К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Доставьте это немедленно: кто заработает на ограничениях в онлайн-торговле

фото Corbis/FOTO SA
фото Corbis/FOTO SA
Государство взялось за регулирование рынка онлайн-торговли. В проигрыше покупатели. Кто поможет им справиться с новыми ограничениями и заработает на этом?

Новый год начался с плохих новостей для любителей заказывать вещи и технику в зарубежных онлайн-магазинах. Для начала правительство решило почти в семь раз снизить ежемесячный лимит на беспошлинный ввоз таких посылок. В проигрыше российские покупатели, в выигрыше — таможня и отечественные онлайн-ритейлеры. Но не только они.

«Разговоры об ужесточении уже привели к тому, что больше людей узнали о выгодах зарубежного онлайн-шопинга, а у посредников прибавилось клиентов», — говорит Максим Андрюхин, глава представительства в России и СНГ компании Bay.ru. Компания была создана в 2007 году как посредник между российскими покупателями и интернет-аукционом eBay. Сейчас она работает со многими зарубежными онлайн-магазинами, ежедневно доставляя в Россию около 1000 посылок. Годовая выручка Bay.ru составляет около $75 млн, в 2012 году компания получила первую прибыль.

«Чем больше будет препон, тем больше людей будут обращаться к нам», — уверен Андрюхин. Для посредников, похоже, наступает золотое время.

 

Лоббисты и чиновники

Октябрь 2012 года, на форуме «Открытые инновации» идет панельная дискуссия об инвестиционных возможностях российского интернета. Получив микрофон, основатель интернет-магазина KupiVIP Оскар Хартманн красноречиво описывает основные проблемы возврата инвестиций в электронной коммерции. Острейшей из них, по его мнению, являются неравные конкурентные условия отечественных торговцев с набирающими популярность зарубежными интернет-магазинами, не платящими ни налогов, ни пошлин.

KupiVIP за несколько дней до форума закрыл очередной раунд инвестиций, превысивших $140 млн. Инвесторы хотят знать, когда вложенное начнет приносить прибыль.

 

И Хартманн совсем не одинок в борьбе с иностранным «посылторгом»: помимо KupiVIP в обсуждениях этой проблемы с чиновниками участвовали Enter, Ozon и многие другие онлайн-магазины. Российская интернет-торговля набирает обороты (см. рейтинг 20 крупнейших магазинов), и ей совершенно не нужны далекие, мощные и опасные конкуренты.

Бум заказов одежды, электроники и прочих товаров в зарубежных магазинах давно привлекал внимание государственных чиновников: по оценке Федеральной таможенной службы, около 80% всех международных почтовых отправлений, поступающих в Россию, — товары, приобретенные в интернет-магазинах. Все это деньги, проплывающие мимо бюджета. Пока российские клиенты зарубежных магазинов могут получать посылки весом до 31 кг на сумму не более €1000 в месяц без уплаты пошлины. В декабре 2013 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию пообещал «упорядочить» интернет-торговлю, а уже в январе 2014 года правительство одобрило ограничение на беспошлинный ввоз посылок — €150.

Хартманн на странице в Facebook назвал снижение лимита «лучшим решением для российского интернета в этом году». «Спасибо за наше «светлое» будущее, обложенное налогами», — написал в ответ один из его фейсбучных друзей. Обсуждать эту тему с Forbes Хартманн отказался, назвав ее «очень резонансной».

 

Частные лавочки

«Я сейчас не могу говорить. Нужно заказы разобрать, пока дети спят», — говорит 26-летняя Наталья Климова, несколько лет назад переехавшая в Москву из Одессы. Она типичный частный посредник, помогающий российским клиентам покупать вещи за рубежом, организуя коллективные покупки в интернет-магазинах Германии, США, Англии, Финляндии. Пользователи оставляют заказы в группе в социальной сети «ВКонтакте», Наталья берет на себя общение с магазином и организацию доставки в Россию. Поскольку заказы консолидированы, перевозка обходится дешевле, чем если бы каждый покупал по отдельности.

По словам Климовой, в месяц из США обычно приходит около 10 посылок на 250–300 кг, поток из Англии зависит от сезона скидок — обычно 70–100 кг в месяц, но в сезон распродаж выходит те же 200-300 кг. Как удается провезти все это без оплаты пошлин? «Я оформляю посылки на себя, на родителей, на друзей, которые живут поблизости», — объясняет Наталья. За год работы у нее было лишь несколько случаев, когда посылка застряла: «Один раз оштрафовали за превышение лимита по весу. То ли попались две мои посылки одному таможеннику, то ли еще что, но за каждый лишний килограмм пришлось заплатить €4».

