Хоббиномика: рисование как способ прожить эмоции и познать себя

Согласно исследованию онлайн-кампуса НИУ ВШЭ, 19% россиян планируют найти для себя новое хобби в 2025 году. Один из возможных вариантов — рисование, которое в последнее время набирает популярность. В прошлом году художественные онлайн-курсы вошли в число самых востребованных в категории «Хобби» на платформе GetCourse. По данным ВЦИОМ, почти каждый десятый россиянин в возрасте от 18 до 35 лет в свободное время занимается живописью.
Forbes Young решил разобраться, является ли рисование универсальным хобби для людей всех возрастов, как оно влияет на психику и какие навыки развивает.
Не просто хобби
Рисование — это «не просто хобби, а мощный инструмент самопознания и гармонизации внутреннего мира», утверждает психолог Юрий Мурадян. По его словам, это занятие особенно актуально сейчас — в эпоху перемен, стрессов и информационного шума. «Уже 45 минут рисования в день снижают уровень кортизола (гормона стресса) на 25%», — объясняет психолог. Более того, изображение предметов и образов улучшает работу мозга: «Исследования нейробиологов показывают, что во время рисования укрепляются связи между нейронами и активизируются участки мозга, ответственные за эмоции, воображение и сенсорное восприятие. А это, в свою очередь, приводит к более гармоничному функционированию психики», — поясняет Мурадян.
Об этом свидетельствуют и результаты исследования, опубликованного на научной платформе Frontiers. Ученые хотели выяснить, как различные формы искусства влияют на ментальное здоровье людей. Авторы исследования рассматривали как пассивное участие в творческом процессе (прослушивание музыки и посещение выставок), так и активное (танцы, работа над собственными картинами и музыкальными произведениями). Проанализировав 79 научных работ, они пришли к выводу, что любая форма интереса к искусству активирует определенные нейронные цепи, отвечающие за здоровое проживание эмоций без вреда для себя и окружающих.
Гириджа Каимал, профессор факультета арт-терапии в Дрексельском университете, считает, что творчество — естественная потребность человека: «Даже наши предки, которые интуитивно познавали мир, понимали, что самовыражение необходимо для эмоционального благополучия и социализации». По ее словам, воображение — способность к созданию образов — играет ключевую роль в жизни человека, так как помогает справляться с неопределенностью.
«На креативные процессы мозг тратит меньше ресурсов, чем на решение рутинных задач», — уверена Каимал. Она отмечает, что даже обычные ежедневные дела создают пространство для творчества и способствуют выбросу дофамина (гормона счастья) — например, если мы просто выбираем, какое блюдо приготовить, ищем новый маршрут до работы или пританцовываем под музыку.
Отсутствие творческой реализации, напротив, может провоцировать тревогу и дистресс, предупреждает профессор Каимал: «Когда мы не можем делиться эмоциями, мы чувствуем себя в изоляции, что воспринимается мозгом как хроническое заболевание».
По словам профессора, занятия творчеством позволяют человеку быть в контакте с его детской частью — желанием играть, рисовать, придумывать сказки. Каимал советует не пренебрегать этими активностями во взрослой жизни и напоминает, что самовыражение так же необходимо организму, как полезная еда, физические упражнения и качественный отдых.
23-летняя студентка художественного института Алиса рассказывает, что рисование помогло ей сформировать особый взгляд на мир: «Художник способен увидеть океан в луже на асфальте, лабиринт тропического леса в травинках, а в лицах — уникальную красоту». Это вдохновляет и скрашивает ежедневную рутину. Другой полезный навык, который отмечает будущий художник-график, — усидчивость: «Рисование — это кропотливый труд, и даже размашистые абстракции требуют мотивации и силы воли».
Ровесница Алисы Ольга Лисицына в детстве закончила художественную школу, а сейчас работает продюсером деловых мероприятий. Она организует бизнес-завтраки, конференции для предпринимателей и федеральные форумы. Ольга считает, что чувство композиции и цвета дает ей конкурентное преимущество в создании визуалов: «Благодаря базе, полученной в художественной школе, мне легко работать в графических редакторах. Я использую Adobe Photoshop, Figma, а также создаю презентации с помощью нейросетей на платформе Gamma».
Кроме того, опыт художественной школы помогает Ольге в нетворкинге: «Интерес к искусству часто объединяет с людьми, которые мыслят нестандартно, — это полезно в бизнесе и творческих сферах. Благодаря полученным знаниям я могу поддержать беседу и высказать небанальное мнение».
