«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе
24-летний хип-хоп-исполнитель из Тамбова Никита Беляев (Whole Lotta Swag) начал свою карьеру недавно — в 2022 году. В 2023-м он выпустил сразу два альбома — FiRMA Flo и 68 Languages, после релиза которых о нем заговорили как о заметном фрешмене русскоязычного рэпа. В 2024 году у Whole Lotta Swag вышел третий студийный альбом NEW COAST, который, по данным цифрового музыкального дистрибьютора S&P Digital, стал уже дважды платиновым. Ежемесячная аудитория рэпера в «Яндекс Музыке» составляет 1,5 млн слушателей. Недавно Никита Беляев откатал тур по России с солд-аутами в Москве и Санкт-Петербурге, а сейчас работает над новым альбомом.
Forbes Young поговорил с Whole Lotta Swag о том, как он начинал музыкальную карьеру, почему не любит писать синглы, а предпочитает мыслить альбомами, какой хип-хоп сейчас нужен людям, а также о фитах с Бастой и Скриптонитом и о том, почему рэпер почти всегда недоволен собой и считает себя «ошибкой выжившего».
От первых строчек в блокноте до собственной студии
— Когда ты решил серьезно заняться хип-хопом?
— Наверное, лет в 15. Хотя мечтать начал раньше. Я рос в Тамбове, где население 200 000 человек, и никто даже не подозревал, что у нас есть студия. Как-то случайно узнал, что она есть, — сразу решил попробовать. До этого я уже представлял, как все это может выглядеть. Помню, как на море с родителями, в Абхазии, лет в 11, написал первый текст в блокнот. Он, конечно, никуда не вошел. Все это давно потерялось. Но впервые попал на студию в 15 лет. Записал какой-то трек и понял, что хочу приходить туда снова.
— А когда ты понял, что твои треки должны услышать люди?
— Почти сразу. Я серьезно относился к этому с самого начала. Но когда ты подросток, ты не можешь заявить: «Все, я рэпер». Нужно было учиться, пробовать. Года в 22 у меня впервые появилась возможность отказаться от всего остального и заниматься только музыкой.
— Ты писал только тексты или были еще биты?
— Сначала тексты, биты пришли позже. Подростком я вообще не понимал, как их делать. Пытался работать в FL Studio (программа для создания и редактирования музыки. — Forbes Young), но у меня не было терпения. Хотелось все сделать быстро, а ничего не получалось. В 15–16 лет впервые попробовал GarageBand (программа для создания и редактирования музыки. — Forbes Young) — что-то делал на родительском iPad или телефоне. Все выкладывал на стену «ВКонтакте». Тогда не было никаких дистрибьюторов, все делалось вручную. Но метрик успеха не существовало — пять лайков от друзей, десять, не больше.
— Ты пробовал продавать свои биты?
— Нет. Мне просто нравилось заниматься творчеством. Я выпускал инструментальные релизы, рисовал обложки в Photoshop. Вдохновлялся такими людьми, как Даня White Punk (продюсер и музыкант Даниил Бумагин. — Forbes Young). Но как только узнал про студию в городе, полностью ушел в запись рэпа.
— Насколько я знаю, сейчас у тебя есть своя студия в Тамбове. Расскажешь про нее?
— Да, в 19 лет мы с друзьями открыли студию. Это была крошечная комната в подвале, рядом с сауной. Мама одного из друзей помогла нам найти ее. Мы собрали оборудование: микрофон за 7000 рублей, звуковая карта за 3500 рублей, мониторы за 10 000 рублей. Все это вместе обошлось в 30 000–40 000. Я даже помню, что продал свои игровые наушники, чтобы купить звуковую карту. Конечно, сейчас студия уже совсем другая.
— Сегодня студия приносит прибыль?
— Да. У Station Audio (название студии Whole Lotta Swag. — Forbes Young) появилась структура в работе, мы начали вести финансовую отчетность. Сейчас студия работает в основном онлайн (в студии сводят и мастерят музыку для клиентов из других городов. — Forbes Young). Мы стараемся привлекать новых клиентов: ведем соцсети, делаем рилсы, показываем проекты, над которыми работаем. С сентября 2022-го по декабрь 2023-го я жил на деньги, которые приносила студия. Если ты хороший специалист и умеешь общаться с клиентами, можно зарабатывать из любой точки.