Частных посредников можно найти и за границей, как правило, среди выходцев из России. Для поддержания бизнеса Юлии Патриакка, живущей в США, достаточно блога в «Живом Журнале», где есть вся необходимая информация о расценках, способах доставки, дополнительных услугах. Например, она может уточнить ваш размер, упаковать обувь в посылку без коробки, чтобы уменьшить вес, или удалить все ценники. Товары Юлия оплачивает со своей американской карты, получив деньги от клиента любым удобным ему способом. И конечно, отправляет посылку от частного лица частному лицу, что помогает избежать уплаты пошлин.

Правда, сотрудники таможни всегда могут проверить стоимость товаров в посылке. «На таможне же тоже люди, и у них есть интернет. Они могут посмотреть рыночные цены и сравнить», — рассказывает один из таможенных брокеров. Если сумму посылки посчитают заниженной, то получателю придется доказать указанную стоимость. А при снижении беспошлинного порога до €150–200 таких случаев будет больше.

 

Посылка, признанная коммерческой партией, — страшный сон шопоголика: для ее получения необходимо лично ехать на таможню, оформлять груду бумаг, убеждать таможенника в том, что на самом деле это товары для личного пользования и т. д.

Этого можно избежать, если отправлять однотипный товар в нескольких посылках с небольшим промежутком по времени и на разных людей, пусть на один адрес, объясняет таможенный брокер.

Но если груз все же привлек внимание таможенников, заполнить все бумаги помогут таможенные представители. Такие услуги предоставляют почти все крупные службы экспресс-доставки и специальные организации: стоимость услуг колеблется от 3000 до 15 000 рублей за посылку. При этом личное присутствие все же требуется. «Получить посылку может только физлицо. Я не могу сделать это за него, только постоять рядом, подсказать, что говорить и что заполнять», — рассказывает брокер.

Альтернативная доставка

Избежать необходимости лично приезжать на таможню можно, воспользовавшись фирменным сервисом доставки компании-посредника. Петр Шарапов в США приехал учиться. Говорит, что после рождения ребенка осознал, как велика разница в ценах на детскую одежду и обувь, и начал слать вещи друзьям и знакомым в России. В октябре 2010 года, потратив год на подготовку программного обеспечения и проработку логистики, Петр запустил собственный посреднический сервис Shopfans. «Сделали автоматизацию, получили скидку от USPS, а дальше просто росли», — говорит Шарапов.

 

Shopfans не обещает помощи в покупке товаров, предоставляя покупателю только возможность заказать товар на адрес склада в США. Там посылки упаковывают и отправляют в Россию либо стандартной почтой, либо EMS (экспресс-доставка «Почты России»), либо собственной службой доставки Shopfans Express. Доставка посылки весом около 2 кг через Shopfans Express обойдется примерно в $75, а самый дешевый способ доставки через этого посредника — $45. Для тяжелых посылок разница не столь существенна: 15 кг службой Shopfans — $190, самой дешевой доставкой — $162.

«Наш канал доставки дороже, но быстрее и надежнее. Если отправлять «Почтой России», требовать что-то с нее проблематично. Если же мы говорим, что привезем за 7–8 дней, то привозим», — поясняет Петр. — А если не привозим, то платим компенсацию за срыв сроков». За счет чего соблюдаются сроки? «Самолетов своих у нас нет», — разводит руками Шарапов. Он везет все посылки в аэропорт Нью-Йорка, где есть несколько перевозчиков, с которыми он постоянно работает,  — «Трансаэро», AirBerlin. В Москве груз встречает таможенный брокер. В случае заказа доставки от Shopfans услуги по растаможке уже включены в стоимость. Услугу выбирают пока всего 20% клиентов, но Шарапов надеется, что новые правила стимулируют покупателей использовать его доставку.

Shopfans сотрудничает с таможенными брокерами компаний «Каргокаст» и «Юнитрейд». Кого из них подключать к делу, зависит от того, в какой московский аэропорт прилетает груз.

«На разных постах разные требования. Мы в основном летаем в Домодедово и во Внуково. Одному нужно то, другому это», — утверждает Шарапов.

 

Например, во Внуково могут потребовать подписанную копию бумажного договора с клиентом, а в Домодедово достаточно документов, подготовленных на основании заполненного на сайте договора-оферты. Грузы во Внуково могут оформляться по реестру, а в Домодедово — по пассажирским таможенным декларациям. А это значит, что список документов, которые необходимо собрать, различается.

По словам Шарапова, брокеры на таможенных постах, работающие с Shopfans, могут отказать в доставке той или иной посылки, например, из-за подозрений, что стоимость указана неверно. Брокеру проще отказать одной посылке, чем попасть на административное взыскание: у него солидарная ответственность с декларантом, и если таможня в ходе проверки даже задним числом находит нарушения, с таможенного брокера списывают платеж. «Поэтому он сильно заинтересован, чтобы не подставиться», — рассказывает Шарапов.

