К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Шоковая терапия: как заработать миллионы на оружии, которое не убивает

Фото Ethan Oines для Forbes
Фото Ethan Oines для Forbes
Рик Смит, основатель Taser International, снабжает американских полицейских неопровержимыми доказательствами. И выручает из этого многомиллионную прибыль

Если случайный попутчик в самолете спрашивает Рика Смита, чем он занимается, он отвечает уклончиво: «Продаю промышленную электронику». Иначе основателю и генеральному директору Taser International на протяжении всего полета пришлось бы участвовать в разговоре на повышенных тонах о высокомерных полицейских, смертях от остановки сердца и чьем-нибудь знакомом, который получил разряд 50 000 вольт в грудь. «Это утомляет», — говорит Смит.

Прощай, оружие

Смиту нечего стыдиться своего детища. Он основал компанию в 1993 году, сразу после окончания бизнес-школы Чикагского университета.

Узнав, что двоих его бывших одноклассников в ходе стычки на дороге застрелил какой-то бизнес-консультант, Смит решил создать оружие, которое не будет убивать людей.

 

750 000 электрошоковых устройств Taser, которые он продал за 21 год, по его подсчетам, спасли жизнь 100 000 человек, которых могли убить из огнестрельного оружия. «Число смертей от огнестрельных ранений — большая проблема нашего общества, — говорит 44-летний предприниматель. — Вот я и подумал, что, если создать полезное устройство для ее решения, это может стать неплохим бизнесом».

Так и получилось. За последний год Taser получила прибыль $17 млн при выручке $148 млн. Но продажи электрошокеров растут не так быстро, как хотела бы компания, — рост по сравнению с предыдущим годом составил лишь 17%. О чем Смит охотно поговорил бы в самолете, так это о новом растущем бизнесе: Taser взялась за производство носимых камер и цифровых видеохранилищ. В ассортименте компании есть камера за $599 размером с мизинец, которая крепится на очки полицейского, и нагрудная версия размером с колоду карт за $399.

 

Материалы дела

Носимые гаджеты — одно из самых перспективных направлений на рынке электроники. По прогнозу исследовательской компании Juniper Research, к 2018 году мировые продажи устройств, которые носят на теле, достигнут $19 млрд.

Taser начала выпускать камеры в 2009 году, когда тема носимых гаджетов еще не была так раскручена. За пять лет менее 15% полицейских отделений США закупили их для своих сотрудников. Теперь этот показатель будет стремиться к 100%, считает Смит. Основная причина роста спроса — общественный резонанс, вызванный убийством 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна офицером Дарреном Уилсоном в Фергюсоне (штат Миссури) в августе 2014 года. По версии полицейского, Браун пытался отобрать у него оружие. «Я изменил свое отношение к камерам, — заявил председатель гильдии полицейских Сиэтла Ром Смит, многолетний противник камер, в интервью газете Seattle Times. — Я считаю, что, если бы на офицере Уилсоне была камера, не случилось бы массовых волнений и беспорядков».

quote_block node/252903

 

После инцидента в Фергюсоне Смит увидел всплеск интереса к камерам, складские запасы были увеличены на 50% в течение нескольких недель. Но взрывного роста продаж пока не наблюдается, камеры приносят лишь 10% выручки компании. Тем временем главный конкурент Смита, производитель носимых камер Vievu, заявил, что в сентябре был поставлен рекорд по продажам камер, они выросли более чем на 10%, а количество запросов на тестирование камер увеличилось на 70%.

Продажа камер помогает Taser зарабатывать на другом своем проекте — облачном хранилище данных Evidence.com. Его услуги стоят $15–55 в месяц в расчете на одного полицейского. Около 75% подразделений, которые приобрели камеры за последний квартал, подписались на услуги Evidence.com, вместо того чтобы хранить видео на собственных серверах. Полицейское управление Нового Орлеана, которое закупило в этом году 420 носимых камер Taser Axon, заложило в бюджет на эти цели $1,4 млн на пять лет. Сами камеры обошлись в $300 000, поэтому большая часть денег уйдет на хранение данных.

Смит называет Evidence.com «Dropbox для полицейских».

И он набрал в совет директоров своей компании парней из Кремниевой долины, которые отлично разбираются в подобных сервисах. Например, бывшего директора Facebook по технологиям Брета Тэйлора и знаменитого бизнес-ангела Хади Партови. «Они обслуживают сообщество, которое пока недостаточно использует высокие технологии», — объясняет Тэйлор специфику компании. Партови в прошлом году посоветовал Смиту приобрести стартап с «социальным фотоальбомом» Familiar, чтобы его генеральный директор Маркус Уомак сделал интерфейс Evidence.com более простым и разработал мобильное приложение для работы с фотографиями с места преступления.

