К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Хотят сразу стать «руководителями всего», плохо работают с рутинными задачами и дедлайнами, нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале, лучше всех креативят — так руководители российских компаний описывают сотрудников-зумеров. Forbes Young узнал, за что менеджеры их любят и ненавидят, какую работу им доверяют и как ищут с ними общий язык

Все больше молодых людей, родившихся в конце 90-х и в 2000-х, выходят на рынок труда. В США, например, уже в этом году число работников-зумеров может превысить количество сотрудников-бумеров. В России молодежь в возрасте от 20 до 29 лет в 2022 году составляла 15,7% всех работающих людей. Очевидно, по мере взросления зумеров процент будет расти.

При этом три четверти руководителей в США считают, что работать с зумерами сложнее всего: им не хватает технических навыков, упорства, мотивации, продуктивности, они легко отвлекаются и пр. Недавно топы крупных компаний вроде Booking.com и Canva даже специально собрались в Калифорнии, чтобы поделиться своими «болями» и опытом работы с молодым поколением. Кто-то из них, желая подружиться с зумерами, сделал ставку на наставничество, другие предложили работникам бесплатные сессии с психологом, третьи стали давать молодым специалистам больше обратной связи.

Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Forbes Young решил узнать, что думают о зумерах российские работодатели, и поговорил с руководителями подразделений девяти компаний: Альфа-банка, VK, Avito, Циана, билайна, Skyeng, X5 Group, «ВкусВилла» и «Золотого яблока». Рассказываем, что их радует и что огорчает в поведении самых молодых специалистов, в чем, по их мнению, зумерам нет равных, а что, наоборот, дается им с трудом.

 

Хотят сразу стать «руководителями всего»

Дойти до цели быстро, почти не прилагая усилий — мечта многих зумеров. «Я проводила кучу собеседований, и часто [молодые кандидаты] сразу хотят стать руководителями всего, как минимум директорами банков, не задумываясь, что у них еще нет ни опыта, ни навыков», — утверждает глава отдела развития бизнеса Alfa Pay в Альфа-банке и победительница рейтинга Forbes «30 до 30» в 2023 году Татьяна Крестьянинова. С этим сталкивается и заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова: «Зумерам очень тяжело и даже не хочется развиваться в горизонтальной экспертизе. Хочется быть сразу руководителем, идти в вертикаль, управлять всеми». 

Мечтая о результатах «здесь и сейчас», молодые сотрудники не понимают, чего хотят в перспективе, и не строят длинный карьерный трек, замечает HR-директор «Золотого яблока» Елена Хренова: «Вопрос «Кем ты видишь себя через пять лет?», который так любят задавать на собеседованиях, бывает вообще неуместен. «Чего хочу? Хочу перемен, смены картинки, много денег, но никак не ответственности».

 
«Мы, миллениалы, боимся ошибиться, 10 раз проведем ресерч, 10 раз убедим себя, что это все и так знают, и не стоит даже браться. А зумеры вообще не переживают — просто идут и делают»
Анастасия Сесекина руководитель направления подбора и развития бренда работодателя X5 Digital

В этом виноваты соцсети, уверены руководители. Молодые люди видят быстрый успех у блогеров и ожидают, что и им тоже все дастся без труда. «Поэтому у многих на входе очень высокие амбиции: вот буду работать удаленно на Бали и получать миллионы», — считает руководитель направления по анализу данных в билайне Артем Смирнов. Это подогревают и онлайн-курсы, которые обещают быстрый вход в профессию и высокий заработок, полагает руководитель направления подбора и развития бренда работодателя X5 Digital Анастасия Сесекина. Она признается, что часто слышит от зумеров-кандидатов на джуниорские позиции, что они хотят зарплату в 100 000 рублей и выше, хотя обычно ставка для начинающих специалистов меньше и растет постепенно.