По данным ФТС, за 11 месяцев 2013 года было проведено более 5600 проверок: возбудили 2369 административных дел и 113 уголовных, доначислили таможенных платежей и наложили штрафов на 5,6 млрд рублей. При этом в Shopfans не видят никаких проблем в том, чтобы платить таможенную пошлину за клиента — эта сумма потом просто будет включаться в счет.

Сервис полного цикла

Братья Антон и Евгений Германы основали компанию Bay.ru (другое название — Dostami.ru) семь лет назад после переезда в Америку. Бизнес братья начали после того, как российский приятель попросил их привезти из США запчасть для автомобиля: оказалось, что дешевле всего купить ее на интернет-аукционе eBay и доставить в Россию.

 

Изначально созданный Германами сайт представлял собой русскую витрину самого крупного в мире интернет-аукциона eBay, позже добавили Amazon и других торговцев. Их официальными представителями они не были, только технологическими партнерами. Как работает эта «витрина»? Клиент заказывает товар на русском сайте, не общаясь с зарубежными продавцами, и платит посреднику привычными для себя способами — банковской карточкой, «Яндекс.Деньгами», через терминал «Евросети» или QIWI. При необходимости он  может обратиться за дополнительной информацией в службу поддержки — у компании свой колл-центр в Чикаго.

Заказывая товары в любом американском интернет-магазине, покупатель из России может указывать чикагский адрес компании (Bay.ru в данном случае выступает в роли так называемого мейлфорвардера). Все покупки придут на собственный склад, где их объединят в одну посылку и отправят в Россию. Думать об уплате пошлин заказчику не придется, их просто включат в конечную цену.

По оценке Bay.ru, граждане России увеличили покупки в интернет-магазинах США за последние два года втрое — с $300–400 млн до $1,1–1,2 млрд. По их словам, компания уже увеличили складские мощности в Чикаго в 2,5 раза и вложила $700 000 в развитие собственной службы доставки Dostami Express, услуги которой, по ее заявлению, обходятся клиенту дешевле, чем в EMS «Почты России».

Не так давно Bay.ru начала работать с магазинами за пределами США — в Китае и Европе. Серьезных последствий от снижения лимита на беспошлинную торговлю в компании не ждут. К тому же 24% заказов, по словам Максима Андрюхина из Bay.ru, по-прежнему приходится на автозапчасти, часто редкие, так что на небольшое повышение цен клиенты, скорее всего, отреагируют адекватно.

 

Китайская мудрость

Новые ограничения вряд ли полностью перекроют поток посылок из-за рубежа, но темпы роста покупок за рубежом могут замедлиться. Тогда посредникам, возможно, придется идти на уступки — уменьшать свою комиссию или искать способы снизить стоимость доставки.

Один из посредников, просивший не называть его имени, рассказал, что прорабатывает возможность сотрудничества с грузовой компанией, которая будет доставлять посылки из США в Россию на собственном грузовом самолете. По его словам, сроки доставки это увеличит с 5–7 дней до двух недель, зато позволит возить грузы стоимостью до €10 000 без уплаты пошлины. Схема работает так: посредник передает грузовой компании права на свои посылки в США, та доставляет их в Россию на свое юридическое лицо, «очищает» на таможне, а потом уже возвращает права на товары посреднику. «В грузовой компании ручаются, что здесь все юридически чисто», — утверждает собеседник Forbes.

«Лучше с этим не связываться. Как люди там растаможивают, я не знаю. Видимо, какой-то есть пост, у него аффилированный брокер», — комментирует подобную схему Шарапов из Shopfans. Но таможенный брокер, с которым поговорил Forbes, утверждает, что эта схема выглядит «серой», но законной. Просто всю возню с бумажками берет на себя грузовая компания. Хотя без знания всех деталей полностью быть уверенным в законности такой схемы нельзя, добавляет он.

Европейские и американские магазины пока не спешат менять свои правила в связи с готовящимися в России ужесточениями.

 

Например, если вы заказали несколько вещей на сумму €800, их упакуют и отправят одной посылкой, говорит Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. А вот китайские торговцы реагируют гораздо быстрее: если вы закажете рубашку и галстук в популярном китайском магазине Aliexpress, то в одном пакете придет рубашка, а в другом — галстук, говорит Иванов.

Для Aliexpress Россия в 2013 году стала основным зарубежным рынком сбыта, обогнав США и Бразилию. Не все онлайн-торговцы реагируют на изменения российских правил так быстро — без работы посредники не останутся.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+