В конце прошлой недели группа «Анонимный интернационал» опубликовала архив переписки, якобы принадлежащей сотрудникам ОАО «Московские информационные технологии» (МИТ), дочерней структуры правительства Москвы. Если верить этим данным, то ряд СМИ брали деньги за публикацию заказных материалов без соответствующей пометки «на правах рекламы». В переписке был и еще один интересный момент: ее участники утверждали, что научились манипулировать топ-5 «Яндекс.Новостей» — главного российского новостного агрегатора.
В опубликованных почтовых архивах содержится отчет о «размещении актуальных информационных материалов на сайтах СМИ для выведения новостей в топ «Яндекса». Согласно ему, с 22 апреля по 14 мая 2014 года манипуляторы пытались вывести в "пятерку" "Яндекс.Новостей" 12 информповодов. В 11 случаях им это удалось.
Главное на главной
Можно ли управлять новостной повесткой «Яндекса»? В недавнем интервью Forbes руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева говорила, что сервис каждый день посещают около 5 млн человек. Но топ-5 новостей отображается еще и на главной странице поисковика, чья ежедневная аудитория превышает 20 млн посетителей. В начале лета у ряда депутатов Госдумы даже возникли вопросы к «Яндекс.Новостям» — в частности, к принципу появления тех или иных новостей в "пятерке" на главной странице. Они требовали приравнять сервис к СМИ, но прокуратура не нашла у этой инициативы оснований.
В «Яндексе» всегда подчеркивали: новостные сюжеты формируются роботом, за формирование картины дня отвечает соответствующий алгоритм. Для ранжирования сообщений в “Яндекс.Новостях” используются формальные критерии, которые в большинстве случаев помогают построить адекватную новостную картину дня.
Как это работает? Каждому изданию-партнеру присуждается определенный вес на основе оперативности и цитируемости. Этот вес пересчитывается раз в неделю. При ранжировании новостных сюжетов учитывается плотность потока сообщений и вес изданий, опубликовавших новость. Чтобы тема попала в «Яндекс», одну и ту же новость должны за короткий промежуток времени опубликовать несколько партнеров сервиса. Причем если о той или иной новости напишут “много разных уважаемых изданий”, то она появится в топ-5. В компании признают, что заинтересованные лица могут пытаться использовать принципы ранжирования новостей в своих интересах. “Если кто-то вбрасывает несуществующую новость, а остальные ее перепечатывают, то это уже не вопрос манипулирования топом, а массовый обман читателей”, — говорит представитель “Яндекса” Ася Мелкумова.
Согласно данным из опубликованной переписки, для продвижения информационных поводов в топ-5 использовались ресурсы трех крупнейших российских новостных агентств, сайт телеканала ТВ-Центр, портал М24, газеты «Известия» (самое цитируемое печатное СМИ по версии «Медиалогии»), «Комсомольской правды», «Независимой газеты», «Московского комсомольца», «Вечерней Москвы», сайт Полит.ру и ряд других новостных сайтов и СМИ. Как утверждается в отчете, информационные материалы направлялись через электронную рассылку в редакции СМИ и пресс-секретарям префектур.
В компании «Московские информационные технологии» c Forbes общаться не захотели: по словам секретаря, никого из руководства на месте не оказалось, а на оставленный номер телефона так никто не перезвонил. Компания была создана в 2004 году. Основным направлением деятельности, согласно ее сайту, является информационная и аналитическая поддержка крупных бизнес-проектов, реализуемых на территории Москвы.
У МИТ два учредителя: 51% принадлежит Департаменту имущества Москвы, 49% — Научно-исследовательскому институту социальных систем при МГУ им. М. В. Ломоносова. НИИ помогает различным госорганам с информационно-аналитическим сопровождением. Но не только. В 2008-м правительство Москвы решило провести реконструкцию нескольких зданий между Остоженкой и Пречистенкой. Инвестором тогда, как сообщало «РИА Новости», выступил НИИ социальных систем.
Хотя МИТ была создана еще при экс-мэре Юрии Лужкове, рост выручки компании совпал с приходом к власти в Москве Сергея Собянина. В 2011 году выручка МИТ выросла почти в два раза — до 640 млн рублей (по данным СПАРК). В 2012 и 2013 годах выручка компании была уже 990 и 973 млн рублей соответственно. Согласно базе СПАРК, компания МИТ ежегодно выигрывает только один госзаказ у Москомспорта примерно на 7,5 млн рублей.
Страсть к манипулированию
В свое время «Яндекс» был вынужден закрыть рейтинг блогов, который стал использоваться пользователями в манипулятивных целях. Пять лет назад в корпоративном блоге компании появилась запись: “Мы увидели, что сервис, который изначально создавался как зеркало, отражение блогосферы, стал усилителем, медиаинструментом… для “выведения в топ” и дальнейшего распространения нужной темы в СМИ”. Тогда компания встала перед выбором — либо начать модерировать рейтинг блогов вручную, либо закрыть его. В “Яндексе” выбрали последнее: компания не могла гарантировать пользователям качественный сервис.
В вышедшей летом “Яндекс.Книге” директор по проектам компании Дмитрий Иванов вспоминал, что рейтингом блогов научились пользоваться пиарщики и политтехнологи, вывод в топ рейтинга стал отдельной платной услугой. “Сервис скорее можно было назвать “Топ бюджетов на продвижение в интернете тех или иных тем”, — говорил Иванов.
Но пока о закрытии “Яндекс.Новостей” речи не идет. “Случаи злоупотребления были и будут, поэтому мы будем искать новые критерии ранжирования, если прежние себя не оправдывают”, — говорит Мелкумова.