Непонятно, с чего вдруг «Союзников» в СМИ стали называть ремейком классической оскароносной «Касабланки» 1942 года с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман.
Общее между фильмами лишь то, что действие происходят в романтической — если верить кинематографу — Касабланке 1942-го, в момент, когда в Марокко заправляло продавшееся французское вишистское правительство, которое поддерживало немецких и итальянских фашистов. И там же действовали спецагенты антигитлеровской коалиции.
Еще — оба фильма: мелодрамы.
Но «Союзники» — совсем про другое. Кроме того: события в Касабланке — это небольшая часть фильма. Основное действие разворачивается в воюющем Лондоне.
Что действительно объединяет обе картины, так это место съемок: обе сняты не в Касабланке. Старая «Касабланка» — вообще в павильонах американских студий. А Касабланка из «Союзников» — на Канарах.
Место съемок классической «Касабланки» вызвало иронию мэтра европейской режиссуры Ларса фон Триера. Когда голливудские критики стали наезжать на него, что он затеял антиамериканскую трилогию, ни разу не побывав в Америке (трилогию неофициально открыла «Танцующая в темноте», одновременно замыкавшая так называемый женский цикл, а продолжили «Догвилль» и «Мандерлей» — последний фильм «Возингтон» снят не был), он ответил: «Но ведь американцы не постеснялись сделать «Касабланку», ни разу не побывав в Марокко».
С тем и к новому фильму.
О чем это
О том, что в марокканскую пустыню 1942-го спускается парашютист-диверсант союзных войск. Это персонаж Брэда Питта: канадец из Торонто, по легенде, француз из оккупированного немцами Парижа, специалист по фосфатам и руде, которого его фирма отправила в командировку.
В Касабланке его ожидает якобы жена, устроившаяся на работу в немецкое посольство. Иностранным актерам сложно в Голливуде. Изображающая псевдо-жену, а на деле члена французского Сопротивления Марион Котийяр, пожалуй, самая успешная француженка в летописях Голливуда. Такого успеха в Америке не знали ни Катрин Денёв, ни Жюльетт Бинош. Котийяр — вторая актриса за всю историю после итальянки Софи Лорен, удостоившаяся «Оскара» за лучшую женскую роль, сыгранную на неаглийском — в данном случае, разумеется, французском языке: за роль Эдит Пиаф в «Жизни в розовом цвете». У нее есть работы в сверхкассовых хитах: «Начале», «Темном рыцаре: Возрождении легенды», в громких «Джонни Д.», «Полуночи в Париже». И все же она обречена в Голливуде на роли француженок.
Но к сюжету. Псевдо-жена, давно готовившая фашистско-вишистских друзей к появлению своего элегантного мужа, сходу понимает, что акцент у него не парижский, а квебекский. Канадский квебекский, насколько понимаю, для французов из Франции чересчур старомодный.
У нее есть десять дней, чтобы наладить ему произношение. За эти десять они друг в друга влюбляются, хотя знают, что в случае террористических заданий это никогда не приводит к хорошему. В конце концов они все-таки занимаются любовью в автомобиле, застрявшем посреди пустыни в разгар песчаной бури. Сцена по своему эротизму, соседствующему с целомудрием, конечно, не сравнима с похожей (только без песчаной бури) находкой из «Титаника», но способна войти в топ-десятку... ладно, сотню любовных эпизодов в истории кино.
Почему у них только десять дней на исправление его акцента? Его и ее задание — попасть на прием к немецкому послу в Касабланке и там его убить. У нас был в СССР знаменитый разведчик, который в годы войны совершал подобные безумные успешные теракты, — Николай Кузнецов. Герои «Союзников» — это двое таких «кузнецовых», которые идут на подвиг-убийство, зная, что выжить едва ли удастся.
Персонаж Питта в «Союзниках» — безусловный Штирлиц. Но еще и Бонд: водит самолет, палит из автоматов, душит в телефонной кабинке агента абвера, который его распознал.
Однако после теракта, когда они расстреливают не только посла, но и еще пару десятков германских чинов и солдат, им удается спастись. И через контролируемый Британией Гибралтар перебраться в Лондон, причем спецслужбы проверяли ее три недели, что странно, ведь она выполнила секретную миссию этих самых спецслужб — была их шпионкой, фактически стала героем войны. В Лондоне спустя год она рожает от него дочь во время немецкой бомбежки, на пороге разрушенного горящего госпиталя.
