Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах
Все больше молодых людей, родившихся в конце 90-х и в 2000-х, выходят на рынок труда. В США, например, уже в этом году число работников-зумеров может превысить количество сотрудников-бумеров. В России молодежь в возрасте от 20 до 29 лет в 2022 году составляла 15,7% всех работающих людей. Очевидно, по мере взросления зумеров процент будет расти.
При этом три четверти руководителей в США считают, что работать с зумерами сложнее всего: им не хватает технических навыков, упорства, мотивации, продуктивности, они легко отвлекаются и пр. Недавно топы крупных компаний вроде Booking.com и Canva даже специально собрались в Калифорнии, чтобы поделиться своими «болями» и опытом работы с молодым поколением. Кто-то из них, желая подружиться с зумерами, сделал ставку на наставничество, другие предложили работникам бесплатные сессии с психологом, третьи стали давать молодым специалистам больше обратной связи.
Forbes Young решил узнать, что думают о зумерах российские работодатели, и поговорил с руководителями подразделений девяти компаний: Альфа-банка, VK, Avito, Циана, билайна, Skyeng, X5 Group, «ВкусВилла» и «Золотого яблока». Рассказываем, что их радует и что огорчает в поведении самых молодых специалистов, в чем, по их мнению, зумерам нет равных, а что, наоборот, дается им с трудом.
Хотят сразу стать «руководителями всего»
Дойти до цели быстро, почти не прилагая усилий — мечта многих зумеров. «Я проводила кучу собеседований, и часто [молодые кандидаты] сразу хотят стать руководителями всего, как минимум директорами банков, не задумываясь, что у них еще нет ни опыта, ни навыков», — утверждает глава отдела развития бизнеса Alfa Pay в Альфа-банке и победительница рейтинга Forbes «30 до 30» в 2023 году Татьяна Крестьянинова. С этим сталкивается и заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова: «Зумерам очень тяжело и даже не хочется развиваться в горизонтальной экспертизе. Хочется быть сразу руководителем, идти в вертикаль, управлять всеми».
Мечтая о результатах «здесь и сейчас», молодые сотрудники не понимают, чего хотят в перспективе, и не строят длинный карьерный трек, замечает HR-директор «Золотого яблока» Елена Хренова: «Вопрос «Кем ты видишь себя через пять лет?», который так любят задавать на собеседованиях, бывает вообще неуместен. «Чего хочу? Хочу перемен, смены картинки, много денег, но никак не ответственности».
В этом виноваты соцсети, уверены руководители. Молодые люди видят быстрый успех у блогеров и ожидают, что и им тоже все дастся без труда. «Поэтому у многих на входе очень высокие амбиции: вот буду работать удаленно на Бали и получать миллионы», — считает руководитель направления по анализу данных в билайне Артем Смирнов. Это подогревают и онлайн-курсы, которые обещают быстрый вход в профессию и высокий заработок, полагает руководитель направления подбора и развития бренда работодателя X5 Digital Анастасия Сесекина. Она признается, что часто слышит от зумеров-кандидатов на джуниорские позиции, что они хотят зарплату в 100 000 рублей и выше, хотя обычно ставка для начинающих специалистов меньше и растет постепенно.
Не любят рамки и рутину
Нетерпеливость проявляется и в ежедневной работе. Смирнов из билайна и Наталья Цеберс, управляющая клиентского пути в онлайне во «ВкусВилле», говорят, что рутинные повторяющиеся задачи, в которых отсутствует хоть капля креатива, сразу отталкивают зумеров. Примеры таких задач: обработать файл в 1000 строк из открытого источника и привести его к единому формату, удалить дубликаты, проверить даты, оформить техническое задание для разработчиков, регулярно делать отчеты и высылать саммари в корпоративные чаты или почту, перечисляет Смирнов. Зумеры реагируют на подобные просьбы словами «меня это демотивирует», «такая работа угнетает», «надоело, устал», делится Цеберс. Похожая реакция у некоторых молодых сотрудников может быть на задачи со строгими дедлайнами. «Зумерам я отдаю бессрочные творческие проекты, а там, где нужна конкретика, скорость, быстрота реакции, работают миллениалы», — признается Крестьянинова.