Первые альбомы и первый успех
— В прошлом году ты выпустил свой первый альбом. Точнее, два альбома — FiRMA Flo и 68 Languages. Какая-то необычайная продуктивность, по крайней мере, для современных топовых артистов. Скажи, это какой-то концепт, или тебе было все равно, когда их выпускать?
— Мне было все равно, честно говоря. Музыка просто собралась. Я вообще на музыку смотрю как на альбомы. Синглы — это не мое. Мне хочется сделать большой, цельный проект и сразу показать его, без этих «клипчиков», сниппетов и прочего. Когда я писал «Языки» (альбом 68 Languages. — Forbes Young), я сразу знал, что это будет альбом. Я писал [треки] по порядку — как они стоят в альбоме, и они так и сложились в голове. То же самое было с NEW COAST и FiRMA Flo. FiRMA Flo вообще написал расслабленно за неделю — просто когда не было клиентов в студии.
— Какой был выхлоп от этих двух пластинок?
— Когда я выпустил FiRMA Flo, я заметил, как треки начинают набирать слушателей. Сначала это было 500, потом 1000, 2000 слушателей. И вдруг мне скидывают скрины из «Яндекс Музыки», а у меня там уже 20 000 слушателей. Я был в шоке, не мог поверить. Мы с друзьями просто выкладывали треки, и без всякой рекламы начали появляться слушатели. Потом в какой-то момент я заметил, что на «Саундклауде» (Soundcloud — онлайн-платформа для распространения музыки. — Forbes Young) оставили ссылку на мой Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), и там начали подписываться люди.
— Это все происходило без какого-либо промо?
— Тогда я даже не знал, что такое промо. Я просто отправил дистрибьюторам треки и сказал: «Выложите меня». Мы не думали об этом слишком много. После этого начались первые запросы от клубов, и я понял, что нужно серьезнее относиться к менеджменту. Тогда я попросил старого знакомого стать моим менеджером. Мы начали работать, и в августе 2023 года состоялся мой первый сольный концерт в Москве в клубе «Город», где было около 200–250 человек.
После этого концерта, кстати, я начал писать «Языки» и написал его за месяц. Мы с продюсером Димой Фонтаном работали над битами, но он служил в армии, поэтому биты приходили с задержками. Так что да, альбом был написан в рекордные сроки.
— Он прямо из армии биты тебе присылал, это как?
— Он присылал мне демки, и я уже записывал треки в студии. Это был фристайл, я просто приходил и записывал несколько треков подряд. Получилось быстро, потому что мне нравилось работать, и я чувствовал, что все на своем месте.
«Новое побережье»
— Теперь давай поговорим об альбоме NEW COAST, который стал платиновым. Здесь вы уже над промо заморочились?
— Да, с этим альбомом все стало серьезно. У меня появился хороший менеджер, Саид, и с ним мы продолжаем работать. Появилась команда, и этот альбом был совсем другим.
Не могу сказать, что NEW COAST писал легко, но он стал кульминацией того, что я создавал раньше. С FiRMA Flo и «Языками» мы просто делали музыку, а здесь я уже работал с командой, с лейблами S&P Digital, Indi Music. К моменту, когда я начал писать «Кост», лейблы уже пришли ко мне с запросами. Было много обсуждений и переговоров. Для меня это стало сигналом, что я на правильном пути. Спустя месяц или два работы с лейблом я осознал, что теперь мне нужно больше рисковать, потому что люди от меня уже чего-то ждут. И это стало дополнительным мотиватором, чтобы не разочаровать всех.
— Обязательства перед лейблом — это что-то вроде ограничения свободы творчества?
— Не, дело не в свободе творчества. Скорее в ответственности перед собой. Ты сам решаешь, что будешь работать на серьезном уровне, что будешь идти по этому пути. Ты подписался, взял деньги, и теперь нужно по-настоящему работать. Это уже не как раньше, когда просто писал альбом за неделю, сидя с сигаретой. Теперь ты должен выдать максимум. В какой-то момент я просто сказал себе: «Все, давай, садимся и пишем». А потом, как только NEW COAST был готов, я поехал в Москву показать его всем [представителям лейблов]. Но в последний момент поменял два трека. Вместо песни «Союз» была «Беды», а вместо «Раны» — кое-какой другой трек.