А дальше происходит нечто: еще спустя год персонажа Питта вызывают в этакое британское НКВД, вероятно, некий отдел уже существовавших тогда главных тамошних спецслужб Ми-5 либо Ми-6, и человек со взглядом гэбиста (почему же эти взгляды во всех странах одинаковы неприятны?), ровным равнодушным голосом сообщает ему: а) что его жена, которая вместе с ним расстреливала высших чинов в Касабланке, подозревается в шпионаже в пользу фашистской Германии, и б) если обвинения подтвердятся, то в соответствии с правилами он сам должен ее убить, иначе его самого повесят за предательство Родины.
Это не спойлер — не раскрытие тайн сюжета. Это звучит во всех рекламных роликах фильма.
Что в этом хорошего
Главный вывод, на который настраивают «Союзники»: никогда ни за что нельзя связываться со спецслужбами. Даже во имя родины и во время войны.
Тебя всегда используют, сдадут, предадут, даже если у тебя есть заслуги перед родиной и теми же спецслужбами. Потому что какому-то высокому чину ради интересов родины или тех же спецслужб покажется правильным сдать тебя или вовсе убрать.
Хорошее западное кино настаивает на этих выводах все чаще. Мы об этом писали. Например, в случае с антитеррористическим триллером Антона Корбайна «Самый опасный человек». Или сатирой на ЦРУ, уничтожающего своих особо подготовленных агентов «Ультраамериканцы». Или анализируя темы современных британских детективных сериалов. Однажды мы и вовсе составили рейтинг наиболее известных фильмов про спецслужбы и спецагентов. Темы всех из них оказались на удивление не оптимистическими.
На этой фразе я почти завершу анализ «Союзников». Потому что дальнейший серьезный анализ невозможен. Все сказанное дальше окажется спойлером.
Но добавлю рассуждение на полях, которого сложно избежать. Недавно пришедшая в гости юная родственница заявила: что это за мужской шовинизм, который являет нам Голливуд 1930-60-х? Старообразные папики завоевывают молодых красавиц.
Поскольку «Союзники», пусть по касательной, связаны с «Касабланкой», интересно посмотреть, а кому из мужчин было сколько лет в момент создания знаменитых картин?
Хамфри Богарту в момент выхода «Касабланки» было 42. Он выглядел как «папик». Бреду Питту к премьере «Союзников» стукнуло 52. Он на вид все еще пацан.
Грегори Пеку в «Римских каникулах» — 37, в «Банковском билете в миллион фунтов стерлингов» — 38. И он там внешне очень-очень солидный мужчина, почти пенсионного возраста.
Джонни Деппу в «Ромовом дневнике», «Мрачных тенях», «Одиноком рейнджере», «Превосходстве» от 48 до 51 (а сейчас 53). И выглядит он как кто? Как пацан.
Джеймсу Стюарту во время появления в классических хичкоковских триллерах, входящих сейчас в десятки лучших фильмов всех времен, «Окна во двор» и «Головокружения», соответственно 46 и 50 лет. Ну вот уж папик так папик.
Но сейчас в кинотеатрах идут рекламы нового боевика с Киану Ривзом «Джон Уик-2». Ривз все еще выглядит как подросток-хиппи, выпавший в наше время из 1960-х. Сколько лет Ривзу? 52.
И никого не смущает, что у Питта, Деппа, Ривза, в отличие от Пека, Богарта, Стюарта их времен, куда более молодые экранные любовницы.
Для меня изумительный пример тогдашних возрастных сдандартов в кино —поздний триллер Хичкока «Марни» 1964 года. Там главную загадочную пару играют матерый папик Шон Коннери и девочка-лапочка Типпи Хедрен. Очень-очень юная лапочка.
Вопрос на зысыпку: кто из актеров старше? Ответ: Типпи Хедрен. Она выглядит на 20, но на полгода старше Шона Коннери.
Просто мода на тип мужчин изменилась. Сами мужчины изменились. И хоть в одной отдельной рецензии можно ведь об этом сказать?
Странности
Много темных пятен в истории «Союзников», прежде всего героини, особенно во время жизни в Касабланке. И это не детективная интрига, которую стоит разгадывать, а элементарная сценарная непродуманность. Претензии к сценарию — и в финале. Прямо-таки чувствую, как создатели фильма от сценаристов до режиссера и продюсеров перебирали разные варианты финала, чтобы и не подставиться в симпатиях к тем, к кому не стоит, и сокрушить зрителя ударной развязкой. В итоге финал был выбран компромиссный и необязательный.
Наш вариант рекламного слогана
Мы все сражались понемногу.