С чего и когда начать
Начать рисовать можно в любом возрасте, считает художественный руководитель и сооснователь «Простой школы» (школы искусств, обучающей онлайн и офлайн) Дмитрий Горелышев. «У нас рисуют в основном люди от 25 до 40 лет, для кого-то это хобби, для кого-то — способ профессионального или личного развития», — рассказывает Дмитрий. Вне зависимости от целей — подготовиться к поступлению или закончить домашний натюрморт — ученики становятся внимательнее и развивают абстрактное мышление. «Мы смотрим иначе, когда рисуем, — более цепко и разборчиво», — объясняет он. Кроме того, художественная школа — это пространство, где люди разных возрастов знакомятся с единомышленниками.
27-летняя Антонина начала рисовать в марте 2020 года (когда началась пандемия COVID-19). На тот момент девушке было 22 года и она работала администратором в хостеле: «Я осталась запертой в крошечной квартире, и мой парень подарил мне набор акварели, бумагу и кисточки». Антонина смотрела видеоуроки и постепенно сделала рисование частью своей рутины. «Это не просто способ расслабиться или хорошо провести время, а неотделимая часть меня, как дыхание», — объясняет она. Со временем Антонина захотела углубить знания и записалась на иллюстраторский курс. Сейчас она проходит обучение (а работает в социальной сфере).
Иногда у «взрослых» художников получается превратить хобби в профессию. 35-летняя Ольга Пташник поняла, что хочет зарабатывать рисованием, только в магистратуре. Она училась в техническом вузе и не знала, как изменить свою жизнь: «У меня появились робкие мысли о том, что я хочу рисовать, но как и что — не понимала совершенно». Долгие поиски привели Ольгу в детскую книжную иллюстрацию, и ей удалось подписать договор с издательством «Самокат». «Принять на работу начинающего художника было риском со стороны издательства», — рассказывает Пташник. На сегодняшний день она выпустила пять книг, которые сама написала и проиллюстрировала.
По словам Ольги Пташник, она получает огромное удовольствие от работы, однако есть минусы: «Порой становится невыносимо сложно, ведь профессию иллюстратора невозможно отделить от остальной жизни. И когда работа не получается, это накладывает отпечаток на другие сферы».
Главное — получать удовольствие
Психолог Юрий Мурадян рассказывает, что завышенные ожидания и страх неудачи — очень распространенные проблемы среди творческих людей. Иногда переживания настолько сильные, что человек отказывается приступать даже к самым простым задачам. «Многие считают, что рисовать могут только талантливые люди, поэтому избегают занятий, — замечает психолог. — Важно понимать, что рисование — это навык, который можно развить, и что главное — получать удовольствие от процесса». Мурадян предупреждает, что поиск собственного стиля — это долгий процесс, включающий победы и поражения.
У Ольги Лисицыной получилось не только принять неизбежность ошибок, но и извлечь из них пользу: «Во время обучения ты постоянно сталкиваешься с несовершенством своих работ — кривыми линиями, странными пропорциями. Постепенно ты привыкаешь, что промахи — это нормально, и перестаешь бояться экспериментов. Со временем исправишь, добавишь деталей, найдешь свое». Сейчас рисование для Ольги — способ переработать эмоции: «Ты находишься здесь и сейчас, повторяешь движения, выбираешь формы и цвета, и постепенно мысли становятся яснее».
Цифровое и аналоговое рисование — что выбрать
Для тех, кто хочет получить базовые знания про свет и тень, объем и перспективу, существует множество художественных школ, которые ведут обучение онлайн и офлайн. Часто при выборе возникает вопрос: чему отдать предпочтение — диджитал-рисованию (с помощью программ) или натуральным материалам — краскам и карандашам?
«С диджиталом в любом случае придется подружиться, так как готовую работу мы почти всегда приносим в онлайн-пространство», — считает иллюстратор и преподаватель цифрового рисования Полина Нестерова. «Современные программы ускоряют рисование в разы и создают дополнительные возможности, — объясняет она. — Можно оживить картинки с помощью простой анимации, записать процесс работы на видео прямо в программе, примерить иллюстрацию на обложку книги или вписать ее в интерьер».