— «Кост» действительно стрельнул, как тебе показалось?
— Да, я помню, как мы с другом ехали на «Приоре» (автомобиль Lada Priora. — Forbes Young) из Москвы в Тамбов, и вот только NEW COAST вышел, и мы видели, как он поднимался в чартах Apple Music. Вначале он был на 17-м месте, потом на девятом, потом на пятом. Это было неожиданно и круто, потому что мы ведь простые ребята, которые писали музыку.
— Ты ожидал такого успеха?
— Ну, наверное, немного ниже ожидания были, я не строил никаких грандиозных планов. Но когда увидел, как все складывается, было круто. Просто для меня этот альбом — подтверждение того, что я смог. Я много всего пережил, и этот альбом — как знамя того, что я смог, что я здесь, что я иду свой путь. Конечно, это не конец, нужно продолжать трудиться.
— Почему, как ты думаешь, твоя музыка стала такой популярной? Что изменилось в рэпе? Почему твой стиль сейчас цепляет, а рэп про «телок и тачки» больше, кажется, не популярен?
— Мне кажется, несколько факторов сыграло роль. В первую очередь, кризис в обществе. Люди устали от всего, от праздников и фальшивых ценностей. Все тренды на жизнь без забот отошли. И люди начали искать что-то настоящее, что-то честное. Это и отличает от старого рэпа мой стиль. Он звучит грубо, но при этом в нем есть честность, реальность. Я думаю, что это и привлекло людей.
— Люди стали больше думать и меньше танцевать.
— Да, именно. Люди хотят слушать о реальных вещах. В этом рэпе они могут увидеть себя, потому что он отражает их жизнь. Мы не говорим о Lamborghini или брендах, мы читаем о реальной жизни.
Деньги, карьера и новый этап творчества
— Ты читал в одном из треков, что тебе интересно, сколько ты поднял с «Коста» (речь о WORKAL — совместном треке с Василием Вакуленко (Бастой). Это риторический вопрос?
— Да, это риторический вопрос. Но я неплохо поднял с «Коста», если честно. Сейчас планирую и дальше зарабатывать.
— А если говорить о деньгах в целом, что больше приносит доход: роялти, концерты или какие-то другие активности, о которых мы не знаем?
— Ну, сейчас стриминг дает возможность существовать, и если бы я жил в Тамбове, то спокойно мог бы зарабатывать только с этого. Но концерты, конечно, тоже важны. Мы сейчас закончили тур. Посмотрю отчеты и пойму, что из этого более прибыльно. Но студия тоже приносит доход. Я собираюсь перевести ее в пассивный доход — просто чтобы деньги поступали и сотрудники не страдали. С нее я сейчас получаю 50 000 рублей ежемесячной прибыли.
— После альбома NEW COAST у тебя вышел совместный трек со Скриптонитом — «Окраина», что многих удивило. Раньше у тебя практически не было фитов, а тут сразу с таким крупным артистом неожиданно выходит сингл.
— Так вот в этом и кайф! Я хотел увидеть этот трек, где мой и Скриптонита никнеймы стоят рядом. Это как раз было что-то особенное для меня. Я записал демку, подумал о Скриптоните и закинул ему трек, даже не сказал никому. Он не ответил, и я вообще не переживал. Для себя решил — ну, не ответил, значит не судьба. Потом через пару недель он написал, что респектует и вообще все круто. Начали общаться, так и получилось.
— Ты расстроился, когда он не ответил?
— Я вообще не расстраиваюсь. Артисты же не отвечают не потому, что они плохие, а просто потому, что у них свои дела. Я и сам так делаю — если мне кто-то пишет, я не всегда отвечаю.
— В треках ты много рефлексируешь о собственном успехе. Как ты воспринимаешь мнение людей о тебе? Бывает ли так, что на негатив реагируешь гораздо острее, чем на положительный фидбэк?
— Да, конечно. Я — топ-1 рефлексатор в мире. Я почти всегда недоволен собой, а на плохие комментарии реагирую намного острее, чем на хорошие. Сейчас, конечно, над этим работаю. Раньше меня такие вещи сильно трогали, и один плохой комментарий мог выбить из колеи.