Полицейские любят попадать на видеозаписи не больше, чем большинство из нас. Но немногочисленные исследования эффекта от применения носимых камер показывают, что они существенно снижают число жалоб на действия полиции. Полицейское управление Риалто (штат Калифорния) в рамках совместного исследования с учеными Кембриджского университета установило, что за первый год использования камер Taser число инцидентов с неправомерным применением полицейскими силы снизилось на 60%, а число жалоб на действия полиции — на 88%. Начальник полиции Риалто Тони Фаррар рассказал Forbes, что во второй год использования камер прогресс был уже не столь сильным, но все же значительным: число инцидентов было на 46%, а число жалоб — на 83% ниже изначального уровня.

 

Другое исследование, проведенное управлением полиции в городе Меса, показало, что на 50 полицейских, которые носили камеры, за год поступило втрое меньше жалоб, чем на их коллег без камер. Количество жалоб на случаи неправомерного применения силы у них снизилось на 75% по сравнению с предшествующим годом. «Камеры меняют ситуацию, — говорит Смит. — Это нелетальное оружие. Любой человек, когда знает, что его снимают, будет вести себя более разумно».

На стадии разработки

Taser разрабатывает и собирает всю свою продукцию в футуристической штаб-квартире в Скоттсдейле, штат Аризона. Вход в помещение площадью 10 000 кв. м — через круглую блестящую башню, по обе стороны от которой возвышаются стеклянные стены. Они затянуты 12-метровыми шторами с гигантскими изображениями полицейских, вооруженных электрошокерами Taser. Металлические двери открываются и сразу закрываются, оставляя посетителя перед сканером радужной оболочки глаза в тихой комнате овальной формы. Из этого портала попадаешь в 12-метровый атриум с серебристо-серыми мостками, которые пересекаются над головой, и с постерами на стенах, рассчитанными на основных клиентов компании из правоохранительных органов. «С новыми технологиями правда станет сильнее», — гласит плакат с изображением полицейского, который фотографирует номерной знак автомобиля.

На тренировочной сессии академии воздух наполняется хлопками электрических разрядов, потому что клиенты и сотрудники хотят испытать на себе электрошокер.

Глава отдела по связям с общественностью Стив Татл рассказывает об особенностях разных моделей так же подробно, как сомелье описывает вина. «M26 кусался, это было больно, — говорит он. — Но у новых моделей чистый разряд. Электрошок очень эффективен». По его словам, 70% сотрудников компании захотели испытать на себе воздействие Taser.

 

Производство расположено в том же здании, что и офис компании. За матовой стеклянной стеной, которая по команде становится прозрачной, десятки сотрудников собирают и испытывают электрошокеры и камеры.

Еще в 2006 году Taser попробовала устанавливать видеокамеры на своих шокерах, чтобы у полицейских были собственные доказательства в судебных тяжбах по жалобам на неправомерное применение силы. Но камеры, закрепленные на Taser, снимали лишь кадры применения нелетального оружия. «Мы поняли, что они должны быть закреплены на теле полицейского», — говорит Смит.

Идея впервые пришла в голову одному из сотрудников компании. В 2007 году Стив Уорд, бывший офицер полиции Сиэтла, возглавлявший отдел маркетинга Taser, уволился и основал собственную компанию Vievu, которая выпустила камеру за $900 размером с пейджер — она крепилась на форме полицейского. Taser подала на него в суд за злоупотребление коммерческой тайной и нарушение условий контракта, дело закончилось внесудебным соглашением. Когда Taser выпустила собственную носимую камеру в 2009 году, это была громоздкая система из трех устройств стоимостью $2000. «Пользователи ненавидели ее, — говорит Смит. — Мы продали, быть может, штук 200».

 

Ему не привыкать к тому, что с первого раза не все получается. В истории компании много провалившихся продуктов, включая Auto Taser — противоугонное устройство, которое должно было поражать воров электрическим током.

Vievu была более удачлива. Компания со штатом 16 человек продала за семь лет 44 000 камер на общую сумму около $30 млн. У Taser компактная модель Axon появилась лишь в 2012 году, на сегодня продано 20 000 устройств.

Но у Taser налаженный канал сбыта — полицейские подразделения, которые уже являются ее клиентами по другим продуктам. Компания пытается сделать свои камеры более привлекательными, чем продукция Vievu, и для этого внедряет технические решения, которые должны исключить ошибки при использовании — прежде всего случаи, когда полицейские забывают включить камеры или выключают их не вовремя.

У камер Taser в буфере постоянно хранится запись последних 30 секунд, чтобы полицейский мог зафиксировать события, происходившие за полминуты до включения камеры.

 

Программное обеспечение отслеживает активность камеры, поэтому контролер всегда узнает, что у камеры садится батарейка или что полицейский вручную ее отключил. У других компаний для получения такой информации надо проводить расследование. В октябре Taser представила новую функцию: камеры смогут активироваться удаленно, например, когда в радиусе 15 м включается полицейская мигалка. Когда-нибудь сигналом к включению камеры может стать учащенный пульс полицейского.

«Со временем каждый полицейский при поступлении на службу будет получать пистолет, дубинку, жетон и камеру», — говорит Смит. Он надеется, что это будет камера производства Taser.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+