Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают
Профориентация существует не первое столетие: издавна с людьми проводили беседы, чтобы убедиться в их пригодности к конкретному виду работы. Потом были ремесленные школы, мастерские, где опытные люди передавали свои знания и умения избранным ученикам. А в начале прошлого века появились первые методики, которые помогали определить тип личности, способности и склонности к разным видам труда.
Вот уже много лет различные тесты используются как один из самых простых и распространенных методов профориентации. Они измеряют и оцифровывают личностные качества, способности и предпочтения в контексте выбора профессии или образовательного пути. Конечно же, у них есть свои плюсы и минусы, а применять результаты нужно уметь.
Какими бывают профориентационные тесты
Тесты для выбора профессии используют как эксперты, так и обычные люди, которые ищут себя и свой путь. Отвечая на вопросы, вы начинаете задумываться о себе, сравнивать, какой бы ответ вам подошел, и входите в процесс рефлексии.
Существует множество различных тестов, не все из них себя зарекомендовали. Вот несколько наиболее популярных:
- Тест Джона Холланда (1950-е годы) определяет профессиональный тип личности через выбор предпочтений. Он делит людей на шесть типов: реалистичный, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный.
- «Карта интересов» Александра Голомштока (1968 год) определяет склонность к одному из 29 направлений профессиональной деятельности.
- Методика Ляонаса Йовайши (1983 год) выявляет предпочтения и интересы человека к разным профессиональным сферам.
- Опросник Евгения Климова (1984 год) выявляет предрасположенность человека к типам профессий — работа с людьми или механизмами, информацией, объектами живой природы.
Можно подумать, что за последние десятилетия новых тестов не появилось, но это не совсем так. Профориентационные опросники создают регулярно, но они не становятся особо популярными. Зачастую под новыми скрываются скомпилированные старые: уже апробированные методики объединяют на одной платформе и представляют как нечто уникальное. Также многие консалтинговые компании создают тесты с какими-то интересными наработками, но доступ к ним стоит довольно дорого, поэтому известными они становятся только среди крупных организаций, которые способны выделить на это достаточно большой бюджет.
Чем плохи тесты
К сожалению, тесты не являются абсолютно универсальным инструментом выбора профессии. В них нельзя заложить все вариации типов личности и протестировать индивидуальные особенности. Более того, тест может помочь выбрать сферу деятельности или специальность, но, насколько она востребована, где и сколько ей надо учиться, какой карьерный трек вас ждет, вам придется разбираться либо самостоятельно, либо с помощью экспертов.
Для примера возьмем один из самых популярных методов — теорию Джона Холланда. Допустим, по результатам тестирования у молодого человека получился реалистичный тип личности. По классификации Холланда, люди с таким типом предпочитают работу с физической активностью, конкретными навыками и часто с объектами, машинами или инструментами.
Под выборку подходит порядка 1000 профессий, в том числе механик, строитель, лесник, геолог, архитектор, пожарный, водолаз, пилот, шеф-повар, спортсмен, фотограф, инженер, ювелир и т. д. Продолжать можно бесконечно, потому что физический и ручной труд применяют во многих профессиях. Мало того, каждая из них еще и имеет узкую специализацию. Например, фотограф: внутри профессии есть специализации — свадебное фото, fashion-индустрия, архитектура или travel-съемка.
Сомнение вызывает и разделение исключительно на шесть типов личности. Почему нет, например, гуманитарного, инновационного или цифрового типа? Как быть с ценностями и мотивацией, навыками, лидерством и самооценкой? Тест сам по себе не дает полной картины.
То же самое и с другими тестами — всегда найдутся пробелы. Например, результаты исследований по методике Ляонаса Йовайши могут быть недостоверными, так как молодые люди, не имея широкого профессионального кругозора, выбирают те специальности, о которых хоть что-то знают. А опросник Евгений Климова уже не очень актуален, поскольку слишком широко рассматривает направления деятельности и не дает конкретики по профессиям.
Вообще для выбора профессии важно понять не только, кем быть и что делать, но еще и с кем, для чего, какие смыслы и ценности для вас важны, какой формат работы подходит: наем, фриланс, предпринимательская деятельность. Нужно научиться выбирать скорее рабочее место, а не профессию.