Я стараюсь общаться с людьми через музыку, а не в комментариях. Музыка — это мой способ выразить все эти переживания. Кстати, новый альбом, который почти готов, — это просто рефлексия на 16 или 17 треках. Там нет никакого флекса, только душа, мои переживания. Это как бы не про прошлое, а про то, что происходит и будет происходить дальше, какие взгляды появляются в голове.
— У тебя в треке «Страгл» есть строчки: «Разбирают flow на стримах — иди займись делом». Почему тебе так не нравятся музыкальные обозреватели? Мне кажется, они помимо прочего делают благое дело — знакомят людей с новой музыкой. Возможно, даже с твоим творчеством многие так познакомились.
— Я всю свою жизнь знакомился с музыкой без этих обзоров. Сейчас все есть в интернете — у тебя есть доступ к Spotify, куче пабликов. Я считаю, что обзорщики не выполняют роль осведомителей. Они не показывают музыку, которую никто не услышал. Это скорее контент на основе того, что уже популярно, а не новое.
Для меня это искусственная штука. Оценки в музыке — не более чем критерии, которые не влияют на меня. Мы сами можем решать, что и как слушать. Я спокойно отношусь к обзорам, но я лично их не ищу. Например, я видел, что Флом (речь о Фломастере — музыкальном критике, авторе проекта «Риса за Творчество». — Forbes Young) сказал, что ему понравилась моя песня какая-то. Но в целом мне это неинтересно.
— После фита со Скриптонитом у тебя вышел еще один громкий фит с большим исполнителем. Как раз трек WORKAL с Бастой. Расскажешь, как ты с ним познакомился?
— Все началось с того, что мне написал директор Басты, спросил, может ли он поделиться моим контактом с Васей. Как оказалось, его директор показал ему WORKAL, когда трек был еще на этапе демо, по итогу Васе понравилось и он решил связаться лично. Пока я был в Казахстане на съемках со Скриптонитом, он мне позвонил, сказал, что с радостью залетит на трек. И вот как-то так, договорились, что все круто и мы увидимся в Москве. Так и получилось. И он написал мне куплет.
— То есть Баста сам предложил сотрудничество?
— Да, так и было. Впервые мы встретились на съемках МС Taxi — программы Басты в YouTube.
— Ты же говорил, что не любишь выпускать синглы, а выпускаешь ведь.
— Я не хотел пропасть до конца года, но понимал, что альбом не успею выпустить. Поэтому решил дропать синглы, те, которые мне действительно нравятся. Важно, чтобы каждый трек был качественным.
— А что насчет нового альбома? Ты говорил, что он будет более личный. Можешь немного рассказать, чего ожидать?
— Этот альбом гораздо сложнее с точки зрения музыки, потому что я постарался показать все, что я умею. Он будет более рефлексивным. В этом альбоме будет 16 или 17 треков с разными битами, абсолютно разными по звучанию. Мы с продюсером Ваней I Wanna New Shoes работали над ним долго, и считаю, что это один из самых сильных проектов в моей карьере.
NEW COAST — это то, что люди очень ждали. Все сошлось и совпало в нужный момент. Новый альбом будет другим, и я уверен, что покажу много всего нового. Все, что хотел, я вложил в этот проект. Это будет совершенно другая музыка.
— Твоя история может стать отличным примером для молодых музыкантов. Она показывает, что можно начать, не имея ничего, кроме желания и идей. Многие ребята из провинции сейчас пытаются найти свою дорогу в музыке, но переживают, что у них нет денег, возможностей, оборудования. Что ты им посоветуешь?
— Как бы ни было грустно признавать, я — это «ошибка выжившего». Я знаю много ребят, у которых не получилось, несмотря на их честную отдачу. Они тоже любят музыку, хотят заниматься ею, но не всегда получается. Важно понимать, что успех — это не мгновенный процесс. Ты можешь не стрельнуть в первый раз, не стрельнуть в 26-й раз, но если не будешь работать, то это сводит шансы на неудачу к нулю.
Работаешь — шансы увеличиваются. Но нужно все делать, как чувствуешь, главное — быть настоящим. Как только ты покажешь себя таким, какой ты есть, и найдешь свою форму, все получится.