По словам Нестеровой, существует очень много сфер, где используется цифровая иллюстрация: «Книги и журналы, сториборды для рекламы и кино (рисованные кадры, которые утверждаются до съемок), мультфильмы, приложения, игры, принты для одежды и многое другое».
Дмитрий Горелышев подтверждает, что у цифрового рисования есть свои преимущества: «Обратимость любого действия, мобильность и чистота создают огромные возможности для художника». При этом сам он предпочитает цифре традиционный подход: «Я хочу, чтобы материал был моим соавтором. Например, рисование карандашом и кистью сильно отличается по моторике и логике изображения формы — это разный опыт». Еще одна причина рисовать «вживую», по его словам, — это возможность видеть формат целиком, «лучше чувствовать композицию и степень завершенности», в то время как «цифровые» художники зачастую видят только фрагмент работы.
Несмотря на все аргументы, правильного и неправильного выбора не существует — каждый сам решает, что ему ближе, подытоживает Дмитрий Горелышев.
Сколько нужно денег
Часто начинающие художники не готовы тратить на хобби большие деньги. По словам Ольги Лисицыной, стесненность в средствах не должна мешать творчеству: «Необязательно сразу покупать холсты и масло, хватит обычного карандаша и скетчбука. Главное — начать. Можно 10 минут в день рисовать кружочки, линии, простые формы. Это уже тренирует руку».
Но если вы планируете развиваться, карандаша и ластика может не хватить, считает студентка художественного института Алиса. Девушка рассказывает, что занимается масляной живописью и тратит на материалы 9000 рублей ежемесячно. При этом она старается экономить: «Набор масляных красок стоит где-то 2500 рублей. Его хватает надолго, потому что у масла небольшой расход. К нему я обычно покупаю разбавитель за 350 рублей и несколько тюбиков краски по 500–700 рублей за штуку. Кисти я покупаю редко, так как пишу старыми, которые хорошо чувствую в руке. Иногда беру блокнотики для набросков, но чаще рисую на обратной стороне старых эскизов. Самое дорогое — это холсты, каждый стоит от 1500 до 4000 рублей».
Если вам не подходят бесплатные видеоуроки, в бюджет придется включить не только стоимость материалов, но и расходы на обучение. «Я ходила на наброски с натуры, это стоило около 17 000 рублей за семестр, — вспоминает Антонина. — А также покупала три курса онлайн: два по месяцу — за 15 000 рублей каждый и один годовой — примерно за 70 000 рублей». При этом стоимость обучения сильно зависит от преподавателя и школы.
По мнению Антонины, курсы по рисованию — это полезное, но не обязательное вложение: «Сейчас у меня есть возможность тратить деньги на любимое дело, и я ею пользуюсь. До этого на протяжении двух лет у меня был ограниченный набор акварели и пара кистей. В целом для рисования достаточно трех основных оттенков — красного, желтого и синего, остальные можно смешать из них».
Время на хобби
Универсального ответа на вопрос «Сколько нужно времени на рисование как хобби?» не существует. Важно определить, какие цели вы перед собой ставите, и действовать в соответствии с ними.
Для тех, кто готовится войти в профессию, рисование должно стать ежедневным ритуалом, считает Антонина. Она активно занимается обучением и проходит 365-дневный челлендж. Его суть заключается в том, чтобы рисовать каждый день в течение года без перерывов: «Это могут быть быстрые зарисовки по пять минут, а могут быть большие работы, занимающие часы».
Для Ольги Лисицыной рисование — любимое хобби, и она садится за холст, когда приходит вдохновение. По ее словам, это происходит примерно раз в полгода: «Сейчас пишу редко, но зато с большим удовольствием, в основном пейзажи и натюрморты маслом. Видимо, потому что в художественной школе недолюбливали этот материал из-за запаха растворителя».
Важно соблюдать баланс между рисованием и отдыхом, предупреждает Алиса: «В детстве я рисовала больше, чем сейчас, — пять-семь картинок ежедневно. Со временем количество работ уменьшилось, а качество возросло. Я по-прежнему рисую много, но уже не каждый день. Теперь это не хобби, а любимая работа, от которой обязательно нужно отдыхать, чтобы не случилось выгорание».