Как найти себя
Конечно, сделать взвешенный выбор, определиться с направлением, составить карьерный план лучше с помощью специалиста. Но если вы решили попробовать разобраться во всем самостоятельно, в том числе с помощью тестов, приготовьтесь к длительной и серьезной работе. Ее можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ
Пройдите не один, а несколько разных тестов, чтобы собрать про себя как можно больше информации. Подумайте, насколько результаты совпадают с вашими собственными ощущениями и интересами. Если внутреннее чутье подсказывает, что все неправда, возможно, так и есть. Проанализируйте, насколько искренне вы отвечали на вопросы и не влиял ли кто-то на ваши ответы во время тестирования.
Задача этого этапа — составить список возможных сфер и профессий, которые вам отзываются. Помимо результатов тестирования, можно в него добавить те специальности, которые вам просто нравятся, и те, что вы считаете перспективными. На следующем этапе все лишнее отсеется.
2. Исследование
Вооружившись списком, вам необходимо изучить каждую сферу и профессию из него. Для этого:
- ищите вакансии на сайтах по поиску работы, чтобы выяснить, какие компании особенно нуждаются в такого рода профессионалах, какое образование необходимо, какие требования предъявляют работодатели к кандидатам, сколько могут зарабатывать начинающие и опытные специалисты. Такая информация помогает заземлить стереотипные представления о профессии;
- посмотрите, послушайте или почитайте интервью и поговорите лично с представителями понравившихся профессий, чтобы понять, готовы ли вы к вызовам, которые могут возникнуть на пути;
- посещайте ярмарки вакансий и дни открытых дверей в компаниях;
- пройдите небольшие бесплатные курсы или тренинги (например, курс для SMM-менеджера), чтобы понять, ваша эта специальность или нет.
Чем больше вы узнаете, тем проще будет определиться с вариантами. Сейчас нет недостатка в информации, скорее, есть сложности с тем, чтобы ее критически осмыслить.
Но это еще не все. Исследовать нужно и себя — для этого необходимо ответить на несколько вопросов:
- Что меня действительно вдохновляет? Профессия — это не что-то эфемерное, а конкретная деятельность. Задумайтесь, что действительно может вдохновлять, радовать в тех профессиях, которые попали в ваш список. Условно: «люблю анализировать таблицы или базы данных», «хочу помогать людям разобраться в себе», «мне нравится контролировать исполнение задач».
- Какие мои сильные стороны и как они могут помочь в выбранной профессии? Поговорите с родителями, друзьями, коллегами по работе, если у вас уже есть опыт трудоустройства, о ваших талантах, чертах характера, человеческих качествах. На рабочем месте сильные стороны человека могут проявляться по-разному. Например, вы общительны, умеете слушать и сосредоточиться на задачах. Такие качества подходят для менеджера по продажам.
- Готов ли я к вызовам, которые могут возникнуть в выбранной профессии? В любой деятельности есть сложные моменты. Например, где-то надо перерабатывать или постоянно учиться, а где-то — находиться в постоянном стрессе, так как работа связана с риском. Подумайте, готовы ли вы с этим справляться или мириться.
- Какую работу я хотел бы иметь через пять или десять лет? Чтобы сделать правильный выбор и прийти к своему карьерному триумфу, попробуйте мыслить глобально, загляните на три, пять, десять лет вперед. Поставьте профессиональную цель, продумайте карьерный план, который поможет упорядочить каждый шаг движения от младшей позиции к старшей.
3. «Проба пера»
Прежде чем принимать решение, лучше получить практический опыт в выбранной сфере. Волонтерство, участие в краткосрочных проектах, стажировки, производственная практика — используйте любую возможность, чтобы испытать себя, расширить кругозор, попробовать свои силы, почувствовать все на себе и увидеть, насколько ожидания совпадают с реальностью. Сегодня молодые люди все чаще начинают работать во время учебы — стажируются в компаниях, которые их заинтересовали. И если направление деятельности было выбрано правильно, у многих к 18–25 годам накапливается опыт, формируется профессиональная идентичность и представление о том, где и чем они хотят заниматься и куда расти.
Эти шаги помогут не только разобраться в себе и собрать нужную информацию, но и развить саморефлексию, узнать о многообразии профессий, понять, какие из ваших способностей превалируют, а над чем предстоит трудиться, чтобы получить профессию мечты. И самое главное — этот путь вы, скорее всего, пройдете не один раз в своей жизни. Почти у всех нас примерно каждые два года происходит кризис профессиональной идентичности, когда мы вырастаем из текущей занятости и хотим дальнейшего развития. Поэтому путь профессионального поиска, можно сказать, никогда не заканчивается.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора