она возможна, позволяет достичь фантастического роста — в этом и состоит секрет ее привлекательности. Платформы для бизнеса в стиле Uber позволяют значительно снизить транзакционные издержки и создают ценности для продавцов и клиентов. Когда вы создаете добавленную ценность для общества, вы обязательно найдете способ забрать свою долю и нарастить капитализацию.
Из-за высокой эффективности и быстрого роста, из-за того, что Uber-платформам удается сделать классный массовый сервис, они так нравятся продавцам, клиентам и инвесторам. Единственная сторона, которая проигрывает от появления Uber-платформ, — посредники. Они просто исчезают с рынка.