Почему за модным бизнесом обязательно должен стоять мужчина
«Я вложила в свой бренд 18 млн рублей», — говорит одна предпринимательница из fashion-тусовки, чья торговая марка пока генерирует одни убытки. «А я потратила €5 млн», — сообщает другая. Такие признания не имеют ничего общего с настоящим модным бизнесом. Они говорят о том, что в сегменте небольших fashion-брендов бестолково сжигаются довольно большие деньги.
Собственный бренд одежды или аксессуаров — популярный сейчас «женский» бизнес, который нередко финансируют мужья и бойфренды начинающих предпринимательниц. С точки зрения инвесторов перспектива вложиться в модный бизнес выглядит вполне обоснованной. По данным Common Objective, мода — большая отрасль с глобальным оборотом $1,3 трлн и с устойчивым ростом в районе 7–10% ежегодно. Несмотря на это, по-настоящему громких историй успеха в этом сегменте мало. Почему?
Прежде всего — потому, что не выстроена ни стратегия, ни бизнес-модель. Отношения между инвестором и предпринимательницей в данном случае далеко не рыночные: инвестор финансирует бизнес на особых условиях. Основательница, в свою очередь, пребывает в зоне комфорта. Она реализовала давнюю мечту о собственной модной марке и получила возможность совершать ошибки, которые в других условиях были бы очень быстро привести к банкротству.
Сколько бы ни потратила на него владелица, она обычно считает, что до успеха осталась буквально пара шагов. Она настолько увлечена «следующими этапами», что у нее нет времени разобраться, а что именно делается не так. При этом инвестору не позавидуешь: он продолжает спасать бизнес потому, что в него вложено слишком много. Либо потому, что считает, что жене или подруге нужно собственное дело. Или он руководствуется какой-то своей причиной. Когда наступит момент «Больше денег не дам!», предугадать нереально.
Нехватка компетенций — еще одно серьезное препятствие, которое мешает успеху нового предприятия. Как правило, сами основательницы — продвинутые пользователи продуктов fashion-индустрии. Они не раз бывали в модных мировых столицах на показах и одними из первых покупали вещи новых коллекций. «Насмотренность» вполне позволяет им формировать коллекцию для собственного онлайн-бутика на уровне профи. Но для успеха предприятия этого явно недостаточно.
Модный бизнес, как и любой другой, требует совокупности компетенций. Мало ухватить новые тренды, объяснить пожелания дизайнеру одежды и договориться с фабрикой на изготовление партии. Знание продукта — лишь одна часть паззла. Даже если не хватает одной частицы, цельной картинки не получится. Проверено на собственном опыте.
Несколько лет назад между сооснователями Poison Drop (автор — сооснователь этого интернет-магазина, - Forbes) возникли серьезные разногласия по ключевым вопросам. Все оказалось настолько плохо, что мы друг с другом даже не разговаривали, а для решения оперативных вопросов обменивались электронными письмами и сообщениями в чате. Я совершенно серьезно думала выйти из проекта на любых условиях и начать все заново. Казалось, я достаточно изучила тонкости этого бизнеса, и будет достаточно легко открыть другой интернет-магазин ювелирных украшений.
Я не вышла из бизнеса, и правильно сделала. Сформировать коллекцию интересных эксклюзивных украшений — только часть дела. Есть другие составляющие, которые имеют не меньшее значение для успеха компании. Как составлять бизнес-модель будущего интернет-магазина? В каком объеме формировать товарные запасы? Как прогнозировать объемы продаж? Как настраивать маркетинг? Как и каких сотрудников нанимать? Я никогда не вникала в эти вопросы детально, потому что в Poison Drop занималась совсем другими вещами.
Моя рекомендация владелицам модных брендов — пригласить в свой бизнес знатока операционной деятельности. Идеально — чтобы ваш партнер имел статус сооснователя: равные возможности по принятию решений не дадут вашему эго разгуляться. «Задвинуть» партнера под предлогом, что он тут наемный менеджер, не получится.
В идеале сооснователь должен обладать темпераментом, отличным от вашего. Именно так получилось в Poison Drop. Я принимаю решения на основе эмоций, но сооснователь компании Андрей Мигунов — человек очень рациональный, eму удается вовремя останавливать мои порывы. Он считает, что любой шаг следует просчитывать, чтобы не допускать каких бы то ни было потерь.
Стоит ли приглашать супруга или бойфренда в сооснователи компании? С одной стороны, мир моды в восторге от дуэта Миуччи Прада и ее мужа Патрицио Бертелли. До супружества Патрицио стал ее ментором в том, что касается бизнеса. Он и сейчас продолжает заботиться о прибыльности модного дома, а Миучча сосредоточена на разработке новых моделей и имидже марки. Впрочем, альянс Миуччи и Патрицио — скорее счастливое исключение. В подавляющем большинстве случаев семейные проекты в области моды заканчивается тотальным разрушением одной из ролей партнеров. Крах семейного благополучия точно не стоит мечты о собственной модной марке.