Не любят рамки и рутину

Нетерпеливость проявляется и в ежедневной работе. Смирнов из билайна и Наталья Цеберс, управляющая клиентского пути в онлайне во «ВкусВилле», говорят, что рутинные повторяющиеся задачи, в которых отсутствует хоть капля креатива, сразу отталкивают зумеров. Примеры таких задач: обработать файл в 1000 строк из открытого источника и привести его к единому формату, удалить дубликаты, проверить даты, оформить техническое задание для разработчиков, регулярно делать отчеты и высылать саммари в корпоративные чаты или почту, перечисляет Смирнов. Зумеры реагируют на подобные просьбы словами «меня это демотивирует», «такая работа угнетает», «надоело, устал», делится Цеберс. Похожая реакция у некоторых молодых сотрудников может быть на задачи со строгими дедлайнами. «Зумерам я отдаю бессрочные творческие проекты, а там, где нужна конкретика, скорость, быстрота реакции, работают миллениалы», — признается Крестьянинова.

Кроме того, проблемы возникают с корпоративными регламентами, например, с необходимостью оформлять отпуск за определенный срок, жалуется Сесекина. «Наша работа часто состоит не только из классных привлекательных процессов, но и из того, что вызывает откровенную зевоту, — признается она. — Документооборот, различные согласования — чтобы не свалиться в анархию, нам нужно соблюдать порядок, который искренне не понимают зумеры».

 

Впрочем, эта особенность оборачивается и в плюс: скучные задачи и бюрократию зумеры хотят упростить, оптимизировать или автоматизировать: к примеру, придумывают, как почти без участия человека составлять регулярные отчеты, просят подписывать документы онлайн и так далее, говорят собеседники Forbes. HR-директор Циан Юлия Байдина рассказывает, что во многом благодаря молодым сотрудникам в компании появился электронный документооборот: «Они говорили, как им неудобно ездить подписывать бумаги в офис, как это несовременно. Теперь подписываем все по СМС». 

Экспериментируют и не боятся ошибаться

Смирнов признается, что иногда специально просит молодых сотрудников придумать, как автоматизировать рутинную задачу — это провоцирует их на креатив и повышает мотивацию работать. Про креативность, нестандартное мышление, отсутствие страха менять то, что уже прижилось, и задавать вопросы как про плюсы зумеров говорят многие руководители. Сила этого поколения — в новом взгляде, уверена Елена Хренова из «Золотого яблока». Они «круто генерят идеи», привносят свежее видение. Крестьянинова с этим согласна. Она рассказывает, что однажды ее стажер переработала дизайн брендбука для презентаций об IT-продуктах банка, отказавшись от солидного корпоративного стиля и взяв за основу пиксельные картинки, как будто из игры Super Mario. Дизайн хорошо зашел, теперь банк использует его на больших конференциях. «Креативности зумерам не занимать, они — создатели, смелые, легкие на подъем и на вовлечение в задачи, которые считают интересными», — резюмирует Степанова из VK.

А еще зумеры проще, чем коллеги постарше, относятся к промахам — у них нет стоп-факторов вроде «а вдруг мне поставят плохую оценку или меня поругают?», замечает Степанова. Сесекина видит в этом отличие от старших коллег: «Мы, миллениалы, боимся ошибиться, десять раз проведем ресерч, десять раз убедим себя, что это все и так знают и не стоит даже браться. А зумеры вообще не переживают — просто идут и делают».

Так же легко 20-летние заводят новые знакомства, их увлекает сама тема нетворкинга, говорят собеседники Forbes Young. «Они знакомятся с коллегами, без задней мысли делятся знаниями, опытом и проблемами, пусть даже с посторонними людьми», — отмечает Цеберс. По ее словам, это создает благоприятную атмосферу в коллективе и способствует продуктивной работе. Зумеры вообще часто очень открытые и честные, и в случае чего прямо скажут «мне скучно будет это делать», добавляет Сесекина. «Бывает, на собеседовании человек себя красиво продает и говорит все то, что ты хочешь услышать, а на деле получаешь обратное. А вот с кандидатом-зумером сразу понимаешь, с какими рисками можешь столкнуться и насколько тебе это ок».