Кроме того, проблемы возникают с корпоративными регламентами, например, с необходимостью оформлять отпуск за определенный срок, жалуется Сесекина. «Наша работа часто состоит не только из классных привлекательных процессов, но и из того, что вызывает откровенную зевоту, — признается она. — Документооборот, различные согласования — чтобы не свалиться в анархию, нам нужно соблюдать порядок, который искренне не понимают зумеры».
Впрочем, эта особенность оборачивается и в плюс: скучные задачи и бюрократию зумеры хотят упростить, оптимизировать или автоматизировать: к примеру, придумывают, как почти без участия человека составлять регулярные отчеты, просят подписывать документы онлайн и так далее, говорят собеседники Forbes. HR-директор Циан Юлия Байдина рассказывает, что во многом благодаря молодым сотрудникам в компании появился электронный документооборот: «Они говорили, как им неудобно ездить подписывать бумаги в офис, как это несовременно. Теперь подписываем все по СМС».
Экспериментируют и не боятся ошибаться
Смирнов признается, что иногда специально просит молодых сотрудников придумать, как автоматизировать рутинную задачу — это провоцирует их на креатив и повышает мотивацию работать. Про креативность, нестандартное мышление, отсутствие страха менять то, что уже прижилось, и задавать вопросы как про плюсы зумеров говорят многие руководители. Сила этого поколения — в новом взгляде, уверена Елена Хренова из «Золотого яблока». Они «круто генерят идеи», привносят свежее видение. Крестьянинова с этим согласна. Она рассказывает, что однажды ее стажер переработала дизайн брендбука для презентаций об IT-продуктах банка, отказавшись от солидного корпоративного стиля и взяв за основу пиксельные картинки, как будто из игры Super Mario. Дизайн хорошо зашел, теперь банк использует его на больших конференциях. «Креативности зумерам не занимать, они — создатели, смелые, легкие на подъем и на вовлечение в задачи, которые считают интересными», — резюмирует Степанова из VK.
А еще зумеры проще, чем коллеги постарше, относятся к промахам — у них нет стоп-факторов вроде «а вдруг мне поставят плохую оценку или меня поругают?», замечает Степанова. Сесекина видит в этом отличие от старших коллег: «Мы, миллениалы, боимся ошибиться, десять раз проведем ресерч, десять раз убедим себя, что это все и так знают и не стоит даже браться. А зумеры вообще не переживают — просто идут и делают».
Так же легко 20-летние заводят новые знакомства, их увлекает сама тема нетворкинга, говорят собеседники Forbes Young. «Они знакомятся с коллегами, без задней мысли делятся знаниями, опытом и проблемами, пусть даже с посторонними людьми», — отмечает Цеберс. По ее словам, это создает благоприятную атмосферу в коллективе и способствует продуктивной работе. Зумеры вообще часто очень открытые и честные, и в случае чего прямо скажут «мне скучно будет это делать», добавляет Сесекина. «Бывает, на собеседовании человек себя красиво продает и говорит все то, что ты хочешь услышать, а на деле получаешь обратное. А вот с кандидатом-зумером сразу понимаешь, с какими рисками можешь столкнуться и насколько тебе это ок».
Не готовы перерабатывать
Цеберс утверждает, что молодые сотрудники при этом остро чувствуют личные границы, ценят баланс между работой и личной жизнью и не готовы перерабатывать. С этим согласна руководитель аналитики жилой недвижимости в «Авито Недвижимости» Ирина Вовк: «В рилсах давно избита тема, как зумеры выключают компьютер ровно в 18:00, но доля правды тут есть». Она замечает, что у молодых людей много личных интересов, они стремятся успевать везде, избегая выгорания. «Зумер не будет работать без остановки и показывать, что на все готов ради карьерного роста, — делится наблюдениями она. — И если баланс нарушается, они точно дадут знать, например, попросят не писать после 20:00».
