К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Забудьте о выживании: как нужно вести бизнес в кризис

Фото Headway / Unsplash
Фото Headway / Unsplash
Что делать компаниям, если невозможно понять, что их ждет завтра? Пять советов от эксперта проекта Forbes for Business Петра Меберта.

Пессимисты ждут второй волны коронавируса. Оптимисты говорят, что рынки восстанавливаются после шока и что для возврата к докризисным показателям им понадобится 1-1,5 года.

Возможно, что на самом деле график заболеваемости будет похож на синусоиду: снятие запретов на собрания и перемещения людей вызовет новую волну пандемии, в ответ государства снова введут ограничения. Затем эти ограничения будут смягчаться и так далее… Экономика будет следовать за этими изменениями: периоды замедления и роста будут чередоваться.

Осень 2020 года — период «экономического межсезонья». Компании пристально вглядываются в будущее, пытаясь сформулировать оптимальную бизнес-стратегию. Что делать, чтобы ни очередной виток пандемии, ни новые государственные меры по борьбе с кризисом, ни другой «черный лебедь» не застали врасплох?

 

Вот пять советов, которые помогут успешно развивать бизнес независимо от того, обрушится на нас вторая волна пандемии или нет.

1. Планируйте сценариями

Организовать стратегическое планирование в рамках сценарного анализа, рассматривать несколько вариантов развития событий, включая самые невероятные варианты. Определять «триггеры» — признаки перехода из одного сценария в другой. Сохранять определенную консервативность в планировании, оставлять резервы на «черный день».

 

Только так ты сможешь управлять рисками в различных сценариях, обеспечить стабильность и развитие компании.

2. Ставьте клиента в центр стратегий

Пандемия поменяла многие социальные нормы, поведенческие паттерны и потребительские привычки. Твои клиенты уже изменились, но обновились ли подходы к работе с ними?

Продемонстрируй клиентам, что ты понимаешь их ожидание и требования в новых условиях, поощряй тех, которые во время первой волны пандемии не отказались от услуг твоей компании, привлекай новых, меняя портфель товаров и услуг. 

 

Например, образовательные центры дарят студентам, доучившимся в конце учебного года в онлайне, дополнительные занятия. Рестораны предлагают скидки на повторные заказы на вынос или с доставкой. Рекламные агентства – скидку при покупке пакета услуг.

В дальнейшем тренд на сближение с клиентом будет усиливаться. Чем лучше ты понимаешь ожидания клиентов, тем они счастливее и, следовательно, лояльнее будут клиенты, тем стабильнее бизнес, и тем проще найти новые ниши для роста.

3. Переосмыслите бизнес-модель

Коронакризис как и любой экономический шторм заставил владельцев компаний по-новому взглянуть на привычные бизнес-модели. Предприятия открыли новые направления, диверсифицировав клиентские потоки. Так, традиционный ретейл был вынужден переходить в онлайн, обычные рестораны подключили доставку, медицинские клиники увеличили количество виртуальных консультаций, косметические фабрики перешли на антисептики, а швейные — на производство масок.

Думаешь, что на этом перемены закончились, не дождешься! Они только начинаются. По данным июньского опроса McKinsey, более 90% руководителей считают, что из-за коронавируса в течение ближайших пяти лет их бизнес ожидают кардинальные изменения.

Поэтому не жди, когда обстоятельства заставят менять бизнес модель — переизобретай свой бизнес сам, делай это проактивно и регулярно.

 

4. Прокачайте инновации

Внедрение новых технологий в кризис является не добровольным выбором, а необходимостью. Инновации инновациям рознь! Для одних — это переход в онлайн, для других — роботизация клиентского сервиса, для третьих — применение когнитивных технологий для изучения клиентской базы.

Как сообщается в глобальном исследовании The Agents of Transformation Report 2020, проведенным AppDynamics, 95% IT-специалистов отметили существенные изменения в своих организациях в период пандемии. Руководители осознали, что цифровые технологии помогают более эффективному оказанию услуг и производству товаров, более качественной работе с клиентами и поставщиками.

Острая фаза кризиса, когда компании были вынуждены внедрять такие решения быстро (например, срочно создавать онлайн-магазин), — позади. Теперь наступило время задуматься о плановом технологическом развитии. Определите в рамках сценарного планирования, каким может быть это развитие, и смело меняйте вашу компанию.

Задумайся о роботизации колл-центров, производства, о внедрении в компании CRM-систем, о разработке мобильных приложений и решений для удаленного доступа. В ближайшем будущем можно будет перейти автоматизации рутинных процессов перейти к цифровой трансформации бизнес-модели.

 

5. Обновляйте HR-практики

С приходом пандемии Twitter полностью перевел все 20 000 своих сотрудников на удаленную работу, отказался от офисов — навсегда!  По крайней мере, компания так заявила.

С переходом на удаленную работу, многие компании прочувствовали сильные и слабые стороны своей корпоративной культуры. С наименьшими потерями кризис проходят компании с корпоративной культурой, основанной на сотрудничестве. В такой культуре процветают самоорганизованные, мотивированные, талантливые работники. В нашей стране таких передовых компаний немного, большинство — компании с «советским» иерархическим укладом, в которых работают «сотрудники-троечники», зато недорогие.

В нынешних реалиях, когда на удаленную работу частично или полностью перешли более половины российских предприятий, необходимо создавать новую культуру, прописывать новые регламенты, позволяющие соблюдать личное пространство людей —– сотрудник, работающий дома, не должен чувствовать себя прикованным компьютеру 24 часа.

Также важно умение компаний перераспределять и переобучать сотрудников, используя новые системы аналитики и управления, в том числе системы тестирования и дистанционного обучения. Так, в одной российской компании, в которой я вхожу в совет директоров, более 1000 сокращенных сотрудников из розничной сети перевели в колл-центр отдела продаж. В результате компания расширила клиентскую базу, а сотрудники сохранили работу.

 

В кризис усиливается роль акционера-лидера и сплоченной управленческой команды. В трудные времена именно акционер должен объединить вокруг себя команду, клиентов, поставщиков и возглавить процесс стабилизации компании. Поэтому сохраняй выдержку и эмпатию, целеустремленность и открытость к изменениям. Не выживай, а развивайся! Именно для этого существуют кризисы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+