Не готовы перерабатывать

Цеберс утверждает, что молодые сотрудники при этом остро чувствуют личные границы, ценят баланс между работой и личной жизнью и не готовы перерабатывать. С этим согласна руководитель аналитики жилой недвижимости в «Авито Недвижимости» Ирина Вовк: «В рилсах давно избита тема, как зумеры выключают компьютер ровно в 18:00, но доля правды тут есть». Она замечает, что у молодых людей много личных интересов, они стремятся успевать везде, избегая выгорания. «Зумер не будет работать без остановки и показывать, что на все готов ради карьерного роста, — делится наблюдениями она. — И если баланс нарушается, они точно дадут знать, например, попросят не писать после 20:00».

 

Молодые работники в целом заботятся о своем состоянии, говорят Forbes Young руководители. В разговорах с ними часто можно услышать, что они записались к нутрициологу, ходят на йогу, занимаются с психологом, перечисляет Вовк. Она рассказывает, что одна из сотрудниц в ее команде обычно выключает компьютер не позже 19:00 и говорит, что ей надо успеть на вечернюю прогулку перед сном. Еще зумеры вряд ли будут подключаться к работе из отпуска, что порой делают их старшие коллеги, добавляют руководители. Крестьянинова, например, вспоминает, что ее стажер-зумер недавно провела отпуск «в цифровом детоксе» — у бабушки в деревне наедине с природой, и это распространенная практика.

Не держатся за рабочее место

Если обилие рутинных задач, строгие дедлайны, график или что-то еще не устраивают зумера, а руководитель вовремя не заметил это и ничего не предпринял, сотрудник не будет терпеть и уволится, говорит Цеберс. Для 20-летних больше не существует понятия «работа на всю жизнь», вторит ей Крестьянинова. Она объясняет причину подобного отношения к занятости так: «Многие потребности [зумеров] были удовлетворены родителями, телефон и ноутбук им купили еще в начальной школе. Как результат — меньше мотивации зарабатывать, им хочется жить настоящим и пробовать новое».

Частая смена работы — тренд среди молодого поколения по всему миру. Все больше компаний говорят о «голых увольнениях», то есть о случаях, когда зумеры уходят из компании одним днем в никуда, не имея других офферов и «подушки безопасности». К слову, в России, согласно исследованию hh.ru, каждый четвертый работодатель сталкивался с внезапным исчезновением молодого сотрудника, когда тот, к примеру, уходил на обед и больше не возвращался к работе. Не так давно среди молодежи появился новый связанный с частой сменой работы тренд — мини-пенсии. По сути, это та же пенсия, на которую выходят пожилые люди, вот только зумеры не хотят откладывать ее до 60–70 лет, поэтому уже сейчас спокойно увольняются и делают значительные перерывы между работами, которые тратят на путешествия или хобби.

При этом 20-летних не пугает перспектива «рваного резюме», утверждает Сесекина: «Это миллениалы выросли с установкой, что надо поработать на одном месте хотя бы год и что частые «прыжки» могут плохо сказаться на репутации, а у молодых сотрудников такого нет». Да и трудоустройству «рваное резюме» сейчас не мешает: если на собеседовании кандидат аргументирует причину частой смены работы и пройдет остальные этапы найма, его, скорее всего, возьмут, уверена Вовк.

 

Не признают авторитетов

Молодые сотрудники не считают руководителя авторитетным просто потому, что он старше и занимает более высокую должность, говорит Хренова. Цеберс тоже это замечает: «У зумеров нет безусловных лидеров, они не смотрят на мир в парадигме «ты начальник, я дурак». По наблюдениям HR-директора «Золотого яблока», 20-летние действительно будут считать руководителя авторитетом, только если он в чем-то круче них: профессиональный, больше зарабатывает, с развитым личным брендом и котируется как эксперт в своей сфере.

Кстати, зумеры и сами строят свои личные бренды, и многих руководителей даже удивляет, как бесстрашно они заявляют о себе. Крестьянинова из Альфа-банка снова приводит в пример стажера, которая придумала ребрендинг в стиле Super Mario, и сразу же поделилась этим в своем Telegram-канале. «Мы, миллениалы, сто раз подумаем, прежде чем что-то опубликовать: а насколько это вообще ценно, а не флудим ли мы? Зумеры так не запариваются — им важно быть замеченными, и они активно делают все для этого», — описывает Крестьянинова. 