Молодые работники в целом заботятся о своем состоянии, говорят Forbes Young руководители. В разговорах с ними часто можно услышать, что они записались к нутрициологу, ходят на йогу, занимаются с психологом, перечисляет Вовк. Она рассказывает, что одна из сотрудниц в ее команде обычно выключает компьютер не позже 19:00 и говорит, что ей надо успеть на вечернюю прогулку перед сном. Еще зумеры вряд ли будут подключаться к работе из отпуска, что порой делают их старшие коллеги, добавляют руководители. Крестьянинова, например, вспоминает, что ее стажер-зумер недавно провела отпуск «в цифровом детоксе» — у бабушки в деревне наедине с природой, и это распространенная практика.
Не держатся за рабочее место
Если обилие рутинных задач, строгие дедлайны, график или что-то еще не устраивают зумера, а руководитель вовремя не заметил это и ничего не предпринял, сотрудник не будет терпеть и уволится, говорит Цеберс. Для 20-летних больше не существует понятия «работа на всю жизнь», вторит ей Крестьянинова. Она объясняет причину подобного отношения к занятости так: «Многие потребности [зумеров] были удовлетворены родителями, телефон и ноутбук им купили еще в начальной школе. Как результат — меньше мотивации зарабатывать, им хочется жить настоящим и пробовать новое».
Частая смена работы — тренд среди молодого поколения по всему миру. Все больше компаний говорят о «голых увольнениях», то есть о случаях, когда зумеры уходят из компании одним днем в никуда, не имея других офферов и «подушки безопасности». К слову, в России, согласно исследованию hh.ru, каждый четвертый работодатель сталкивался с внезапным исчезновением молодого сотрудника, когда тот, к примеру, уходил на обед и больше не возвращался к работе. Не так давно среди молодежи появился новый связанный с частой сменой работы тренд — мини-пенсии. По сути, это та же пенсия, на которую выходят пожилые люди, вот только зумеры не хотят откладывать ее до 60–70 лет, поэтому уже сейчас спокойно увольняются и делают значительные перерывы между работами, которые тратят на путешествия или хобби.
При этом 20-летних не пугает перспектива «рваного резюме», утверждает Сесекина: «Это миллениалы выросли с установкой, что надо поработать на одном месте хотя бы год и что частые «прыжки» могут плохо сказаться на репутации, а у молодых сотрудников такого нет». Да и трудоустройству «рваное резюме» сейчас не мешает: если на собеседовании кандидат аргументирует причину частой смены работы и пройдет остальные этапы найма, его, скорее всего, возьмут, уверена Вовк.
Не признают авторитетов
Молодые сотрудники не считают руководителя авторитетным просто потому, что он старше и занимает более высокую должность, говорит Хренова. Цеберс тоже это замечает: «У зумеров нет безусловных лидеров, они не смотрят на мир в парадигме «ты начальник, я дурак». По наблюдениям HR-директора «Золотого яблока», 20-летние действительно будут считать руководителя авторитетом, только если он в чем-то круче них: профессиональный, больше зарабатывает, с развитым личным брендом и котируется как эксперт в своей сфере.
Кстати, зумеры и сами строят свои личные бренды, и многих руководителей даже удивляет, как бесстрашно они заявляют о себе. Крестьянинова из Альфа-банка снова приводит в пример стажера, которая придумала ребрендинг в стиле Super Mario, и сразу же поделилась этим в своем Telegram-канале. «Мы, миллениалы, сто раз подумаем, прежде чем что-то опубликовать: а насколько это вообще ценно, а не флудим ли мы? Зумеры так не запариваются — им важно быть замеченными, и они активно делают все для этого», — описывает Крестьянинова.