Как монетизировать увлечение рисованием
Перед тем, как начать искать заказы, нужно подготовиться, предупреждает преподаватель цифрового рисования Полина Нестерова и советует:
- создать портфолио, в котором будет до 10 работ по одной теме — например, только стикеры или только персонажи;
- размещать работы не только в соцсетях, но и на сайтах для поиска заказов;
- быть активными — писать в издательства и агентства, ходить на выставки и фестивали;
- иметь типовой договор и понимать примерный диапазон цен, чтобы не просить слишком мало.
Существуют и другие варианты заработка, доступные как опытным, так и начинающим художникам. К примеру, можно продавать свои работы на различных платформах и проводить мастер-классы — такие способы монетизации подсказывает Антонина, но уточняет, что сама пока не зарабатывает на любимом деле. Она вспоминает, что раньше успешно занималась акварельной живописью, дарила и продавала картины знакомым. Но искать новых покупателей она не захотела: «Можно было, конечно, выставлять работы на платформах или предлагать мастер-классы по акварельным цветочкам, но мне это казалось неуместным. Хотелось чего-то более серьезного и глубокого». Сейчас Антонина мечтает написать и оформить собственную книгу. По ее словам, обеспечить себя, создавая книжные иллюстрации, невозможно: «Нужен свой бренд, мерч, стикеры, контакты, выставки». Девушка предупреждает, что это долгий и сложный путь: «Нужно учиться продавать себя и свои работы, особенно если ты рисуешь не на попсовые темы».
Зарабатывать книжной иллюстрацией, особенно детской, достаточно сложно, подтверждает иллюстратор Ольга Пташник: «В каких-то странах при постоянном наличии заказов вполне можно себя обеспечить, но обычно ищут дополнительный источник дохода — продажа оригиналов и принтов, преподавание». По словам Пташник, в России ситуацию с гонорарами можно назвать неблагоприятной: «Мало кто из издателей платит сколько-нибудь приличные деньги за работу. В основном авторы и иллюстраторы на российском рынке работают за идею, а деньги зарабатывают другим способом». Ольга также замечает, что уровень владения навыком не всегда коррелирует с суммой гонорара: «В креативных профессиях очень важны soft skills и контакты. Можно быть новичком и получать хорошие заказы. При этом многие выпускники художественных вузов сидят без работы».
Путь, который выбрала для себя Алиса, — украшение интерьера. В ее случае сработало сарафанное радио: «Люди тянутся к искусству и хотят каких-то изменений в домашнем дизайне. Они узнают у знакомых, друзей, что есть я, которая как раз этим и занимается. Дальше идет обсуждение деталей и, соответственно, выполнение заказа».
Благодаря знаниям, полученным в художественной школе, Ольга Лисицына заинтересовалась инвестициями в искусство: «Я изучаю эту тему, потому что искусство — это не только про творчество, но и про рынок, стратегии и культурные тренды». Ольга надеется, что впоследствии вложения принесут ей неплохой доход.
Советы для тех, кто выбрал рисование как хобби
Вот список рекомендаций, которые помогут двигаться по намеченному пути быстрее и с удовольствием тем, кто выбрал в качестве хобби рисование:
- Не сравнивайте себя с другими. «Первые работы могут выглядеть ужасно, и это нормально», — предупреждает Ольга Лисицына и добавляет, что «искусство — это процесс, а не гонка за идеальным результатом».
- Тренируйте насмотренность и анализируйте приемы любимых авторов. «Если вам нравится чья-то работа, попробуйте понять почему, — предлагает Лисицына. — Какие цвета использует художник, как он передает атмосферу, что из этого можно использовать в своей практике? Так вы будете не просто копировать, а развивать собственный стиль».
- Не реагируйте на критику людей, далеких от мира искусства. «Часто от мам и бабушек можно услышать демотивирующие фразы из серии: «Ну не похоже ведь совсем, а это что за рисули детские?» — делится Антонина. Это сильно расстраивает и мешает экспериментам. Алиса тоже считает, что подобная обратная связь может «затушить» желание творить, и на нее не нужно обращать внимание: «Чудите, вдохновляйтесь, тогда ваше хобби принесет вам счастье. А может, станет делом всей жизни».
- Найдите свое комьюнити. Это может быть студия, где преподают наброски с натуры, или сообщество в соцсети. «Когда вы присоединитесь к кругу единомышленников, вы не только получите конструктивную критику и похвалу, но и сможете обмениваться опытом, списками материалов и полезными контактами. Возможно, впоследствии новые знакомые помогут вам заработать на рисовании», — советует Антонина.