Ждут эмоциональной поддержки, а без нее выгорают

По словам Цеберс, молодым сотрудникам нужно постоянно объяснять, почему то, что они делают, важно и ценно, иначе работники теряют мотивацию и выгорают. От руководителей зумеры ожидают «поддерживающих стимулов» и похвалы, подтверждает руководитель управления талантами в Skyeng Ирина Абдулова. Она называет one-to-one встречи (один на один с сотрудником) «новым черным» в работе с молодым поколением и подчеркивает, что не меньше 30% времени на таких звонках руководитель должен посвящать настроению сотрудника и его возможным переживаниям. «В новом прочтении CEO становится chief energy officer — тем, кто создает энергию в команде, заряжает людей. Как доктор общей практики, он наблюдает, где болит, и предупреждает выгорание», — говорит Абдулова. 

«Я забочусь о своем персональном бэклоге, и если в моем to-do-листе стоит много невыполненных задач, я чувствую себя плохо, тревожусь, что я неуспешен»
Юлия Байдина HR-директор Циан

Откровенные разговоры с зумерами важны еще и потому, что они острее переживают конфликтные ситуации в коллективе: закрываются, копаются в себе, рефлексируют и, как следствие, выгорают, считает Вовк. Она вспоминает, что однажды заметила, как изменилось настроение у одного из новых аналитиков в ее команде: взгляд стал потухшим, в рабочих зумах она участвовала без прежнего энтузиазма. Оказалось, девушке было непросто наладить коммуникацию с коллегами из другого отдела, но она не рассказывала об этом непосредственному руководителю. Чтобы это выяснить, Вовк понадобилось провести с ней несколько личных встреч.

 

А еще зумеры бывают склонны к чрезмерной тревоге, добавляет Сесекина. Она приводит в пример одну из своих сотрудниц, которая по любому поводу начинает заранее волноваться. «Проблемы еще не случилось, а мы уже раскрутились до максимума на этих качелях и летим в бездну», — рассказывает Сесекина. А Байдина из Циан замечает, что ее сотрудники-зумеры испытывают тревогу, когда она ставит им сразу много задач, и вспоминает слова своего молодого коллеги: «Я забочусь о своем персональном бэклоге, и если в моем to-do-листе стоит много невыполненных задач, я чувствую себя плохо, тревожусь, что я неуспешен». 

Сесекина говорит и о том, что зумеры чувствительны к коммуникации в рабочих чатах и в почте. «Я почти научилась ставить смайлики в конце предложений, но иногда еще проскакивают просто точки», — смеется она и рассказывает, что ее молодые сотрудники «приходят в ужас» от точек, делают вывод, что руководитель недоволен, все плохо и пора увольняться. Цеберс объясняет это тем, что для работников, которые пока учатся и набираются опыта, коллеги — как одноклассники в школе. «В ход идут смайлики, стикеры, мемы, а сухие сообщения с точками могут быть восприняты, как некая грубость или даже жесткость», — подмечает она.

Зумеры не приемлют директивный стиль управления, добавляет Смирнов из билайна. По его словам, в работе с ними нужно не спускать задачи сверху, а давать возможность самим выбирать себе задание из предложенных. «И тогда они чувствуют свою сопричастность, принимают участие в планировании работ и могут прогнозировать сроки», — делится опытом он.

Ищут миссию и смыслы

Байдина замечает, что зумерам важно видеть смысл в ежедневных рабочих задачах. «Они хотят знать: а как то, что я делаю, влияет на рынок, на экосистему», — объясняет она. По мнению Сесекиной, для них ценно признание семьи и друзей, когда можно с гордостью рассказать о компании, в которой работаешь.

 

Новому поколению хочется понимать и свою глобальную миссию. Поэтому они скорее выберут для работы организации, которые делают что-то позитивное для мира или поддерживают социальную сферу, нежели «условные табачку и алкоголь», уверена Сесекина. Это подтверждают исследования: в своем ежегодном отчете консалтинговая компания Deloitte выяснила, что зумеры по всему миру чувствуют ответственность за социальные и экологические проблемы и верят, что могут на это повлиять, в том числе за счет осознанного выбора места работы. «Они хотят влиять на изменение мира, размышляют, как настоящие фаундеры», — заключает Абдулова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+