Ждут эмоциональной поддержки, а без нее выгорают
По словам Цеберс, молодым сотрудникам нужно постоянно объяснять, почему то, что они делают, важно и ценно, иначе работники теряют мотивацию и выгорают. От руководителей зумеры ожидают «поддерживающих стимулов» и похвалы, подтверждает руководитель управления талантами в Skyeng Ирина Абдулова. Она называет one-to-one встречи (один на один с сотрудником) «новым черным» в работе с молодым поколением и подчеркивает, что не меньше 30% времени на таких звонках руководитель должен посвящать настроению сотрудника и его возможным переживаниям. «В новом прочтении CEO становится chief energy officer — тем, кто создает энергию в команде, заряжает людей. Как доктор общей практики, он наблюдает, где болит, и предупреждает выгорание», — говорит Абдулова.
Откровенные разговоры с зумерами важны еще и потому, что они острее переживают конфликтные ситуации в коллективе: закрываются, копаются в себе, рефлексируют и, как следствие, выгорают, считает Вовк. Она вспоминает, что однажды заметила, как изменилось настроение у одного из новых аналитиков в ее команде: взгляд стал потухшим, в рабочих зумах она участвовала без прежнего энтузиазма. Оказалось, девушке было непросто наладить коммуникацию с коллегами из другого отдела, но она не рассказывала об этом непосредственному руководителю. Чтобы это выяснить, Вовк понадобилось провести с ней несколько личных встреч.
А еще зумеры бывают склонны к чрезмерной тревоге, добавляет Сесекина. Она приводит в пример одну из своих сотрудниц, которая по любому поводу начинает заранее волноваться. «Проблемы еще не случилось, а мы уже раскрутились до максимума на этих качелях и летим в бездну», — рассказывает Сесекина. А Байдина из Циан замечает, что ее сотрудники-зумеры испытывают тревогу, когда она ставит им сразу много задач, и вспоминает слова своего молодого коллеги: «Я забочусь о своем персональном бэклоге, и если в моем to-do-листе стоит много невыполненных задач, я чувствую себя плохо, тревожусь, что я неуспешен».
Сесекина говорит и о том, что зумеры чувствительны к коммуникации в рабочих чатах и в почте. «Я почти научилась ставить смайлики в конце предложений, но иногда еще проскакивают просто точки», — смеется она и рассказывает, что ее молодые сотрудники «приходят в ужас» от точек, делают вывод, что руководитель недоволен, все плохо и пора увольняться. Цеберс объясняет это тем, что для работников, которые пока учатся и набираются опыта, коллеги — как одноклассники в школе. «В ход идут смайлики, стикеры, мемы, а сухие сообщения с точками могут быть восприняты, как некая грубость или даже жесткость», — подмечает она.
Зумеры не приемлют директивный стиль управления, добавляет Смирнов из билайна. По его словам, в работе с ними нужно не спускать задачи сверху, а давать возможность самим выбирать себе задание из предложенных. «И тогда они чувствуют свою сопричастность, принимают участие в планировании работ и могут прогнозировать сроки», — делится опытом он.
Ищут миссию и смыслы
Байдина замечает, что зумерам важно видеть смысл в ежедневных рабочих задачах. «Они хотят знать: а как то, что я делаю, влияет на рынок, на экосистему», — объясняет она. По мнению Сесекиной, для них ценно признание семьи и друзей, когда можно с гордостью рассказать о компании, в которой работаешь.
Новому поколению хочется понимать и свою глобальную миссию. Поэтому они скорее выберут для работы организации, которые делают что-то позитивное для мира или поддерживают социальную сферу, нежели «условные табачку и алкоголь», уверена Сесекина. Это подтверждают исследования: в своем ежегодном отчете консалтинговая компания Deloitte выяснила, что зумеры по всему миру чувствуют ответственность за социальные и экологические проблемы и верят, что могут на это повлиять, в том числе за счет осознанного выбора места работы. «Они хотят влиять на изменение мира, размышляют, как настоящие фаундеры», — заключает Абдулова.