Скрытый рычаг: как найти решение любой, даже самой сложной проблемы
Что такое рычаг роста? Это изменения, которые позволят в два раза или более увеличить ключевые показатели вашего бизнеса. Например, выручку. Для нас в образовательном бизнесе рычаг роста – это масштабирование продаж и увеличение продуктового предложения.
Наша компания зарабатывает 300 млн рублей выручки в год. При этом мы понимаем, что продажи – воспроизводимы. Знаем, как повысить эффективность продаж, как обновить продуктовый ряд и какие ресурсы нужны для масштабирования. Как компания получила эти знания? Об этом я и хочу рассказать.
Доверяйте интуиции
Когда пора применять рычаг роста? Есть правильный и неправильный ответ на этот вопрос.
Правильный: тогда, когда вы обнаружили падение темпов роста ключевого показателя. Например, в прошлом году выросли в два раза, а в этом – только в полтора.
Неправильный ответ, в который верю намного больше: неудовлетворенность фаундера, чувствующего, что из бизнеса можно выжать больше. Цифры бывают лукавы, предпринимательское чутье гораздо надежнее.
Не ищите рычаг в одиночку
Мы в Otus.ru постоянно ищем рычаги роста. Раз в год устраиваем системные поиски очередного рычага всей командой, чтобы в следующем году протестировать и применить сформулированные гипотезы.
Лучший способ определить, какой именно рычаг роста нужен вашей компании – вовлечь в процесс поиска сотрудников, работающих «в полях» и знающих ситуацию не понаслышке. Если команда пропустила идею через себя, поверила в нее, выше вероятность, что идея будет реализована.
Не мешайте сотрудникам мыслить
Очень важна технология, как вы будете выстраивать коммуникацию. Нужно, чтобы мнение каждого было услышано. Часто бывает так: выйдет директор, что-то наговорит, все остальные молчат, а потом это называется «мы провели стратегическую сессию».
В нашей компании стратегическая сессия состоится в октябре. На ней будут присутствовать все сотрудники, а также инвесторы. На первом этапе каждый будет иметь возможность выдвинуть до трех гипотез, какие могут быть рычаги роста с учетом определенных ограничений: эта гипотеза принесет не менее определенной суммы выручки, и ее проверка не будет стоить дороже, чем та выручка, которую она принесет, и т.д.
На следующем этапе мы задаем вопросы, а тот, кто выдвинул гипотезу, либо защищает ее, либо отзывает.
Набирайте идеи с запасом
В ходе сессии обычно мы получаем 40-50 идей. Затем команда голосует. В итоге выбираем семь, которые будем проверять на практике в течение следующего года.
Из отобранных семи идей половина точно отомрет, столкнувшись с жестокой реальностью. Это нормально: чтобы найти жизнеспособную перспективную идею, нужно отсеять нежизнеспособные.
Детально прорабатывайте планы
Когда идеи сформулированы, мы раскрываем каждую из них. Определяем результат, составляем план реализации и формулируем KPI.
Следующий шаг – «приземление» этих разработок на план работы функциональных подразделений. В образовательном бизнесе три ключевых подразделения: маркетинг и продажи; производство и сопровождение образовательного контента; IT-блок.
Каждая из семи идей встраивается в план работ подразделения. Все, что вошло в такие планы, должно контролироваться и проверяться. Обычно каждый проект содержит три-четыре контрольные точки, как правило мы отслеживаем ход реализации идей раз в квартал.
Не миритесь с недоверием
Одна из сложностей, с которой можно столкнуться, внедряя рычаг роста – пассивность и недоверие команды. Сложно внедрять демократию в авторитарной среде. Поэтому выстраивание доверительных отношений между командой, менеджментом и фаундером – ключевой фактор успеха.
Для роста нужен прочный фундамент: люди должны разделять ваше желание расти и должны иметь соответствующие возможности. Если фундамента нет – ваши планы рискуют остаться на бумаге.
Не продлевайте жизнь слабым идеям
Часто бывает, что в компании, особенно большой, есть куча мертворожденных идей, которые продолжают воплощаться только потому, что шефу не хватает политической силы вовремя остановить их реализацию.
Мы часто отказывались от идеи в ходе их внедрения. Например, мы инвестировали несколько миллионов рублей в запись подготовительных курсов для слушателей, однако идея «не взлетела», потому что выяснилось, что компания не умела делать предзаписанные видео, и потому что себестоимость роликов на практике оказалась слишком высока.
Будьте готовы к «взрыву»
Если же идея «выстрелила» и в компании начался взрывной рост – значит, вас ждут риски иного рода.
Во-первых, на сотрудников обрушится колоссальная нагрузка. Люди будут вынуждены выполнять прежнюю и новую работу одновременно.
Во-вторых, при этом люди должны будут быстро учиться, чтобы следовать за развитием компании. Не все работники будут готовы развиваться так же быстро как компания. В какой-то момент бизнес может просто разорвать от перемен.
Эти стрессы могут привести к тому, что штат вашего предприятия в течение года серьезно обновится, причем, не один раз: «взрывной рост» в разы увеличивает эмоциональную нагрузку на сотрудников. Будьте готовы тратить ресурсы на поиск и обучение нового персонала, на перенастройку бизнес-процессов.
Для того, чтобы подготовиться к «взрыву» и не попасть впросак, заранее проведите оценку персонала и определите, на каких сотрудников вы будете опираться при масштабировании бизнеса.